Как Генеральному Директору составить бизнес-план нового проекта, чтобы зацепить собственника

6778
Фото © Shutterstock
Фото © Shutterstock
Гусев Андрей
Консультант по корпоративному управлению и организационному развитию, Москва
  • На что собственник в первую очередь обращает внимание, изучая бизнес-план нового проекта
  • Какие расчеты нужно представить, чтобы добиться одобрения проекта
  • Какие ошибки чаще всего допускаются при разработке бизнес-планов: наблюдения практика

Работая в разных компаниях, я и сам подготавливал бизнес-планы новых проектов, и требовал их составления как собственник и руководитель. Разработке бизнес-планов посвящено немало книг, по этой теме проводятся особые тренинги – так что, если вы хотите детально изучить вопрос, недостатка в источниках у вас не будет.

Я же хочу рассказать о главном – о нюансах, на которые потенциальный инвестор всегда обращает внимание. Допустим, инвестором выступает владелец бизнеса, которым вы руководите. Что нужно учитывать?

Важнейшие разделы бизнес-плана нового проекта

Дразнилка

Это – самое начало плана. Вам следует просто и доступно изложить суть идеи, четко ответив на вопрос: «Чем Ваша технология (проект, продукт) так хороша, что мне, инвестору, надо в нее вложиться, пока другие не опередили?». Если объяснение получится неубедительным, дальше бизнес-план читать не станут. Могу поделиться собственной находкой: в иных случаях хорошей дразнилкой бывает флэш-мультик.

Документы я бы советовал готовить или в Microsoft Word, или в Microsoft PowerPoint: тогда они будут удобны и для распечатки, и для просмотра с монитора. На первый взгляд может показаться, что оформление – мелочь. Но ведь большое складывается как раз из мелочей.

Оценка рынка

Эта информация (в том числе данные о конкурентах и рисках) должна быть включена в бизнес-план обязательно; ее можно изложить в тексте дразнилки, а можно вынести в особый раздел. Ознакомившись с представленными сведениями, собственник сумеет оценить, насколько Вы компетентны в своей сфере. Скорее всего, инвестор отлично разбирается в вопросах Вашей отрасли, поэтому (если только Вы не предлагаете ноу-хау) не утомляйте его теоретическими выкладками и историей вопроса. Больше конкретики. Что, на мой взгляд, важно? Если Вы привлекаете данные маркетинговых или рейтинговых компаний, не забудьте об этом упомянуть. Если же приводите собственную оценку – так и говорите: ошибка инвестору обойдется очень дорого.

Структура затрат

На что вы планируете расходовать средства – это собственник обязательно изучит, и очень подробно. Поэтому соответствующему разделу бизнес-плана уделите самое пристальное внимание. Вот несколько советов.

  1. Не преуменьшайте затраты: проще один раз получить столько, сколько надо, чем потом выбивать дополнительные средства.
  2. Забудьте о правиле социалистического планирования «запроси в два раза больше: урежут наполовину, и получишь сколько нужно». Сейчас другое время, и Вы привлекаете другой источник финансирования.
  3. Обязательно предусмотрите финансирование в несколько этапов.
  4. Будьте точны при расчете операционных расходов (особенно вычисляя размер фонда заработной платы и в частности объем Вашего собственного вознаграждения).

Математическая модель

Речь идет о прогнозах доходов и расходов, сроков достижения самоокупаемости и возврата вложенных средств. По существу это обычные финансовые отчеты (данные для которых, как правило, берутся с потолка), но без них нельзя. Ознакомившись с прогнозами, инвестор убедится, что Вы четко представляете себе цели проекта. В математике разбираются не все, поэтому, если Вы не имеете опыта подготовки бизнес-плана, но уже определились с дразнилкой, оценкой рынка и структурой затрат, а главное – убеждены, что Ваша идея будет успешной, не постесняйтесь обратиться за сторонней помощью, например к Вашим коллегам.

Как избежать провала

С таким настроением слона не продашь. Если вы приходите к инвестору, заранее зная, что он вам откажет, – лучше не ходить. Такой настрой может погубить самую лучшую идею и самый безупречный бизнес-план.

Не говори гоп, пока не перепрыгнешь. Не менее опасно и обратное – излишняя самоуверенность. Помните: какой бы гениальной ни казалась Вам идея, собственник (инвестор) рискует своими личными деньгами. Поэтому он всегда будет оценивать ваше предложение со своей личной точки зрения, которая не обязательно совпадет с вашей.

Краткость – сестра таланта. Не перегружайте инвестора информацией: он занятой человек и не станет читать многотомные фолианты. Если идея его зацепит, а данных для принятия решения окажется недостаточно, он сам запросит у Вас дополнительные сведения. Главные требования к бизнес-плану – лаконичность и информативность.

Семь раз отмерь – один отрежь. Принципиально важно избегать любых ошибок; грамматические ошибки так же недопустимы, как и ошибки в расчетах, терминах и названиях. Это требование может показаться несущественным, однако на практике небрежность при подготовке бизнес-плана способна погубить сделку: не исключено, что инвестор воспримет ошибку как неуважение к себе.

Ошибки при составлении бизнес-плана нового проекта

Егор Ожерельев, Начальник центра финансового моделирования компании «Эксперт Системс», Москва

Разработчики, составлявшие бизнес-план строительства фармацевтического предприятия, забыли, что продукция, которую предполагалось выпускать, приходит в негодность при температуре ниже 0 °C. Требовалось либо ограничить объем будущего сбыта, либо вложить средства в обустройство складских помещений. Однако любой из этих вариантов сильно снижал эффективность проекта, делая его невыгодным.

  1. Завышение объемов сбыта. Составители одного из бизнес-планов не учли, что для обеспечения планируемого объема производства понадобится больше оборудования, чем намечалось; также они не приняли во внимание время, требуемое на ввод техники в эксплуатацию. В результате встал вопрос о серьезном увеличении первоначальных инвестиций. Поэтому, подготавливая бизнес-план производства, детально продумайте такие нюансы, как вероятные простои оборудования по техническим причинам, регламенты ремонта, сроки обучения персонала, объемы возможного брака.
  2. Неверный расчет оборотного капитала. Основа для расчета показателей эффективности бизнеса – денежный поток. Не столь важно, какую прибыль Вы станете получать, – важнее, какие суммы денег и в какой момент фактически будут поступать и расходоваться. Нельзя корректно рассчитать денежные потоки и требуемые объемы финансирования, не определив размер оборотного капитала и не выбрав схемы закупок сырья, комплектующих и поставок готовой продукции (по предоплате, в кредит, по смешанной схеме).
  3. Неразличение денежных потоков проекта и компании в целом. Это типичная ошибка, возникающая, когда проект финансируется полностью из собственных средств компании. Например, если Вы планируете покупку оборудования для изготовления новой продукции в дополнение к выпускаемой сейчас, нельзя учитывать в проекте денежные потоки, которые обеспечивает имеющееся производство. Нужно либо выделить для проекта свои денежные потоки (используя в качестве финансирования – причем платного, см. ниже – доходы от уже ведущейся деятельности), либо рассчитать разницу между нынешними доходами компании и ее доходами после реализации проекта и уже эту разницу дисконтировать, оценивая экономический эффект.
  4. Занижение ставки дисконтирования. Есть миф, будто собственные средства (скажем, нераспределенная прибыль прошлых лет) бесплатны. При этом забывается, что деньги принадлежат не компании, а ее владельцам или акционерам, которые заинтересованы в получении определенного дохода. С их точки зрения, прибыль должна быть распределена между ними в виде дивидендов. В то же время держатели долей или акций могут отсрочить получение дохода, инвестировав причитающиеся им средства в какой-либо проект – но только при условии, что этот шаг принесет им еще большую выгоду. Рассчитывая стоимость такого капитала, обязательно нужно принимать во внимание риски – например, в виде коэффициента волатильности (бета). Ни у одного проекта ставка дисконтирования не может быть равна лондонской межбанковской ставке предложения (LIBOR), ставке рефинансирования или банковского депозита – разве что речь идет об очень крупном инфраструктурном проекте.

Как Генеральному Директору составить бизнес-план нового проекта, чтобы зацепить собственника

Как Генеральному Директору составить бизнес-план нового проекта, чтобы зацепить собственника

Копирование материала без согласования допустимо при наличии dofollow-ссылки на эту страницу



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа руководителя

Школа руководителя

Проверьте свои знания и приобретите новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...



Доставка новостей@

Оформите подписку, чтобы не пропустить свежие новости

150 000 + ваших коллег следят за нашими новостями




© 2011–2016 ООО «Актион управление и финансы»

Журнал «Генеральный Директор» –
профессиональный журнал руководителя

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Генеральный Директор». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.


  • Мы в соцсетях
Зарегистрируйтесь на сайте и документ Ваш! Это бесплатно и займет всего минуту!

Вы сможете бесплатно скачать документ, а также получите доступ к сервисам на сайте для зарегистрированных пользователей:

  • методики, проверенные на практике
  • библиотека Генерального Директора
  • правовая база
  • полезные подборки статей
  • участие и просмотр вебинаров

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль