Как менее болезненно сократить социальные затраты

3174
Фото © Shutterstock
Фото © Shutterstock
  • К каким последствиям может привести сокращение социальных затрат
  • Как смягчить негативный эффект от сокращения
  • Что делают с социальными расходами в компаниях «Обувь России» и Mazars

Затраты на обучение, лечение сотрудников, корпоративную культуру и т. п. – это инвестиции в устойчивое развитие бизнеса. Они если и окупаются, то не сразу. Поэтому в условиях финансовой нестабильности руководители урезают их в первую очередь. Также под сокращение попадают и внешние социальные затраты, такие как расходы на благотворительность, спонсорство, поддержку социальной инфраструктуры регионов.

И хотя меры по сокращению социальных затрат достаточно эффективны в краткосрочной перспективе, все-таки не стоит ими увлекаться. Сокращение социальных затрат может привести к снижению лояльности сотрудников, партнеров и, как следствие, к снижению производительности труда, качества продукции или услуг, деловой репутации фирмы.

Кроме того, сокращение социальных затрат может привести и к увольнениям сотрудников, которые реализовывали какую-либо социальную функцию. Например, отмена бесплатного питания может привести к сокращению персонала столовой предприятия.

Оцените риски

Прежде чем издавать какие-либо приказы, направленные на сокращение социальных затрат, стоит проанализировать как минимум следующие риски:

  • оттока персонала;
  • снижения уровня квалификации сотрудников;
  • падения конкурентоспособности товаров (услуг);
  • исков и штрафов;
  • забастовок;
  • ухудшения отношений с органами федеральной, региональной и местной власти.

Если вероятность наступления рискового события велика, то от таких сокращений стоит воздержаться или продумать, каким образом можно предотвратить ущерб.

Как смягчить негативные последствия

Если вы решили начать или уже начали сокращение социальных затрат, предпримите ряд простых шагов, которые помогут смягчить негативные эффекты.

Создайте группу по разработке и внедрению программы сокращения социальных затрат. Такая рабочая группа должна включать представителей различных отделов компании. Решения о способах сокращения затрат должны приниматься коллегиально. Иначе, если за сокращение расходов отвечают, к примеру, один или два менеджера из службы HR или финансов, могут быть не учтены интересы основных подразделений бизнеса.

Определите, по каким направлениям будут сокращаться затраты, проанализировав соответствующие риски. Экспертным путем оцените и классифицируйте по вероятности и последствиям риски, которые могут возникнуть. Разработайте программу мероприятий по смягчению выявленных рисков: например, получите юридическое заключение по произведенным увольнениям, примите дополнительные меры по информированию, определите выплату компенсаций.

Формализуйте программу сокращения затрат и донесите ее до заинтересованных сторон. Документально оформите программу сокращения выбранных затрат. Она должна содержать не только набор мер, сопровождаемых целевыми количественными показателями, но и подробное описание мероприятий по смягчению последствий с указанием сроков и ответственных. Необходимо также разработать ясные, не противоречащие друг другу информационные материалы для заинтересованных сторон (сотрудников, органов власти и представителей объектов социальной инфраструктуры в регионах присутствия, СМИ, получателей благотворительной помощи).

Информируйте сотрудников. Недостаток информации – причина слухов и предположений, которые вызывают панику среди сотрудников и партнеров компании. Персонал и все заинтересованные стороны должны четко понимать, какая именно программа по сокращению социальных затрат будет реализована в компании, каковы будут ее масштабы и примерная продолжительность. Поэтому имеет смысл организовать ряд мероприятий (встречи один на один, круглые столы), выпустить пресс-релизы, чтобы проинформировать, используя заранее подготовленные материалы, сотрудников и другие заинтересованные стороны о предполагаемой программе сокращения затрат (см. Как действовать в случае сокращения персонала).

Оцените эффективность своей работы. Как мы уже говорили, оценивать риски и правильно доносить до сотрудников трудные решения – две необходимые составляющие той «анестезии», которая поможет претворить в жизнь программу сокращения затрат с минимальными финансовыми и репутационными потерями для бизнеса. Однако, чтобы Вы могли корректировать принятую программу, необходимо оценивать эффективность уже реализованных мероприятий. Это можно сделать, ответив на следующие вопросы:

  • Достигнуты ли поставленные нами целевые показатели?
  • Вовлекли ли мы в процесс принятия решений о сокращении социальных расходов все подразделения компании?
  • Сумели ли мы справиться с выявленными рисками выбранным нами путем?
  • Имеют ли заинтересованные стороны всю необходимую информацию о программе сокращения социальных расходов?

Если Вы ответили «да» на все эти вопросы, то можно сказать, что операция по сокращению «социалки» прошла успешно. Вы сделали все возможное для сохранения социальной стабильности в коллективе и в регионах присутствия в целом. Многие организации утверждают, что «люди ― это главный актив компании». То, как руководители ведут себя со своими сотрудниками и партнерами в период сокращения социальных затрат, показывает, соответствует ли это заявление действительности.

Как действовать в случае сокращения персонала

  1. Регулярно информируйте сотрудников о том, что происходит. Предоставляйте сотрудникам информацию об имеющихся возможностях (перемещения, совместительства и пр.). Это сведет к минимуму вероятность нежелательных действий со стороны сотрудников, поможет сохранить ценных работников.
  2. Обязательно оказывайте помощь увольняемым и обучите соответствующим навыкам руководителей, сообщающих об увольнении. Сотрудники, попавшие под сокращение, начинают чувствовать себя недооцененными, обманутыми, в некоторых случаях они становятся озлобленными. Это может оказать негативное влияние на ключевых работников и привести к тому, что они также примут решение об уходе из компании. Все это может вызвать спад производительности и даже привести к преднамеренному саботажу.
  3. Уделите серьезное внимание оставшимся сотрудникам. Для дальнейшего развития компании важно поддерживать их мотивацию, правильно информировать их о том, как программа по оптимизации затрат отразится непосредственно на них. Если информация об антикризисных мерах будет преподнесена своевременно и с правильно расставленными акцентами, компания не только не потеряет лояльность персонала и репутацию среди местных сообществ, но и получит от заинтересованных сторон необходимую поддержку в непростой период.

Рассказывает практик

Светлана Белова, Директор по персоналу ГК «Обувь России», Новосибирск

Нам, как и многим компаниям, пришлось сократить социальные расходы. В первую очередь снизить затраты на корпоративные подарки, проведение корпоративных мероприятий. При этом о любом изменении мы информируем сотрудников, объясняем им, почему принимаем то или иное решение, говорим о масштабах и примерной продолжительности программ по сокращению издержек. Открытость в этих вопросах позволяет заручиться поддержкой персонала. В кризисных условиях, когда на первый план выходят текущие задачи, все-таки важно внимательно относиться к достижениям людей и публично поощрять тех, кто эффективно работает. Поэтому в октябре – ноябре 2008 года мы провели конкурс на лучшего продавца, недавно подвели итоги, победителей отметили грамотами и ценными подарками.

Говорит Генеральный Директор

Анна Бельвез, Генеральный Директор и управляющий партнер российского офиса компании Mazars, Москва

Мы сократили только две статьи социальных затрат – обучение и внутренние коммуникации. И то не в полной мере: обязательные обучающие программы – для аудиторов и бухгалтеров – остались. Прекратились уроки иностранных языков, которые, возможно, возобновятся к лету, в зависимости от ситуации. Расходы на внутренние коммуникации мы постарались снизить до минимума. Однако для поддержания благоприятной атмосферы в коллективе мы продолжаем поздравлять наших сотрудников с днем рождения. Мы также планируем отмечать все предстоящие праздники.

Не подлежит снижению зарплата сотрудников, а также социальный пакет. Что касается последнего, то мы его, наоборот, улучшили. Ведь в сложные периоды, в том числе во время кризиса, нужно идти навстречу людям, создавать им благоприятные условия, способствовать тому, чтобы они могли создать оптимальный баланс между жизнью и работой, а не давить на них. В нашей компании такой подход гораздо больше способствует повышению эффективности.

Чтобы позволить себе это, мы существенно сократили расходы на маркетинг и рекламу.

Как менее болезненно сократить социальные затраты

Копирование материала без согласования допустимо при наличии dofollow-ссылки на эту страницу



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа руководителя

Школа руководителя

Проверьте свои знания и приобретите новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...



Доставка новостей@

Оформите подписку, чтобы не пропустить свежие новости

150 000 + ваших коллег следят за нашими новостями





© 2011–2016 ООО «Актион управление и финансы»

Журнал «Генеральный Директор» –
профессиональный журнал руководителя

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Генеральный Директор». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.


  • Мы в соцсетях
Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение! Это бесплатно и займет всего минуту!

Вы сможете бесплатно продолжить чтение этой статьи, а также получите доступ к сервисам на сайте для зарегистрированных пользователей:

  • методики, проверенные на практике
  • библиотека Генерального Директора
  • правовая база
  • полезные подборки статей
  • участие и просмотр вебинаров

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль