Что происходит на рынке купли-продажи малого и среднего бизнеса

4046
Что происходит на рынке купли-продажи малого и среднего бизнеса

Фото: Hernani Larrea/Flickr

Евгений Дитковский Генеральный Директор компании «Магазин готового бизнеса «Делошоп», Москва


На какие вопросы Вы найдете ответы в этой статье

Инициатива на рынке слияний и поглощений сейчас идет от продавца. По сравнению с летом 2008 года количество предприятий, выставленных на продажу, возросло более чем в два раза. Например, если в середине августа к нам поступило около 60 заявок на продажу бизнеса, то в середине января – примерно 140. Примечательно, что и в конце декабря (с 22-го по 29-е) 75 компаний прислали заявки на продажу своего бизнеса. Это уникально для предпраздничной недели. Более того, заявки на продажу поступали и в праздники. Так, с 29 декабря по 4 января мы получили 30 предложений на продажу бизнеса. Такого раньше не было никогда!

Количество покупателей тоже растет, но этот рост несопоставим со взлетом продаж. Если раньше на одно предложение о покупке приходилось два предложения о продаже, то сегодня пропорция изменилось примерно до одного к трем. Рынок слияний и поглощений уверенно становится рынком покупателя.

Меняется отраслевой состав привлекательных компаний. Покупатели бизнеса все больше интересуются пищевой промышленностью (особенно производством хлебобулочных изделий), медициной, арендным бизнесом, телекоммуникациями. Сегодня востребованы компании в отраслях, наиболее близких к потребителю. Речь идет о товарах и услугах, необходимость в которых будет оставаться (или возрастать) и в кризис.

Что появляется на волне кризиса

1. Сделки «за один рубль». Такие сделки характерны для компаний, у которых активы равны сумме долгов. Эти сделки идут быстро, так как бизнес продается по цене намного ниже адекватной. Руководители построили бизнес на кредитные деньги, но сейчас понимают, что кредиты вернуть не могут, и вынуждены продавать перспективные компании за гроши. В основном это касается предприятий строительного сектора или связанных с ним: производство мебели, деревообработка и т. п. Например, в такой ситуации оказалось крупное лесоперерабатывающее предприятие из Омской области, у которого было на 500 млн руб. активов и на такую же сумму – долгов. В подобную ситуацию попадают и компании, у которых основные клиенты – строители.

2. Немонетарные расчеты. Эта тенденция наметилась еще в сентябре. В целом она закономерна: с одной стороны, деньги на рынке вроде бы есть, а с другой – они сконцентрированы там, откуда их трудно достать. Поэтому компании при слияниях и поглощениях либо рассчитываются друг с другом частично деньгами, а частично своими акциями или долями, либо полностью переходят на немонетарный расчет. Это, в некотором роде, достаточно новая ситуация. Делается оценка компании-продавца и компании-покупателя. Исходя из этого, определяется соотношение: стоимость одной акции компании-покупателя в ситуации до поглощения и в ситуации после поглощения. В итоге продавец получает за проданный бизнес акции новой компании.

3. Кредитование покупателей. У некоторых банков в настоящее время довольно много денег, и их нужно где-то размещать. Поэтому банки заинтересованы в кредитовании надежных покупателей перспективного бизнеса. Кредиты будут выдаваться или под залог бизнес-активов покупателя, или под залог активов приобретаемого бизнеса, или под смешанный залог. Эта возможность может дать существенный толчок для дальнейшего роста рынка слияний и поглощений в сегменте среднего бизнеса.

Советы покупающим

1. Определитесь, для чего Вы приобретаете новый бизнес. Что Вы намерены усилить: производственную часть, клиентскую часть? За счет чего хотите выиграть? Может быть, Вам не следует покупать сразу весь бизнес и брать на себя все риски, а лучше вступить с кем-то в партнерство? На все эти вопросы Вы должны дать себе четкие ответы. Не стоит сегодня покупать бизнес только потому, что он продается дешево.

2. Ориентируйтесь на потребительский сектор. Инвестируйте в первую очередь в те компании, которые менее зависят от изменения экономической ситуации, а именно в предприятия, работающие в сферах питания, медицины, телекоммуникаций, недорогих развлечений.

3. Выявите ценность. Если Вы покупаете компанию за копейки, в первую очередь проанализируете, почему этот бизнес решили «сбросить», и определите, в чем заключается его основная ценность. Например, какой-то завод может находиться в плачевном финансовом (экономическом) состоянии, иметь устаревшее оборудование, но располагать подведенными электрическими мощностями в промышленном масштабе. Если именно это Вам нужно, так ли уж важны финансовые коэффициенты предприятия?

4. Выдвигайте адекватные требования. Речь идет о ситуации, когда инициатива исходит от продавца. Скажем, Вы намерены купить предприятие, руководствуясь определенными критериями: завод с участком земли, конкретным объемом производственных площадей, теми или иными коммуникациями. Мало вероятности, что среди «сбрасываемых» в кризис бизнесов будет именно то, что Вам нужно. Продаваемая компания может быть действительно ценной, но она необязательно будет соответствовать всем заявленным Вами критериям.

5. Не тяните. Если Вы нашли хороший объект, который продается дешево из-за каких-то временных трудностей (например, предстоящих выплат по кредитам), то принимать решение нужно довольно быстро. Не ждите, когда этот бизнес еще подешевеет. Ведь, пока Вы медлите, банк может арестовать имущество предприятия и придется выплачивать кредит на определенных банком условиях; в результате сумма выплат может превысить заявленную изначально цену. Мы недавно уберегли от подобного промаха покупателя одного деревообрабатывающего предприятия.

6. Смотрите на капиталоемкость. Выбирайте менее капиталоемкие предприятия, чтобы снизить риски: капиталоемкий бизнес несет в себе гораздо больше рисков.

7. Проверяйте. Проверка состоит из двух частей. Первая – проверка самого бизнеса, то есть клиентской части: рынка, выручки (средние чеки, отчеты по кассе, движение по банковским счетам), цен, прибыли. Это необходимо, чтобы не столкнуться с внезапным падением выручки сразу после покупки. Обращайте внимание на косвенные признаки. Например, чтобы проверить, сколько потребляется леса-кругляка в неделю, узнайте, сколько этого сырья было на складе на начало и на конец недели. Уточните, сколько предприятие тратит электричества (если речь идет о производстве), горюче-смазочных материалов (для сельхозпроизводителей) и т. д. Если приобретаемое предприятие располагается на арендованных площадях, встретьтесь с арендодателем и проговорите все детали, чтобы обеспечить преемственность хозяев.

Вторая часть – это проверка юридической чистоты активов. Надо выяснить, как активы закреплены, правильно ли они оформлены, нет ли у компании каких-то неявных или скрытых от Вас обязательств.

Рекомендации продающим

К продаже бизнеса необходимо готовиться заранее. Нужно иметь достаточно прозрачный учет, чтобы покупатель мог ознакомиться с данными о работе Вашего предприятия за последние два, а лучше три года. Следует привести в порядок юридические документы. У Вас должно быть подтверждение того, какими активами Вы обладаете, действительно ли имеете на них право, правильно ли оно оформлено (см. выше: Советы покупающим). Обычно с момента выставления бизнеса на продажу до достижения договоренности о сделке проходит около четырех месяцев.

Если же бизнес изначально был непрозрачен и у Вас нет времени, чтобы провести надлежащую предпродажную подготовку, то можно продавать его по активам: отдельно помещение, отдельно оборудование и т. д. Помочь подготовить бизнес к продаже могут и профессиональные брокеры, работающие на рынке купли-продажи бизнеса.

Что касается продажи доли компании (если продавец хочет сохранить за собой контроль над фирмой), то в малом и среднем бизнесе такая схема практически невозможна: как показывает опыт, стороны при такой сделке не доверяют друг другу.

Справка


Евгений Дитковский окончил магистратуру Государственного университета – Высшей школы экономики. Начал работу в консалтинговой сфере, затем реализовал несколько проектов в таких компаниях, как группа МДМ, УК «ВоГЭК», «ГидроОГК». С 2006 года возглавляет компанию «Магазин готового бизнеса «Делошоп».

«Магазин готового бизнеса «Делошоп»

Сфера деятельности: оказание услуг при купле-продаже бизнеса (поиск покупателя, сопровождение сделки, предпродажная подготовка), франчайзинговый консалтинг

Форма организации: ООО

Территория: головной офис расположен в Москве, компания имеет партнеров в Санкт-Петербурге, Астрахани, Екатеринбурге, Казани, Нижнем Новгороде, Новгороде, Перми, Ростове-на-Дону, Тюмени, Уфе

Численность персонала: 30

Финансовые показатели: в портфеле компании – бизнесы стоимостью от 100 тыс. до 50 млн долл. США



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа руководителя

Школа руководителя

Проверьте свои знания и приобретите новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...



Доставка новостей@

Оформите подписку, чтобы не пропустить свежие новости

150 000 + ваших коллег следят за нашими новостями




© 2011–2016 ООО «Актион управление и финансы»

Журнал «Генеральный Директор» –
профессиональный журнал руководителя

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Генеральный Директор». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.


  • Мы в соцсетях
Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение! Это бесплатно и займет всего минуту!

Вы сможете бесплатно продолжить чтение этой статьи, а также получите доступ к сервисам на сайте для зарегистрированных пользователей:

  • методики, проверенные на практике
  • библиотека Генерального Директора
  • правовая база
  • полезные подборки статей
  • участие и просмотр вебинаров

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль