Какие компании могут платить страховые взносы по пониженным ставкам

4644
Какие компании могут платить страховые взносы по пониженным ставкам

Фото: newsusacontent/Flickr

Дмитрий Липатов, Юрист компании «Налоговик», Москва


На какие вопросы Вы найдете ответы в этой статье

  • Какие предприятия в ближайшие годы смогут применять пониженные ставки при уплате страховых взносов
  • Каковы ограничения для применения льготных ставок
  • Как поступать, если компания ведет несколько видов деятельности, которые облагаются по-разному

Также Вы прочитаете

  • Как компании, применяющие «упрощенку», могут оптимизировать налоги: советы бывших сотрудников налоговой инспекции

В 2010 году бизнес-сообщество бурно обсуждало повышение ставок страховых взносов с 26 до 34%. Законодатели отреагировали на начавшиеся дискуссии и для некоторых видов деятельности снизили ставку до 14–26%, внеся изменения в статью 58 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ. Правда, эта поблажка будет действовать лишь ближайшие два-три года (см. таблицу). Давайте разберемся, кто же получил право платить страховые взносы по льготным ставкам.

Какие компании могут платить страховые взносы по пониженным ставкам 


Компании, применяющие «упрощенку»

С учетом того, что выросшие страховые вносы могут стать для небольших компаний непосильными, в конце 2010 года президент России дал задание разработать закон, устанавливающий для них льготы. Предполагалось, что в 2011–2012 годах все малые предприятия, а также организации, применяющие «упрощенку», и компании производственной и социальной сфер смогут платить страховые взносы по ставке 26, а не 34%. Однако Федеральный закон от 28.12.2010 №432-ФЗ этих ожиданий не оправдал. Ставку 26% разрешили применять лишь тем компаниям и индивидуальным предпринимателям, которые работают по упрощенной системе налогообложения и чей основной вид деятельности:

  • производство пищевых продуктов, минеральных вод и других безалкогольных напитков;
  • текстильное, швейное, обувное производство, выделка кожи и выпуск изделий из нее;
  • обработка древесины и производство продукции из дерева, выпуск целлюлозы, древесной массы, бумаги, картона и изделий из них;
  • химическое производство;
  • производство резиновых и пластмассовых изделий;
  • производство машин и транспортных средств, станкостроение;
  • производство электротехнического, электронного и оптического оборудования;
  • производство мебели, спортивных товаров, игр и игрушек, музыкальных инструментов;
  • выпуск и прокат кино- и видеофильмов;
  • научные исследования и разработки, образование;
  • здравоохранение, социальные услуги;
  • переработка вторичного сырья;
  • строительство;
  • техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств;
  • удаление сточных вод, утилизация твердых отходов и т. п.;
  • персональные услуги;
  • ремонт бытовых изделий и предметов личного пользования;
  • управление недвижимым имуществом.
Если учесть, что упрощенный режим в нашей стране применяют лишь около 15% малых и средних компаний, а также что перечисленными видами деятельности занимаются только 5–7% всех предприятий, картина получается не очень радостная. Помимо того, закон предусматривает еще одно дополнительное ограничение: организация имеет право на льготу, только если доля доходов от реализации продукции и (или) оказания услуг в рамках обозначенных направлений деятельности составляет не меньше 70% общего объема ее выручки.

IT-компании

Федеральный закон от 16.10.2010 №272-ФЗ установил для фирм, которые разрабатывают и продают компьютерные программы и базы данных, оказывают сопутствующие услуги (адаптация и модификация программ и баз данных, их установка, тестирование и сопровождение), ставку в размере 14%. Она будет действовать до 2017 года, а затем постепенно начнет повышаться. Но и для этих организаций предусмотрено несколько ограничений.

Во-первых, чтобы воспользоваться льготой, IT-компания должна иметь государственную аккредитацию. Важно отметить, что с августа 2010 года аккредитацию проводит Министерство связи и массовых коммуникаций РФ, а не Федеральное агентство по информационным технологиям, как раньше. Поэтому для получения аккредитации юрист предприятия должен направлять документы непосредственно в Минкомсвязи РФ. Если там примут положительное решение, компания получит выписку из реестра по утвержденной форме. Эта выписка и станет документом, подтверждающим право применять льготные ставки. Вашей бухгалтерии нужно будет прикладывать ее к отчетности, подаваемой в ПФР и ФСС.

Во-вторых, доход предприятия от деятельности в сфере информационных технологий за девять месяцев года, предшествующего году перехода на пониженные тарифы, должен составлять не меньше 90% общего дохода компании за это время.

В-третьих, средняя численность сотрудников за девять месяцев года, предшествующего году, в котором начала применяться льгота, должна быть не меньше 50 человек (п. 3 ч. 2.1 ст. 57 Федерального закона №212-ФЗ).

Если проверяющие обнаружат, что не выполнено хотя бы одно из перечисленных требований, компания лишится права применять пониженные тарифы.

Средства массовой информации

Компании и индивидуальные предприниматели, работающие в сфере печатных и электронных СМИ (за исключением рекламных и эротических), могут применять ставку в размере 26% (Федеральный закон от 08.12.2010 №339-ФЗ). Однако и тут есть свои нюансы. Воспользоваться льготой можно будет, только если:

  • радио- или телевещание либо выпуск периодических изданий – это основной вид деятельности предприятия;
  • компания включена в реестр организаций и индивидуальных предпринимателей, ведущих деятельность в сфере СМИ.
Чтобы соответствующие положения законодательства начали реально работать, правительство РФ должно определить порядок подтверждения издательскими фирмами основного вида экономической деятельности, а также порядок ведения реестра организаций и индивидуальных предпринимателей, занимающихся бизнесом в сфере СМИ. На момент подписания номера в печать эти документы утверждены не были.

Как быть, если компания ведет несколько видов деятельности

Многие предприятия ведут несколько видов деятельности, и может возникнуть ситуация, когда один из них предполагает пониженную ставку страховых взносов, а другой – нет. Если функции каждого из сотрудников не выходят за пределы какого-либо одного вида деятельности, проблем не возникает. Сложнее, когда обязанности работников имеют отношение сразу к нескольким видам деятельности, которые облагаются по разным ставкам. Для таких случаев порядок и методика распределения фонда оплаты труда и расчета взносов законодательно не урегулированы. Рекомендую Вам посоветоваться с главбухом – пусть он предложит порядок распределения страховых взносов между разными видами деятельности. Не забудьте закрепить выбранный порядок в положении об учетной политике.

По материалам автора статьи

Рассказывают практики

Эффективные способы оптимизации налогов при «упрощенке»

Михаил Стаканов Управляющий партнер консалтингового объединения «Фактор групп», Москва

Виталий Сазанский Старший консультант по налогам и сборам консалтингового объединения «Фактор групп», Москва

По прогнозам Минфина России, дефицит Пенсионного фонда РФ в 2011 году вырастет до 1 трлн руб., поэтому вряд ли стоит ожидать новых налоговых льгот малым компаниям. Хотя ставка по страховым взносам для них снижена до 26%, это мера временная (на два года); кроме того, тариф все равно значительно выше, чем существовавший до 1 января 2011 года 14-процентный. Таким образом, для многих компаний по-прежнему актуален вопрос безопасной оптимизации налогов. Мы расскажем о законных способах, которые Вы можете использовать в своей работе.

Переезд в регион с более выгодными условиями. Власти многих субъектов РФ с 1 января 2009 года снизили ставку налога для компаний, применяющих «упрощенку» c объектом налогообложения «доходы минус расходы». Напомним, что максимальная ставка налога – 15%, а снизить ее вплоть до 5% позволяет статья 346.20 Налогового кодекса РФ. Например, в Москве установлен тариф 10% (закон г. Москвы от 07.10.2009 №41). Его вправе применять предприятия, ведущие научные разработки, если выручка от этой деятельности составляет больше 75% общей суммы выручки. Есть ряд регионов, где для всех видов деятельности введена минимальная ставка – 5%. Это, в частности, Липецкая область, Ставропольский край, Ямало-Ненецкий автономный округ.

Поскольку риски претензий со стороны налоговой инспекции все же существуют, а арбитражная практика по вопросам миграции в регион с более выгодными условиями еще не сложилась, в целях безопасности Вам стоит позаботиться о доказательствах, подтверждающих, что Вы ведете бизнес на новом месте. В частности, желательно арендовать здесь офис и заниматься реальной финансово-хозяйственной деятельностью с местными контрагентами. При этом Вы можете продолжать бизнес и в том регионе, откуда переехали, – для этого можно, например, оформить старый офис как обособленное подразделение головной организации, зарегистрированной на новом месте. Так Вы сумеете обойти одно из ограничений для применения «упрощенки» – наличие филиалов и представительств (подпункт 1 п. 3 ст. 346.12 НК РФ).

Переход на уплату налога на основе патента. Законный способ оптимизации налогов при применении «упрощенки» – их уплата на основе патента (ст. 346.25.1 НК РФ). В первую очередь такая возможность должна заинтересовать индивидуальных предпринимателей, оказывающих бытовые услуги (ремонт обуви, граверные работы, уборка помещений и пр.). Перечень видов деятельности, предполагающих право уплаты налогов на основе патента, устанавливают региональные власти (например, в Москве это закон от 29.10.2008 №52). Одновременно с принятием перечня определяется размер потенциального годового дохода для каждого из перечисленных видов деятельности; стоимость патента устанавливается равной 6% этой суммы. Таким образом, «упрощенка» на основе патента выгодна в том случае, если годовой доход индивидуального предпринимателя превышает размеры потенциального дохода, установленного региональными властями.

Кстати, уплату налога на основе патента можно совмещать с применением традиционной упрощенной системы (см., например, письмо Минфина России от 20.02.2009 №03-11-11/25). Поэтому если компания ведет несколько видов деятельности, то с более доходных можно платить налог на основе патента, а с менее прибыльных – по обычной «упрощенке». Чтобы начать платить налоги на основе патента, нужно подать заявление в ИФНС не позже чем за один месяц до перехода на эту систему.

Уплата налога на основе патента, однако, разрешается не всем предприятиям – помимо ограничений, связанных с видом деятельности, есть и ряд других. Одно из них касается среднесписочной численности работников – она не должна превышать пять человек. Кроме того, деятельность на основе патента можно вести только в том регионе, где этот патент получен, а доход может быть не выше 60 млн руб. в год.

Если законодательство Вашего региона не предусматривает подобной схемы уплаты налогов, есть смысл подумать о переводе предприятия в «патентный» субъект РФ (не исключено, что таким окажется один из соседних регионов).

Совет.  Хороший эффект даст применение сразу нескольких способов оптимизации налогов (но не более четырех одновременно). Каждый из этих способов имеет и достоинства, и недостатки, но все потребуют изменения документооборота и повлекут расходы на внедрение. Поэтому, прежде чем применять тот или иной метод, желательно взвесить все за и против вместе с Вашим главбухом (поскольку он наравне с Вами несет ответственность за неуплату налогов), а также с юристом. И, конечно, помните, что цель бизнеса не сводится к одному лишь снижению налоговой нагрузки.

Справка


Дмитрий Липатов имеет солидный опыт консультирования по вопросам обеспечения экономической безопасности предприятий. Разрабатывает и проводит семинары, посвященные защите бизнеса.


Михаил Стаканов окончил Российскую экономическую академию им. Г.В. Плеханова по специальности «экономист» (специализация – финансовый анализ). В 1998–2001 годах – государственный налоговый инспектор отдела выездных проверок ИФНС России №27 по г. Москве. В 2001–2003-м работал финансовым аналитиком. Действительный член Палаты налоговых консультантов РФ и профессионального комитета Европейской конфедерации налоговых консультантов (CFE).

Виталий Сазанский в 2001 году окончил Московский финансовый колледж при Минфине России по специальности «финансы». 12 лет работал в налоговых органах Московской области. Советник государственной гражданской службы РФ 2-го класса.

«Налоговик»

Сфера деятельности: обеспечение экономической без­опасности бизнеса, правовая защита предприятий при проверках налоговых органов и органов МВД (УБЭП, УНП, ДЭБ), представление интересов компаний в арби¬тражных судах

Форма организации: ООО

Месторасположение: Москва

Численность персонала: 70

Основные клиенты: компании «Акситех», «Красный сектор», «ЛК-строй», «Оптимальные коммуникации», «Промышленная автоматизация», «Ремонт кровли», «Розенфилд Холдинг», Свердловский мясоперерабатывающий комбинат, «Теплотрансстрой», «Тирит»


«Фактор групп»

Сфера деятельности:консалтинговые услуги предприятиям по вопросам налогообложения, аудита, арбитража, бухучета

Форма организации: группа компаний (включает ООО «Финансовая практика» и ООО «Финансовый аудит»)

Месторасположение: Москва

Численность персонала: 17

Годовой оборот: 14 млн руб. (в 2009 году)

Стаж управляющего партнера в должности: с 2002 года (с момента основания)

Участие управляющего партнера в бизнесе: наемный менеджер

Подписчик журнала «Генеральный Директор»: с 2010 года



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа руководителя

Школа руководителя

Проверьте свои знания и приобретите новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...



Доставка новостей@

Оформите подписку, чтобы не пропустить свежие новости

150 000 + ваших коллег следят за нашими новостями




© 2011–2016 ООО «Актион управление и финансы»

Журнал «Генеральный Директор» –
профессиональный журнал руководителя

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Генеральный Директор». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.


  • Мы в соцсетях
Зарегистрируйтесь на сайте и документ Ваш! Это бесплатно и займет всего минуту!

Вы сможете бесплатно скачать документ, а также получите доступ к сервисам на сайте для зарегистрированных пользователей:

  • методики, проверенные на практике
  • библиотека Генерального Директора
  • правовая база
  • полезные подборки статей
  • участие и просмотр вебинаров

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль