Как организовать рабочее время, чтобы не выбиваться из сил и все успевать

14189
Фото © Shutterstock
Фото © Shutterstock
  • Почему вечно занятые люди на самом деле не так уж успешны
  • Как поступить, если Вам надо быть одновременно на двух встречах
  • Почему лучше оставлять четверть своего времени свободным
  • В чем суть правила «трех гвоздей», которое уместно при цейтноте

В этой статье двое ваших коллег расскажут, как организовать рабочее время, чтобы все успевать и бороться с цейтнотом.

Как управлять своим рабочим временем, чтобы не оказаться в цейтноте и что делать, если он все же вас настиг? Питер Брегман, консультант по вопросам управления компаниями и создания лидерских команд, дает, к примеру, следующие советы (см. книгу Питера Брегмана «18 минут. Как повысить концентрацию, перестать отвлекаться и сделать действительно важные дела». – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014).


  1. Периодически прерывайтесь, чтобы передохнуть. Это поможет восстановиться, сосредоточиться на приоритетах и эффективнее двигаться к цели.

  2. Определите критерии оценки завершенности задачи. Так легче будет понять, что Вы добились результата и можете приступать к следующему делу.
  3. Если над какой-то проблемой Вы не работаете в течение трех дней подряд, измените ее приоритетность или перенесите исполнение на более отдаленный срок. Это поможет сконцентрироваться на главном.
  4. Настройте свой телефон, компьютер или часы таким образом, чтобы каждый час они издавали звуковой сигнал. Это позволит Вам систематически контролировать и оценивать текущую деятельность и промежуточный результат.
  5. Не позволяйте себя отвлекать. Ученые выяснили, что 40% людей не возвращаются к задаче, которую раньше выполняли, после того как их отвлекли.

  6. Действуйте последовательно. Никогда не делайте несколько дел одновременно. Это заставит Вас постоянно переключаться между задачами, что снизит результативность.

Чтобы организовать рабочее время, анализируйте свой день

Алла Иванова, Генеральный Директор и владелец компаний «Алла Принт» и «Галерея косметики», Москва

Управлять своим временем научиться сложно, но этим навыком должен владеть каждый успешный руководитель. Я прошла много специальных тренингов, читала соответствующую литературу, перенимала опыт других руководителей – и поняла, что ни одна модель тайм-менеджмента мне до конца не подходит. Поэтому стала создавать свою. В результате выработала ряд правил, позволяющих так планировать время, чтобы добиваться поставленных целей и при этом оставаться полной сил.
 

Правило 1. Чем больше времени Вы уделите планированию, тем меньше будет цейтнотов. Я вывела закономерность: каждые десять минут планирования сегодня экономят час Вашего времени завтра. Поэтому свое время распределяю так. По четвергам (иногда по пятницам) составляю план на неделю вперед. Заполняю его не полностью; как правило, записываю только основные задачи и встречи. Это дает возможность каждый вечер более тщательно выстраивать график на следующий день. Так Вы более практично используете время, всегда успеваете реализовать основные планы и подстраивать под них более мелкие задачи. А вот планировать время с точностью до минуты не рекомендую: Вы начнете обвинять себя в том, что многое не успели.
 

Правило 2. При планировании времени оставляйте свободным примерно четверть. На какой бы срок я ни планировала дела (неделя, месяц, год), всегда оставляю в запасе примерно четвертую часть всего времени. Опыт показывает, что в течение дня всегда возникает срочный вопрос, который требует моего участия. Например, сегодня в офис зашел мой давний знакомый. Он не предупредил, что придет, но благодаря этому методу у меня было немного времени, чтобы мы смогли спокойно выпить кофе и поговорить. Имея подобный временной буфер, Вы сможете спокойнее готовиться ко всем предстоящим или внеплановым делам. К примеру, я знаю, что одни переговоры потребуют час на путь туда и обратно плюс примерно час на саму встречу. В таком случае я отвожу на эту задачу не два часа, а три, чтобы иметь возможность чувствовать себя более уверенно, даже если по каким-то причинам встреча затянется. Если же удается закончить дела вовремя или раньше срока, оставшееся время можно потратить по своему усмотрению. 
 

Правило 3. В период напряженной работы делайте принудительные перерывы. Когда работа идет очень интенсивно (например, запускается новый проект), я принудительно ставлю в расписание получасовые прогулки по скверу. Вначале мне приходилось себя достаточно жестко заставлять: допустим, ровно в час дня ежедневно в течение недели я выходила на улицу и выключала телефон. После такого перерыва работаешь намного продуктивнее.
 

Правило 4. Если возникают две равнозначные задачи, заранее определите их приоритетность. Недавно два важных для нас клиента изъявили желание встретиться со мной в один день. Оба партнера давали нашей компании одинаковую выручку, поэтому сделать однозначный выбор, с кем встречаться, не было возможности. В подобных ситуациях я руководствуюсь двумя факторами: территориальным (насколько далеко находится место, куда необходимо прибыть для решения задачи, сколько ресурсов нужно) и личным (каковы взаимоотношения с контрагентами). Есть руководители, которые не соглашаются общаться ни с кем, кроме директора. С такими людьми я стараюсь встречаться лично, а к остальным отправляю помощника или доверенное лицо. Главное – дать клиентам понять, что они все важны. Стоит позвонить и сказать об этом лично, а затем предложить варианты решения проблемы. Таким образом можно выиграть время, и у Вас появится возможность решить задачи по очереди. 
 

Правило 5. Разделяйте и властвуйте. Я давно поняла, что одна я ничего не успею сделать. Поэтому распределяю обязанности между компетентными сотрудниками, тем самым не только упрощая себе жизнь, но и повышая качество управления персоналом. Некоторые руководители опасаются такого положения дел, при котором их сотрудники в каких-то областях разбираются лучше. Я, наоборот, уважаю компетентных специалистов. Даже если они умнее меня, то лишь в какой-то одной области. К примеру, я, конечно, знаю бухгалтерию, но только в определенных рамках – то, чего мне достаточно. Поэтому не следует стараться разбираться во всем. 
 

Правило 6. Работайте над собственными ошибками. Я анализирую каждый день (как правило, по дороге домой), какие события и обстоятельства отняли у меня время, какие я совершила ошибки, что успела сделать, а что нет. Постепенно, с опытом, Вы научитесь предвосхищать события, которые могут повлиять на Ваш распорядок. Так, я заметила, что одной из причин возникновения цейтнотов было мое нежелание заниматься неприятными делами, в частности звонить определенным людям. Я регулярно откладывала такие беседы до последнего, что и приводило потом к проблемам. Еще один действенный способ выявить неэффективное использование времени – записывать в течение дня все, чем Вы занимались, вплоть до мелочей. Такой список наглядно демонстрирует, где Вы теряете время. Проводить подобный тщательный анализ стоит, когда это необходимо, то есть когда Вы понимаете, что день растягивается и Вы перестаете все успевать.
 

Правило 7. Не рвитесь заработать все деньги. Я обратила внимание: вечно занятые люди – не такие уж успешные. Заметьте: когда мы торопимся, у нас не получается даже пуговицу застегнуть с первого раза, что уж говорить о принятии важных решений. За годы руководства я научилась периодически останавливаться, делать глубокий вдох и только потом продолжать путь – спокойно и размеренно (см. также: В работе делайте остановки, чтобы наточить топор). А для этого важно усвоить одно правило: нельзя пытаться заработать все деньги, разрываясь между множеством дел.

В работе делайте остановки, чтобы наточить топор

В Канаде проводился ежегодный мировой чемпионат лесорубов. Финалистами оказались канадец и норвежец. Каждому из них отвели участок леса. Кто сможет повалить большее количество деревьев с восьми утра до четырех часов дня, тот и станет победителем. 
Финалисты приступили к соревнованиям, и вскоре канадец услышал, что норвежец остановился. Поняв, что это его шанс, он удвоил усилия. Через какое-то время норвежец принялся за дело. Они работали почти синхронно, затем норвежец вновь сделал остановку. Он каждый час делал перерывы на десять минут, а канадец продолжал работу. Когда раздался сигнал об окончании соревнования, канадец был уверен, что приз у него в кармане. Однако он потерпел поражение. 
– Как это получилось? – спросил он у норвежца. – Каждый час я слышал, что ты на десять минут прекращаешь работу. Как ты умудрился нарубить больше леса, чем я? Это невозможно!
– На самом деле все очень просто, – прямо ответил норвежец. Каждый час я останавливался на десять минут и, пока ты продолжал рубить лес, точил свой топор.



При цейтноте требуйте от сотрудников коротких писем и не забывайте о главной цели

Илья Рубцов, Директор компании «Корус Консалтинг СНГ», Санкт-Петербург


Бывают моменты, когда количество требующих одновременной работы задач у меня просто зашкаливает. Кажется, что не только проблематично держать их в голове, но и невозможно со всеми справиться в принципе. Когда наступает такой период, я использую несколько эффективных приемов.


Twitter-style. Есть сотрудники, которые любят писать длинные и довольно запутанные письма. Если я получаю такое, то прошу подчиненного коротко, в одном-двух предложениях переформулировать идею, вычленить суть и написать понятным языком. Часто бывает, что, стараясь переосмыслить проблему, сотрудник сам находит выход – или проблема становится настолько простой, что принять решение или дать совет Вы можете довольно быстро.


Правило «трех гвоздей». Этим правилом лучше не злоупотреблять, однако порой оно позволяет сосредоточиться на действительно важных вещах. Метод пошел от старой байки: на стене прибиты три гвоздя, и если появляется задача, то Вы ее вешаете на первый гвоздь и о ней забываете. Если эта же задача возникает вновь, она перевешивается с первого на второй гвоздь, и Вы также о ней забываете. То же самое происходит в третий раз. Если же задача напоминает о себе в четвертый раз, то ее выполняют, так как перевесить ее некуда. Но до этого доходит в редких случаях, чаще всего задача или решается без Вашего участия, или становится неактуальной.
 

Таймер. Очень многие дела завершаются позднее запланированных сроков. При этом каждая задержка влияет на выполнение последующих задач. Такая ситуация усугубляет цейтнот. У большинства людей телефон имеет функцию таймера, позволяющую подать сигнал через определенное время. Это помогает четко ограничивать время на выполнение задач и не нарушать планы. К примеру, у меня все дела, встречи и мероприятия обозначены в электронном календаре, который автоматически синхронизируется на компьютере, телефоне и планшете. Для всех записей в календаре включено напоминание о следующей задаче: когда приходит ее время, на компьютере и на телефоне выводится со звуковым сигналом сообщение о том, что пора закругляться и переходить к следующему делу.
 

Фильтр. Очень полезны заместители и помощники, которые готовят для Вас необходимую информацию, помогают выполнять задачи, избавляют Вас от лишних проблем, позволяя высвободить время для основных, наиболее важных дел. Например, когда возникает очередная проблема, которую нужно срочно решить, поручите помощнику проработать и подготовить информацию, на основе которой Вы смогли бы быстро принять решение.
 

Глобальная цель. Директору важно помнить о глобальных целях, о стратегии компании. Все вопросы и ответы на них должны быть связаны с решением стратегических задач. Чтобы постоянно держать в голове такие ориентиры, я каждый понедельник нахожу время для определения ключевых приоритетов и планирую важнейшие задачи предстоящей недели в рамках реализации стратегии компании.


И еще одна рекомендация, как организовать свое рабочее время. При напряженной работе и огромной ответственности очень важна психическая устойчивость руководителя. А чтобы ее сохранять, нужно уметь отключаться от работы. Желательно ежедневно выделять время для спорта, хобби и любых других отвлекающих занятий. Это позволяет поддерживать баланс энергии и восстанавливать силы для эффективной работы.

Как организовать рабочее время, чтобы не выбиваться из сил и все успевать

Копирование материала без согласования допустимо при наличии dofollow-ссылки на эту страницу



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа руководителя

Школа руководителя

Проверьте свои знания и приобретите новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...



Доставка новостей@

Оформите подписку, чтобы не пропустить свежие новости

150 000 + ваших коллег следят за нашими новостями





© 2011–2016 ООО «Актион управление и финансы»

Журнал «Генеральный Директор» –
профессиональный журнал руководителя

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Генеральный Директор». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.


  • Мы в соцсетях
Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение! Это бесплатно и займет всего минуту!

Вы сможете бесплатно продолжить чтение этой статьи, а также получите доступ к сервисам на сайте для зарегистрированных пользователей:

  • методики, проверенные на практике
  • библиотека Генерального Директора
  • правовая база
  • полезные подборки статей
  • участие и просмотр вебинаров

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль