Как сотрудники обманывают директоров, а директора – сотрудников

4362

Фото: HeadHunter

Михаил Жуков Управляющий директор компании HeadHunter, Москва


 В начале декабря 2012 года компания HeadHunter по заказу журнала «Генеральный Директор» провела исследование, целью которого было выяснить, как часто и по каким поводам сотрудники компаний лгут своим работодателям. На схожие вопросы ответили и директора предприятий

Как выяснилось, 60% сотрудников обманывают начальство, но только 3% сознались, что делают это регулярно (см. рис. 1). Работники вводят руководителей в заблуждение в основном ради того, чтобы избежать скандала (55%) и сохранить хорошие отношения (38%; см. рис. 2).

Интересно разобраться, что становится поводом для лжи. Довольно часто сотрудники пытаются прикрыть свое отсутствие на работе или занятие посторонними делами в рабочее время (см.таблицу). На мой взгляд, это не самая страшная ложь: она не может серьезно навредить бизнесу. К тому же в наших с Вами силах снизить количество таких бессмысленных обманов: нужно только обращать больше внимания на результат работы и думать о более комфортном для подчиненных графике.

Любопытной мне кажется ложь относительно личной жизни (в ней признались 16% работников). Для руководителей это тоже повод задуматься: либо мы настолько влезаем в жизнь подчиненных, что им приходится что-то привирать, либо личные обстоятельства кажутся наиболее удачным аргументом, чтобы трудиться поменьше, пораньше освободиться и т. п. Решение этой проблемы такое же, как в предыдущем случае, – надо в первую очередь смотреть на эффективность работы, а не на то, сколько часов сотрудник отсидел в офисе.

Ложь, которая действительно должна настораживать, к счастью, встречается реже. На мой взгляд, подчиненным нельзя прощать завышение собственных показателей (в такого рода обмане признаются 9% респондентов) и умалчивание важной информации (6%). Это именно то, что может навредить бизнесу. Причем подобный обман, как показывает статистика, раскрывается крайне редко (см. таблицу).

Директора тоже обманывают подчиненных. В этом сознались 48% респондентов (всего же в опросе приняло участие 1814 руководителей компаний). Самые распространенные оправдания – желание поднять моральный дух коллектива, сделать сотрудников хоть немного счастливее, не расстраивать их раньше времени, а также повысить эффективность труда. Около трети опрошенных лгут, говоря о том, что в компании грядут позитивные перемены, меньшее число руководителей сулит интересные проекты, повышение зарплаты, сохранение всех рабочих мест и продвижение по службе. Но есть и такие, кто не обещает светлого будущего – наоборот, сознательно лукавя, они пугают подчиненных тяжелыми временами и сокращениями персонала.

Стоит отметить, что 48% опрошенных работников и директоров сознались, что ложь им в работе не помогает.

Как сотрудники обманывают директоров, а директора – сотрудников

Как сотрудники обманывают директоров, а директора – сотрудников

 

10 способов распознать обман

  1. Когда человек лжет, он подолгу смотрит в глаза собеседнику, проверяя его реакцию на сказанное.
  2. Правдивые люди держатся прямо, не опускают голову. Лжец же чаще скрещивает ноги и руки, принимает неестественную позу.
  3. Когда человек лжет, он часто ерзает на стуле, у него бегают глаза, голос становится выше, лицо краснеет, дыхание затрудняется.
  4. Говоря правду, человек сопровождает речь жестикуляцией, которая ритмически ложится на его слова, усиливая смысл; лгущий держит жестикуляцию под контролем.
  5. Когда человек говорит правду, он использует множество лицевых мышц. Человек, который обманывает, улыбается одними губами.
  6. Лжец часто переспрашивает и предваряет свои ответы словами «по правде говоря» и «честно говоря».
  7. Стоит следить за отклонениями от ритма обычной речи сотрудника. Паузы в лживом рассказе длятся дольше, чем в правдивом. Но некоторые люди всегда медлят со следующей фразой. Если такой человек вдруг начинает тараторить – это признак лжи.
  8. Лжеца может выдать недостаточно продуманная история. Если Вы заподозрите обман, осторожно поинтересуйтесь частностями.
  9. Честный человек может вспомнить об упущенной детали и добавить ее к рассказанной истории задним числом. Лжецы опасаются, что их уличат, и избегают вдаваться в подробности.
  10. Собственная ложь заставляет человека чувствовать дискомфорт и даже сердиться. Ученые отмечают, что правдивый человек обычно вовлечен в свой рассказ, открыт и искренен. Лжец же, наоборот, часто насторожен, замкнут и не идет на контакт.

Подготовлено редакцией по материалам открытых источников

Говорит Генеральный Директор

Максим Авербух Генеральный Директор и совладелец компании «Электромет», Москва

Сотрудники часто предпочитают приукрасить информацию, передаваемую начальству, а иногда попросту замалчивают негативные факты. Эта ложь без злого умысла, однако, по моему мнению, она может быть гораздо опаснее любой другой. Потому что на основе информации, доносимой до Вас подчиненными, разрабатывается стратегия развития компании, строятся планы на будущее. Как бороться с такой ложью?

  1. Объясните сотрудникам, почему опасен обман, чтобы они контролировали себя. При обсуждении ключевых вопросов лишний раз напомните, что для принятия взвешенного решения важна любая информация, даже негативная.
  2. Отделяйте людей от проблем – как говорится, не нужно казнить гонца, приносящего плохие вести. Подчиненные должны ясно понимать, что Вы совершенно спокойно воспринимаете плохие новости, и даже более того – поощряете сотрудников, которые признают ошибки и откровенно рассказывают о проблемах.
  3. Не стоит мириться с ложью «во имя собственного спасения» (то есть когда сотрудник пытается оправдать свой проступок разными выдумками). Я, конечно же, не призываю Вас специально ловить своих подчиненных на вранье и увольнять за него, ведь на их место все равно придут люди, которые будут так же ошибаться и скрывать свои ошибки. Вместо этого постарайтесь приучить сотрудников к тому, что для них гораздо безопаснее признать свою вину, чем лгать и изворачиваться.

Справка


Михаил Жуков окончил Московский авиационный институт, прошел обучение в Московской международной высшей школе бизнеса «МИРБИС» при Российской экономической академии (ныне – Российский экономический университет) им. Г.В. Плеханова и школе бизнеса IMD в Лозанне (Швейцария). В 1992–1994 годах – заместитель Генерального Директора компании Soft-Tronik Networking. В 1994–2002-м – директор дивизиона сетевых решений, затем заместитель Генерального Директора компании IBS. В 2003–2006-м – старший управляющий компании «Гелиос Компьютер» (ныне – «Гелиос – информационные технологии»). В 2007–2008-м руководил проектным офисом управляющей компании «Сибур Холдинг». С 2008 года – Генеральный Директор, позже – управляющий директор компании HeadHunter.

HeadHunter

Сфера деятельности: интернет-рекрутмент

Численность персонала: 500

Количество размещенных резюме на сайте http://hh.ru: 9 139 293 (на 26 декабря 2012 года)

Подписчик журнала «Генеральный Директор»: с 2007 года

ЗАО «Завод «Электромет»

Сфера деятельности: мелко- и среднесерийное производство изделий из листового металла

Территория: головной офис – в Москве; производство – в пгт Фряново (Щелковский район Московской области)

Численность персонала: 80

Годовой оборот: 120 млн руб. (в 2011 году)



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа руководителя

Школа руководителя

Проверьте свои знания и приобретите новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...



Доставка новостей@

Оформите подписку, чтобы не пропустить свежие новости

150 000 + ваших коллег следят за нашими новостями




© 2011–2016 ООО «Актион управление и финансы»

Журнал «Генеральный Директор» –
профессиональный журнал руководителя

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Генеральный Директор». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.


  • Мы в соцсетях
Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение! Это бесплатно и займет всего минуту!

Вы сможете бесплатно продолжить чтение этой статьи, а также получите доступ к сервисам на сайте для зарегистрированных пользователей:

  • методики, проверенные на практике
  • библиотека Генерального Директора
  • правовая база
  • полезные подборки статей
  • участие и просмотр вебинаров

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль