Происходит конвергенция онлайн- и офлайн-торговли

2578
Происходит конвергенция онлайн- и офлайн-торговли

Фото: Jessica L Sheriff/Flickr

Мартайн Пейтерс Партнер компании PwC в России, Москва


Российские ритейлеры в Интернете стремятся торговать сразу всем, как это делает компания Ozon или портал «Яндекс.Маркет». Примерно 10–15 лет назад именно такая стратегия приносила успех в США и Европе, но в итоге выжили только самые сильные.

Две тенденции на Западе, которые Вам нужно учитывать. Во-первых, на Западе появляется все больше узкоспециализированных онлайн-магазинов, торгующих, например, только мылом или подгузниками. Во-вторых, западные ритейлеры создают разные каналы продаж, чтобы потребитель мог выбрать самый удобный (например, купить товар в Интернете, а забрать в обычном магазине). Иными словами, происходит конвергенция онлайн- и офлайн-рынков. Яркий пример: в сентябре 2013 года стало известно, что компании eBay и Argos заключили договор. Теперь клиенты eBay смогут забирать покупки в 150 магазинах одной из крупнейших сетей Великобритании. Чуть раньше по этому пути пошла компания Tesco PLC, предлагающая потребителям купить товары в Интернете, а забрать их в пункте выдачи.

У российского онлайн-рынка большой потенциал, особенно в b2b-сфере. В 2010 году в России Интернетом пользовалось 36% населения, а в 2012-м – уже 49%. Из них 85% делали онлайн-покупки хотя бы единожды, а 43% – ежемесячно. Также в России практически не занята ниша в сегменте b2b: основная часть бизнесменов устремилась в b2c-сектор. Ожидается, что к 2020 году Россия может стать четвертым в мире рынком розничной торговли, а это означает, что у страны большой потенциал в области электронной коммерции. Однако прежде надо решить проблемы, связанные с безопасностью платежей и укреплением доверия к компаниям (пока оно невелико). На мой взгляд, в России конкурентным преимуществом может стать доставка, если оказывать эту услугу более качественно, недорого и привозить товары в более короткие сроки.

И все же существует несколько мифов о торговле в Интернете. Например, считается, что соцсети будут незаменимым каналом розничной торговли. Наш опрос по всему миру показал, что это сильное преувеличение: всего 5% респондентов готовы совершать покупки через соцсети. Кстати, в России этот способ коммуникации с потребителем важнее, чем в других странах. Еще одна особенность России в том, что клиенты тут доверяют мнению друзей и экспертов при выборе товаров (аналогично обстоят дела в Китае). Также интересен вывод, что глобализация не стерла различий между потребителями разных стран. Приведу в пример компанию Kraft. Она выпускает чай под брендом Oreo. На протяжении 10 лет его продажи в Китае были низкими. Тогда руководство фирмы решило ориентироваться на местные предпочтения и разработало чаи со специальными вкусами (зеленый, со вкусом малины и черники). В итоге объем продаж в Китае вырос на 60%. Исследование показало, что главными побудительными мотивами для покупки остаются низкие цены, широкий ассортимент и лояльность бренду. Да, мир становится сложнее, но, перефразируя Марка Твена, можно сказать, что слухи о смерти традиционных магазинов сильно преувеличены.

Справка


Происходит конвергенция онлайн- и офлайн-торговлиМартайн Пейтерс окончил Университет Амстердама (имеет степень магистра экономики). Работал в брокерской интернет-компании. Более 15 лет консультирует европейских клиентов по вопросам стратегии, развития бизнеса и сопровождения сделок слияния и поглощения, имеет большой опыт реализации проектов в розничном и потребительском секторе в России и странах Восточной, Западной и Центральной Европы. В компании PwC руководит отделом консультационных услуг в области стратегии и операционной эффективности для российских предприятий, производящих потребительские и промышленные товары.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа руководителя

Школа руководителя

Проверьте свои знания и приобретите новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...



Доставка новостей@

Оформите подписку, чтобы не пропустить свежие новости

150 000 + ваших коллег следят за нашими новостями




© 2011–2016 ООО «Актион управление и финансы»

Журнал «Генеральный Директор» –
профессиональный журнал руководителя

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Генеральный Директор». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.


  • Мы в соцсетях
Зарегистрируйтесь на сайте и документ Ваш! Это бесплатно и займет всего минуту!

Вы сможете бесплатно скачать документ, а также получите доступ к сервисам на сайте для зарегистрированных пользователей:

  • методики, проверенные на практике
  • библиотека Генерального Директора
  • правовая база
  • полезные подборки статей
  • участие и просмотр вебинаров

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль