Куда предприятия станут вкладывать средства в ближайшем будущем

2432
Куда предприятия станут вкладывать средства в ближайшем будущем

Фото: CHS Inc/Flickr

Владимир Добровольский, Директор по развитию бизнеса Государственной транспортной лизинговой компании, Москва


На какие вопросы Вы найдете ответы в этой статье

  • В каких отраслях в 2010 году инвестиционная активность была особенно высока
  • К реализации каких инвестиционных проектов крупные предприятия приступят в ближайшем будущем

По данным Росстата, за первые шесть месяцев 2010 года инвестиции предприятий в основной капитал составили всего 101,3% по отношению к соответствующему периоду 2009-го. В следующие три месяца ситуация, однако, изменилась. Инвестиции в основной капитал за январь – октябрь 2010 года увеличились на 4,7% по сравнению с тем же периодом 2009-го. При этом в октябре 2010-го они составили 956,2 млрд руб., что на 10,7% больше, чем в октябре 2009-го, и на 5,8% больше, чем в сентябре 2010-го. Такой расклад можно объяснить тем, что инвестиционный процесс зачастую восстанавливается позднее, чем экономика в целом. Инвесторы ждут удачного момента для вложения средств и не спешат проявлять активность, не убедившись, что положительные тенденции в экономике стабильны.

По мнению специалистов Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКПа), особенностью первого полугодия стал рост участия малого бизнеса в инвестиционном процессе. Если в первой половине 2009 года на долю малого предпринимательства приходилось 25,2% общего объема инвестиций в основной капитал, то в том же периоде 2010-го их удельный вес увеличился до 32,5%. Между тем объемы инвестиций в основной капитал, осуществляемых крупными и средними предприятиями, сократились по сравнению с первой половиной 2009 года на 10,2%. В этих условиях рост вложений малого бизнеса почти на 30% стал фактором восстановления инвестиционного процесса в национальной экономике. Впервые масштабная инвестиционная активность была зафиксирована в июне 2010 года; в последующие месяцы объемы вложений продолжили расти (см. рисунок).


Куда предприятия станут вкладывать средства в ближайшем будущем


А что будет происходить в 2011 году? Информация об инвестиционных проектах предприятий крайне разрозненна. Тем не менее попытаюсь выделить отрасли, которые отвечают на призывы к модернизации, выдвигая конкретные проекты.


Жилищно-коммунальное хозяйство

В этой отрасли в 2010 году наблюдался максимальный рост инвестиционной активности. Такая ситуация во многом обусловлена износом объектов коммунального хозяйства. По словам президента России, износ составляет более 60% и если ничего не делать, то через пять – семь лет в ЖКХ наступит катастрофа. С другой стороны, в 2009 году тарифы на жилищно-коммунальные услуги выросли, в результате чего рентабельность предприятий отрасли повысилась почти вдвое. Благодаря этому был накоплен ресурс, необходимый для модернизации. Вот почему в 2011 году можно смело прогнозировать дальнейший рост инвестиционной активности в секторе ЖКХ.

Железнодорожный транспорт

Здесь также был отмечен рост инвестиционной активности; в частности, увеличился спрос на средства железнодорожного транспорта. Причиной этого может быть дефицит подвижного состава (например, в 2009 году его производство сократилось почти вдвое). Сегодня же спрос составляет 120% по отношению к показателям 2009 года.

Обращает на себя внимание контракт компаний «РЖД» и Siemens на поставку в ближайшие десять лет 240 составов Siemens Desiro (пригородные поезда, развивающие скорость до 140–160 км/ч). Общая стоимость заказа – 2,2 млрд евро. Сборка этих поездов тормозилась отсутствием твердых заказов на них. Первые 38 составов будут собраны в Германии – они предназначены для обслуживания Олимпиады в Сочи, – остальные должны быть выпущены в России. За право предоставить площадки для производства боролись Воронежский вагоноремонтный завод (принадлежит компании «Вагонреммаш») и Уральский завод железнодорожного машиностроения (УЗЖМ; г. Верхняя Пышма Свердловской области; входит в группу «Синара»). Предпочтение было отдано уральскому заводу. Отметим, что ранее по такой же схеме, то есть для выполнения твердых заказов РЖД, уже создавались совместные предприятия (СП). Первое – «Уральские локомотивы» – основано компаниями Siemens, «РЖД» и «Синара» для выпуска 221 грузового электровоза (сумма контракта – 42 млрд руб.). В соответствии с соглашением на базе УЗЖМ в 2011–2016 годах будет произведен 221 грузовой двухсекционный электровоз типа 2ЭС10. Второе СП – «Технологии рельсового транспорта» – создано французской компанией Alstom и российским «Трансмашхолдингом». Это СП выпустит в 2012–2020 годах 200 пассажирских электровозов ЭП20. Инвестиции «РЖД» составят 1 млрд евро.

Химическая отрасль, добыча газа и нефти

Эти отрасли традиционно привлекают инвесторов. Один из крупнейших проектов – строительство комплекса нефтеперерабатывающих и нефтехимических заводов – реализует компания «Татнефть» в Нижнекамске (Татария). Стоимость проекта, получившего название «Танеко», – около 4,5 млрд долл. США. Запуск первой установки состоялся в октябре 2010 года. Примечательно, что 70% оборудования и материалов для строительства поставили отечественные производители. Монтаж установки глубокой переработки нефти планируется завершить в 2012–2013 годах.

Нефтехимический холдинг «Сибур» намерен во второй половине 2012 года запустить в эксплуатацию комплекс по производству полипропилена в Тобольске (Тюменская область). Комплекс рассчитан на годовой выпуск 500 тыс. т, общая стоимость проекта оценивается в 2,5 млрд долл. США. Добавим, что «Сибур» уже завершил другой – правда, менее масштабный – проект в Перми. В рамках модернизации завода «Сибур-Химпром» были запущены три взаимосвязанных производства – этилбензола, стирола и вспенивающегося полистирола (альфапора). Стоимость проекта – около 8 млрд руб.

В 2011 году компания «Газпром» предполагает в 1,8 раза увеличить инвестиции в добычу газа и в 2,4 раза – в строительство газопроводов. Нефтяные компании планируют вложить в добычу нефти в 1,1 раза больше средств, а в строительство нефтепроводов – в 1,2 раза больше.

Значительную инвестиционную активность проявляет группа «Нитол». На базе ее предприятий «Усольехимпром» и «Усолье-Сибирский силикон», расположенных в г. Усолье-Сибирское Иркутской области, создается завод по выпуску поликристаллического кремния – материала, используемого в солнечной энергетике и электронике, в производстве большинства полупроводников. Мощность завода, по планам компании, составит 3,8 тыс. т поликремния и 200 т моносилана в год. В 2008-м было запущено производство поликремния мощностью 300 т в год, а во II квартале 2011-го предполагается ввести в эксплуатацию вторую очередь завода мощностью 3,5 тыс. т в год. Общий бюджет проекта – 600 млн долл. США. Его реализация будет способствовать снятию с производства на «Усольехимпроме» традиционной химической продукции.

Отдельно стоит отметить другой проект группы «Нитол», который предполагает создание в Усолье-Сибирском комплекса производств высокотехнологичных материалов для полупроводниковой промышленности, солнечной энергетики, микро- и оптоэлектроники и других отраслей. До 2020 года в этот проект планируется вложить 60 млрд руб.

Автопром

Один из самых масштабных проектов в этой отрасли – СП отечественной компании Sollers и концерна Fiat. Предполагается наладить производство до 500 тыс. пассажирских автомобилей в год. Примерно 88% инвестиций (2,1 млрд евро) поступит от государства. Строительство завода в особой экономической зоне Алабуга (Татария) планируется начать в 2011 году.

Обращают на себя внимания проекты «Северстали». В июле 2010 года в Калужской области начали работу два совместных предприятия с участием этой компании – металлоцентр «Северсталь-Гонварри-Калуга» (объем инвестиций – 40 млн евро) и штамповочное производство «Гестамп-Северсталь-Калуга» (вложения составили 89 млн евро). Первое предприятие будет выпускать в год примерно 170 тыс. т металлопроката (из них 70 тыс. – для автопрома), второе – 13 млн штампованных деталей. Однако здесь не обошлось без типичной для российской промышленности проблемы. Производства создавались для нужд завода Volkswagen в Калуге, но Volkswagen не подтвердил соответствие металлопродукции «Северстали» своим техническим требованиям. По этой причине «Гестамп-Северсталь-Калуга» выполняет заказы для Volkswagen не из металла «Северстали», а из сырья компании ArcelorMittal. Впрочем, другая компания – «Автофрамос» (ею владеет французский концерн Renault) подтвердила соответствие продукции «Северстали» своим требованиям. Этот пример лишь подтверждает, что ключевые преграды на пути привлечения иностранных инвестиций в российскую промышленность – низкая техническая грамотность сотрудников производства (ведущая к несоблюдению стандартов – естественно, если таковые вообще имеются) и несоответствие отечественных стандартов принятым в развитых странах.

Электроэнергетика

В этой отрасли выделяется СП китайской корпорации Huadian и российской ТГК-2, которая контролируется группой «Синтез». СП основано для строительства в Ярославле ПГУ-ТЭЦ (ТЭЦ на базе парогенераторной установки) мощностью 450 МВт и стоимостью 20 млрд руб. Контрольный пакет акций принадлежит китайскому партнеру.

Правительство одобрило договоры предоставления мощности (ДПМ), гарантирующие, с одной стороны, своевременную постройку энергообъектов, с другой – приоритетный доступ на рынок. Предполагается, что до 2017 года генерирующие компании введут 25,7 ГВт мощности за счет строительства новых и модернизации действующих энергообъектов. Установленная мощность вновь открытых и модернизированных энергообъектов составит 30,42 ГВт.

Больше всех построят ОГК-4, подконтрольная германскому концерну E.On (в ее ДПМ включено семь блоков общей мощностью 4 ГВт), а также дочерние компании «Газпрома» – ОГК-6 (3,46 ГВт) и «Мосэнерго» (2,9 ГВт). Суммарная стоимость всех проектов, включенных в ДПМ, заоблачная – примерно 1,2 трлн руб.

Горнодобывающая отрасль

Нужно отметить два проекта. Во-первых, уже завершенный компанией «Полюс Золото» проект строительства золотоизвлекательной фабрики на месторождении Благодатное в Красноярском крае. Это крупнейшая фабрика по переработке золотосодержащей руды. Строительство велось два года и потребовало 450 млн долл. США. По расчетам компании, освоение месторождения прирастит объемы добычи на 12 т в год.

Во-вторых, обращает на себя внимание проект предприятия «Полиметалл», направленный на освоение золотого месторождения Майское – одного из самых больших в России. Стоимость работ – 310 млн долл. США, срок окончания – I квартал 2012 года. Предполагается, что на Майском можно будет обогащать от 700 до 850 тыс. т руды в год и до 200 тыс. унций золота.

Металлургия

Внимания заслуживают проекты Магнитогорского металлургического комбината. В 2010 году на нем было завершено строительство комплекса стан-5000. Запуск запланирован на середину 2011-го. Производственная мощность – 1,5 млн т толстолистового проката в год. Инвестиции комбината в проект составили 39 млрд руб.

Второй проект – постройка нового цеха холодной прокатки. Инвестиции превысят 1 млрд долл. США. Цех будет выпускать высококачественный холоднокатаный лист для автомобильной промышленности. Мощность цеха – более 2 млн т в год. Первая очередь будет введена в строй в 2011 году.

Оба проекта по своей сути импортозамещающие.

Сельское хозяйство и пищевая промышленность

Значительная часть всех инвестпроектов, запущенных в конце 2009 – 2010 году, приходится именно на эти отрасли (см. таблицу). Кроме того, Объединенная зерновая компания (ОЗК) начала реконструкцию Новороссийского комбината хлебопродуктов (НКХП), занимающего второе место на Юге России после Новороссийского зернового терминала (НЗТ) по объему перевалки зерна на экспорт. Мощность НКХП планируется увеличить с 3,5 млн до 5 млн т (для сравнения: мощность НЗТ – 4 млн т). Завершить реконструкцию инвестор предполагает через два года; объем вложенных средств не раскрывается.

По итогам первой половины 2010 года инвестиционная активность в сельскохозяйственной отрасли снизилась, а по итогам октября сократилось и производство (на 11,6%). Однако это, скорее, явления временные, обусловленные аномальной засухой лета 2010-го. Сельское хозяйство остается одной из самых привлекательных отраслей для инвесторов (особенно компаний малого и среднего бизнеса). То же самое можно сказать и о пищевой промышленности.

Куда предприятия станут вкладывать средства в ближайшем будущем

Авиационная отрасль

Стоит отметить реализованный компанией «Аэрофлот» инвестпроект, результатом которого стал запуск терминала D аэропорта Шереметьево. Стоимость проекта – 1 млрд долл. США, пропускная способность терминала – более 12 млн пассажиров в год. Крупный инвестиционный проект в этой отрасли ведет и компания «Аэрокомпозит» в Ульяновске. Строительство завода по производству композиционных конструкций займет четыре года и потребует более 250 млн долл. США. Ввод в эксплуатацию намечен на 2013–2014 годы, а в 2015–2016-м планируется наладить серийный выпуск.

Лесопромышленная отрасль

Один из самых масштабных инвестиционных проектов – стоимостью 700 млн долл. США – ведет группа «Илим» в Братске (Иркутская область). Там планируется реконструировать старый целлюлозно-бумажный комбинат (ЦБК). А группа «Монди» уже завершила модернизацию лесоперерабатывающего комбината в Сыктывкаре. Проект под названием «Степ» – крупнейший в отрасли за последние 30 лет. Объем капиталовложений составил 544 млн евро.

Еще один крупный инвестпроект планируют осуществить российское предприятие «Свеза» и финская компания «ЮПМ-Кюммене». Они будут строить лесопромышленный комплекс стоимостью 1,2 млрд евро, включающий ЦБК, лесопильное предприятие и завод ориентированно-стружечных плит. По мнению экспертов, момент запуска проекта станет поворотной точкой в истории отечественной лесной промышленности, поскольку это первый осуществляемый с нуля проект за последние несколько десятилетий. Решение относительно расположения предприятия и сроков его постройки будет принято в декабре 2011 года.

Лесопромышленный комплекс «Байкал-Нордик» планирует строительство лесоперерабатывающего комбината в Бурятии. Реализация проекта начнется в 2011 году. В течение пяти лет компания должна будет вложить в строительство 12 млн евро.

Справка


Владимир Добровольский окончил Уманскую государственную аграрную академию (Черкасская область, Украина). Учился в аспирантуре Московского государственного университета коммерции. Получил степень MBA в Крэнфилдской школе менеджмента (Великобритания). Работал на руководящих должностях в крупных российских лизинговых компаниях («Промсвязьлизинг» – Independent Leasing, «Юниаструм Лизинг»).

Государственная транспортная лизинговая компания

Сфера деятельности: предоставление в лизинг транспортной техники и оборудования

Форма организации: ОАО

Месторасположение: Москва

Численность персонала: 150

Основные клиенты: аэропорты Емельяново (Красноярск), Кневичи (Владивосток), Шереметьево, компании «Дороги Черноземья», «Дорожная служба Иркутской области», «Дорснаб», «Рязаньавтодор», «Примавтодор», «Стройсервис»

Объем лизингового портфеля: 8,5 млрд руб. (на ноябрь 2010 года)



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа руководителя

Школа руководителя

Проверьте свои знания и приобретите новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...



Доставка новостей@

Оформите подписку, чтобы не пропустить свежие новости

150 000 + ваших коллег следят за нашими новостями




© 2011–2016 ООО «Актион управление и финансы»

Журнал «Генеральный Директор» –
профессиональный журнал руководителя

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Генеральный Директор». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.


  • Мы в соцсетях
Зарегистрируйтесь на сайте и документ Ваш! Это бесплатно и займет всего минуту!

Вы сможете бесплатно скачать документ, а также получите доступ к сервисам на сайте для зарегистрированных пользователей:

  • методики, проверенные на практике
  • библиотека Генерального Директора
  • правовая база
  • полезные подборки статей
  • участие и просмотр вебинаров

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль