Чем антимонопольная служба может помочь небольшим компаниям

3454
Чем антимонопольная служба может помочь небольшим компаниям

Фото: эмблема Федеральной антимонопольной службы

Владимир Бенда Кризисный управляющий, Москва


На какие вопросы Вы найдете ответы в этой статье

  • Каким образом компании, занимающие доминирующее положение на рынке, могут мешать деятельности Вашей фирмы
  • Как действовать, если Вам ограничивают доступ к более экономичнымтоварам или услугам
  • Какова ответственность руководителей и компаний за нарушение антимонопольного законодательства

Цель антимонопольного законодательства – исключение монополизации экономики и усиление системы свободного предпринимательства путем развития конкуренции. Все участники хозяйственной деятельности (продавцы и покупатели) должны находиться в равных условиях с точки зрения возможности вести хозяйственную деятельность и конкурировать. В частности, они не должны иметь ограничений в доступе на рынок и выходе с него, не должны контролировать рыночные цены, при этом влияние государства на процесс формирования цен, спроса и предложения должно стремиться к нулю. Однако в нашей стране антимонопольное законодательство часто не соблюдают. Одно из нарушений, которое существенно мешает развитию конкуренции, хотя и остается для многих незаметным, – это ограничение допуска продавцов на рынок того или иного товара (услуги). Устранение этого ограничения сегодня будет являться для Вашей компании хорошей антикризисной мерой, так как позволит существенно снизить затраты.

С какими проблемами может столкнуться бизнес

Приведу примеры из реальной жизни, которые показывают, каким образом недобросовестные компании могут отрицательно влиять на деятельность фирм, нарушая антимонопольное законодательство.

Ограничение доступа к более экономичным услугам. Допустим, Вы находите для своей компании помещение в бизнес-центре. Вас все устраивает, даже высокая цена аренды. Однако, заключая договор аренды, Вы выясняете, что для получения доступа к телекоммуникационным услугам Вы обязаны заключить договор с конкретной компанией-провайдером. Вы изучаете ее тарифы и видите, что они существенно выше среднерыночных. Предположим, Вам удается уговорить арендодателя разрешить Вам заключить договор с другой телекоммуникационной компанией, однако цена допуска (цена, которую должны заплатить Вы или альтернативный оператор арендодателю или провайдеру бизнес-центра) чрезмерно высока, что делает заключение договора с альтернативным оператором еще менее выгодным, чем с оператором бизнес-центра. Таким образом, цена аренды – это еще не вся плата. К ней Вы должны прибавить разницу между монопольно высокой ценой телекоммуникационных услуг и рыночной ценой этих услуг.

Ограничение доступа компании на рынок. Допустим, у Вас бизнес по продаже хлебобулочных изделий. Вы ищете помещение для торговой точки. Находите отличное место – это оживленная улица, на которой существует только один аналогичный магазин. По одну сторону улицы – жилые дома, где нет подходящих помещений, по другую – здание бывшего НИИ, в котором сдаются помещения в аренду. Казалось бы, проблема решена, однако арендодатель Вам сообщает, что с арендой помещений проблем нет, но Ваш бизнес не должен предполагать продажу хлебобулочных изделий (соответствующее положение заносится в проект договора аренды). Причина такой «установки» арендодателя – «искреннее» стремление сохранить архитектурный облик улицы, который может быть испорчен булочной. Вы показываете фотографии Ваших булочных, которые от фасада до прилавка имеют ультрасовременный вид, пытаетесь доказать, что от булочной будет лучше и живущим рядом людям, и архитектурному облику. Однако все бесполезно, потому что конкурент дает взятки арендодателю.

Как изменить ситуацию, используя антимонопольное законодательство

Для начала оцените проблему. Если в бизнес-центре работает лишь один оператор связи, то подсчитайте свои затраты. Возможно, тарифы этого оператора не слишком высоки и Вы укладываетесь в бюджет. Если же цены или действия поставщиков товаров (услуг) Вас не устраивают, Вы можете воспользоваться следующим алгоритмом. Добавлю, что я неоднократно применял его на практике, что помогало мне и моим коллегам добиваться снижения цен на услуги.

Шаг 1. Анализ ситуации

Вам необходимо понять, имеет ли место нарушение антимонопольного законодательства. Мой опыт показывает, что нарушения есть практически всегда, когда Вы в рамках определенного товарного рынка вынуждены приобретать товары или услуги по ценам выше рыночных. Кстати, возвращаясь к первому примеру, бизнес-центр вполне можно рассматривать в качестве товарного рынка (см. Глоссарий). Результатом этого этапа должна стать аналитическая записка, доказывающая, что, в частности, тарифы оператора, действующего в бизнес-центре, превышают тарифы альтернативных операторов. Данное сравнение лучше оформить в виде таблицы. Заключительную часть записки посвятите наказанию, которому может подвергнуться монополист в случае, если Ваша правота будет доказана (см. таблицу).

Глоссарий

Товарный рынок – одно из ключевых понятий антимонопольного законодательства. Закон «О защите конкуренции» дает следующее определение: это сфера обращения товара, который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами (п. 4 ст. 4 Федерального закона 26.07.2006 №135-ФЗ). Другими словами, товарный рынок – это не обязательно страна, республика, город или район. Товарный рынок может быть сколько угодно маленьким. В частности, территория бизнес-центра вполне может быть квалифицирована как товарный рынок для целей, например, телекоммуникационных услуг, поскольку в данном месте и в данное время Вы не можете приобрести товары или услуги по рыночной цене, а именно по цене, по которой рассматриваемые услуги продаются вне товарного рынка (бизнес-центра).

По материалам автора статьи

Чем антимонопольная служба может помочь небольшим компаниям

Шаг 2. Переговоры с руководством монополиста

Вам нужно добиться встречи с руководством компании-монополиста и попытаться мирно, в рамках досудебного урегулирования, решить проблему. Такой подход дает Вам важное психологическое преимущество, делая Вашу позицию безупречной: «Вы монополист, Вы нарушаете закон, в результате чего создалась угроза экономической безопасности моей компании; мы не хотели выносить сор из избы и предприняли все, чтобы договориться, в частности, предупреждали и о применении такой меры, как защита своих интересов в суде». Однако контролировать мирное урегулирование нужно Вам лично: это поможет избежать возможных конфликтов, которые могут произойти из-за нелояльности Ваших сотрудников или их неумения вести переговоры. Так, однажды я работал с одним блестящим юристом. За время многолетних судебных баталий он настолько привык к конфликтам, что все «мирные» переговоры с его участием заканчивались в суде. Поэтому я стал подключать его к проектам только на этапе, когда мирное урегулирование было невозможно.

Вернемся к примеру с ценами на услуги оператора связи в бизнес-центре. На встрече с монополистом Вам нужно дать понять, что, во-первых, навязываемые цены на услуги значительно превышают среднерыночные, что создает угрозу экономической безопасности Вашего бизнеса. Во-вторых, если не удастся договориться, Вы будете вынуждены обратиться в антимонопольный орган или суд. Передайте руководителю аналитическую записку, но не в качестве официального документа, то есть постарайтесь придать встрече максимально дружественный характер. Конечно, арендодатель может заявить об отсутствии технической возможности подключения к иному оператору. Однако имейте в виду, что, как правило, подобная техническая возможность есть. В крайнем случае, Вы всегда можете предложить осуществить монтаж необходимой линии связи за свой счет.

В результате переговоров монополист либо может снизить для Вас цену, либо разрешит подключиться к альтернативному оператору. Например, в одном из случаев благодаря переговорам компания смогла подключиться к альтернативному оператору, снизив таким образом затраты на телекоммуникационные услуги более чем на 25%. Но возможен и другой исход. Если Вы уже заключили договор аренды помещения, монополист может попытаться расторгнуть его, а если договор еще не заключен, то может отказаться от сотрудничества.Одним из методов борьбы с этим приемом является создание коалиции арендаторов, недовольных высокими тарифами, и последующее обращение в антимонопольный орган или в суд.

Шаг 3. Обращение в антимонопольный орган или в суд

Вы можете одновременно подать заявление в антимонопольный орган (административный порядок) и в суд (судебный порядок). Тактику должны определить опытные юристы исходя из необходимости быстрого и эффективного разрешения спора, а также связанных с ним затрат. Однако имейте в виду, что если в ходе судебного разбирательства будет установлено, что Вы обратились за защитой прав в обе инстанции, то суд, скорее всего, отложит разбирательство до принятия решения антимонопольным органом. Исход дела во многом будет зависеть от позиции и профессионализма судов и антимонопольного органа по месту возникновения спора.

Как показывает практика, компаниям нередко удается защитить свои интересы при помощи антимонопольной службы или суда. Так, при доставке грузов в рефрижераторных и изотермических вагонах ОАО «РЖД» понуждало компании заключать договор со своим дочерним обществом «Рефсервис» по завышенным тарифам. Кроме того, «Рефсервис» и РЖД создавали дискриминационные условия для транспортных экспедиторов (операторов) изотермического подвижного состава, не входящих в группу компаний «РЖД». Объединившись, грузоперевозчики обратились в антимонопольный орган, который выявил нарушения и выдал «Рефсервису» и РЖД соответствующее предписание. Не согласившись с этим, монополисты обжаловали предписание в суде. Однако поддержки не нашли: суд признал «Рефсервис» виновным в нарушении закона «О защите конкуренции»1 (постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 30.12.2008 №КА-А40/11966-08). По информации, размещенной на официальном сайте ФАС России, 19 марта ОАО «Рефсервис» в соответствующей судебной инстанции отказалось от своего требования признать предписание антимонопольной службы недействительным2. Таким образом, общество «Рефсервис» признало право грузоотправителей перевозить товары на условиях общего парка (см. другие примеры: Какие компании смогли победить монополистов).

1Суд установил, что были нарушены пункты 5 и 8 части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.2007 №135-ФЗ.

2Данная информация была размещена на сайте ФАС России 26 марта 2009 года (www.fas.gov.ru/news/n_22993.shtml).

Какие компании смогли победить монополистов

  1. ФАС России установила, что оптовый продавец линолеума (ООО «Опус ТД») нарушил закон «О защите конкуренции» (ч. 3 ст. 11). В частности, компания требовала от торговых точек устанавливать на получаемую от нее продукцию «рекомендованные» цены, в противном случае обещала прекратить поставки. Один из розничных продавцов – индивидуальный предприниматель – не согласился с этим (он продавал линолеум по ценам ниже рекомендованных) и обратился с заявлением в ФАС России. В итоге ООО «Опус ТД» признало вину, сообщив в антимонопольную службу о прекращении практики навязывания контрагентам «рекомендованных» цен.
  2. Саратовское управление ФАС России признало, что ОАО «Промсвязьбанк» и 12 страховых организаций нарушили закон «О защите конкуренции» (п. 4, 5 ч. 1 ст. 11). Один из пунктов дополнительных соглашений, заключенных между банком и страховыми компаниями, содержал договоренности, которые привели (могли привести) к навязыванию заемщику невыгодных для него условий страхования, а также необоснованному отказу от заключения договоров с иными страховыми организациями. В результате УФАС оштрафовало девять страховых компаний на сумму свыше 6 млн рублей.
  3. ФАС России признала, что ОАО «Центртелеком», занимая доминирующее положение на рынке услуг телефонной связи, ущемляет интересы ООО «СЦС Совинтел» (оператор местной, междугородной и международной телефонной связи). «Центртелеком» навязывал «СЦС Совинтел» невыгодные условия договора, регулирующего присоединения и взаимодействия сетей электросвязи на местном уровне. ФАС России выдала ОАО «Центртелеком» предписание о прекращении нарушения и недопущении подобных ограничений.

Подготовлено редакцией по материалам сайта ФАС России (www.fas.gov.ru)

Справка


Владимир Бенда окончил Харьковское высшее военное командно-инженерное училище ракетных войск имени Маршала Советского Союза Крылова Н.Н., МГИМО (факультеты международных отношений и международного права), а также курс «Международное право» в Центрально-Европейском университете (Будапешт). Имеет степень MBA (Touro University International). Переводчик и научный редактор русского издания книги Т.К. Хартли «Основы права Европейского сообщества» (М.: Юнити: Закон и право; Будапешт: COLPI, 1998). Научный консультант русских изданий учебника Р.Х. Фолсома, М.У. Гордона и Дж.А. Спаногла «Международные сделки» (М.: Логос; Будапешт: COLPI, 1996) и книги Р.Л. Дернберга «Международное налогообложение» (М.: Юнити; Будапешт: COLPI, 1997). Специализируется на стартапах и выводе предприятий из кризиса. В 1998–2002 годах руководил юридической службой российского сегмента телекоммуникационного бизнеса корпорации «Эндрю» (США); в 1998–2001 годах возглавлял ЗАО «Анаком» (телекоммуникационные услуги); в 2005-м – ООО «Лейтон Бивелл» (производство и дистрибуция пластиковой тары); с 2006 по июнь 2008 года – ООО «ВПК-Телеком» (телекоммуникационные услуги). В настоящее время занимается анализом антикризисных проектов и пишет книгу для иностранных инвесторов «Как делать успешный бизнес в России».



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа руководителя

Школа руководителя

Проверьте свои знания и приобретите новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...



Доставка новостей@

Оформите подписку, чтобы не пропустить свежие новости

150 000 + ваших коллег следят за нашими новостями




© 2011–2016 ООО «Актион управление и финансы»

Журнал «Генеральный Директор» –
профессиональный журнал руководителя

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Генеральный Директор». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.


  • Мы в соцсетях
Зарегистрируйтесь на сайте и документ Ваш! Это бесплатно и займет всего минуту!

Вы сможете бесплатно скачать документ, а также получите доступ к сервисам на сайте для зарегистрированных пользователей:

  • методики, проверенные на практике
  • библиотека Генерального Директора
  • правовая база
  • полезные подборки статей
  • участие и просмотр вебинаров

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль