Импорт товаров в Россию: как не попасть в «черный список» таможни

3627
Импорт товаров в Россию: как не попасть в «черный список» таможни

Фото: РИА Новости

Генеральный Директор производственной компании, Санкт-Петербург (на условиях анонимности)


Прочитав эту статью, Вы узнаете

  • Как договориться с таможенниками при импорте товаров в Россию
  • Какими проблемами чревато попадание компании в "черный список" таможни
  • Как обезопасить провоз товаров через таможню в будущем

Даже если компания осуществляет импорт товаров в Россию по контрактам с поставщиками и ее таможенная стоимость подтверждена ТПП РФ, таможня часто требует скорректировать цены товаров. Доказывание в суде своей правоты приводит лишь к озлоблению оппонентов и гарантирует упрямцам попадание в «черный список» таможни. Как же действовать в этой ситуации?

Наша работа с таможней началась 5 лет назад – мы осуществляли первый импорт товаров в Россию, произведенных за границей. Когда неизвестная компания в первый раз растаможивает груз, ей уделяется пристальное внимание. Проверка доставки и растаможки грузов проходит особенно долго, старательно контролируются товар, его объем, сопроводительные и учредительные документы.

Мы имели контракты с прямыми поставщиками, и цены на продукцию были низкие. У таможни есть сведения о так называемой проходной цене на каждую группу товаров. Основана эта цена на статистических данных – стоимости ранее растаможенных грузов (или на каких-то других основаниях, нам не известных). Чаще всего она выше реальных цен, по которым компания ввозит продукцию. Поэтому при прохождении таможенного осмотра таможня пыталась скорректировать нашу стоимость товара – повысить ее до уровня проходной, что означает увеличение платежей. Вариантов дальнейших действий было несколько.

  1. Согласиться и заплатить НДС и пошлину исходя из стоимости, предложенной таможней. Это повлекло бы корректировку цены всех последующих партий товара и увеличение их потребительской стоимости.
  2.  Отказаться от корректировки стоимости, рискуя попасть в «черный список» таможни. Тогда груз выпускается условно, платятся НДС и пошлина от стоимости, указанной таможней (как правило, в данном случае стоимость будет максимальной), и все понимают, что дальнейшие действия компании – обращение в суд с иском о взыскании излишне уплаченной суммы.
  3. Договориться с таможней о компромиссе, то есть скорректировать стоимость товара, но не по максимальной, а по средней цене, на которую согласна таможня (при условии, что компания не будет обращаться в суд). В этом случае также надо понимать, что стоимость всех последующих партий будет корректироваться исходя из оговоренной цены.
  4. Договориться с таможней, используя связи, деньги, дар убеждения.

Мы решили обратиться в суд. После этого нашу компанию внесли в «черный список» таможни.«Черный» и «зеленый» списки – это внутренние документы таможенного органа. Официально Вы не найдете никакого обоснования тех или иных действий со строптивыми участниками ВЭД.

Попадание в «черный список» таможни гарантирует всевозможные проблемы в ходе доставки и растаможки грузов. Поверьте, способов заставить Вас пожалеть о том, что Вы пытаетесь ввезти и растаможить груз по закону, у таможни предостаточно. Вот лишь некоторые:

  • затягивание процесса оформления документов (груз может простоять вместо одного-двух дней десять и больше, так что убытки от простоя даже превысят потери, вызванные корректировкой);
  • досмотр с полной выгрузкой товара (при этом Вы несете все расходы на погрузку-разгрузку товара, помещенного на склад временного хранения, а это немалые деньги);
  • требования представить дополнительные документы, которые невозможно достать (для растягивания процесса оформления).

Чтобы компанию вернули в «зеленый список», нужно:

  • отозвать из суда все иски;
  • подать письменное обращение к начальнику таможни с приложением копий всех отозванных исков;
  • скорректировать таможенную стоимость (компании, которые ввозят продукцию не первый раз, должны также представить статистику по корректировкам за последние два года).

Все эти документы проходят проверку в трех подразделениях таможни: таможенных платежей, контроля таможенной стоимости и правовом отделе. Это занимает около двух недель. Если принимается положительное решение, компания возвращается в «зеленый список».

Еще один способ обойти «черный список» таможни – зарегистрировать новое юридическое лицо, которое в дальнейшем и будет осуществлять провоз через таможню. Вариант – использовать ранее зарегистрированную компанию, которая еще не работала с таможней. При первом провозе через таможню товар, ввозимый такой компанией, будет подвергнут самому тщательному осмотру. В течение полугода груз будут взвешивать, товар и количество указанных в документах мест – пересчитывать. После первого прохождения груза юридически заверенные документы отправятся в оперативно-аналитический отдел для последующей проверки компании. Плюс этой схемы в том, что, хотя первый раз компанию проверяют долго, в дальнейшем таможенное оформление проходит быстро. Схему можно использовать до тех пор, пока не выяснится взаимосвязь фирм.

Некоторые компании выстраивают работу с таможней по закону, регулярно решая свои проблемы в суде. Представители таких фирм вынуждены подавать декларацию в присутствии юриста, иначе у них просто не принимают документы.

В общем, мои выводы не оптимистичны: таможня корректирует стоимость и будет продолжать это делать по своему усмотрению, не принимая во внимание ни рыночные цены, ни подтверждающие документы.

Говорит Генеральный Директор

Джемал Давиташвили, Генеральный Директор компании «Санна-Литер Таможенный брокер», Москва

Практика показывает, что корректировки таможенной стоимости можно избежать, если правильно оформить все необходимые документы. Безусловно, сделать это непросто, но надо понимать, что таможенники часто сталкиваются с умышленным занижением стоимости, подделкой и заменой документов. Отличить добропорядочного участника внешнеэкономической деятельности от контрабандиста порой очень сложно. Этим и объясняются такие жесткие требования в части документального доказательства таможенной стоимости.

Обычно требуется достаточно большой пакет бумаг, включающий:

  • внешнеторговый контракт (желательно с производителем товара);
  • подтверждение оплаты товара в соответствии с контрактом (платежку) с выпиской из лицевого счета;
  • прайс-лист изготовителя (неаффилированный, то есть выданный не конкретному лицу); в идеале это должна быть публичная оферта – ценовое предложение, опубликованное в средствах массовой информации;
  • экспортную декларацию;
  • подтверждение оплаты транспортных услуг по доставке товара (счет);
  • инвойс;
  • упаковочный лист;
  • транспортную накладную;
  • техническое описание товара;
  • другие документы (в частности, бухгалтерские).


Опыт практика

Роман Ерезеев, Генеральный Директор компании «Имперл», Москва

Про ФТС и ее деятельность ходят разные слухи, но, как показывает практика, продуктивно работать с таможенниками вполне можно. Наша компания занимается растаможиванием своих грузов уже три года; за это время мы сталкивались с определенными трудностями и даже проблемами, но в основном по неопытности. Конечно, процедура оформления забюрократизирована, но все правила таможенного оформления ввозимого товара нам известны и понятны и все действия доведены до автоматизма.

Думаю, таможенные органы требуют скорректировать стоимость ввозимого товара в том случае, если заявленная цена расходится с ценой при прежней поставке или стоимостью аналогичного товара, ввозимого другой компанией. Многие фирмы не перешли на прозрачные схемы работы, поэтому у таможенников и возникают к ним вопросы.

В Европе, например, при прохождении границы таможенные структуры используют базу данных, в которую заносятся все сведения о растаможивании грузов. Если у Вас раньше не было нарушений, дают зеленый свет, а если были – досматривают по полной программе.


Справка


«Санна-Литер Таможенный брокер»

Сфера деятельности: таможенное оформление грузов
Форма организации: ООО; входит в группу компаний «Санна»
Месторасположение: Москва
Численность персонала: 48
Годовой оборот: 252 млн руб.

Стаж Генерального Директора в должности: с 2008 года
Участие Генерального Директора в бизнесе: совладелец

«Имперл»
Сфера деятельности: торговля украшениями из жемчуга производства испанской фирмы Majorica (компания «Имперл» – эксклюзивный дистрибьютор)
Форма организации: ООО
Территория: головной офис – в Москве, магазины – в Москве, Адлере, Владивостоке, Екатеринбурге, Казани, Кирове, Краснодаре, Новосибирске, Ростове-на-Дону, Самаре, Ставрополе, Южно-Сахалинске
Численность персонала: 15
Годовой оборот: 2,5 млн евро
Стаж Генерального Директора в должности: с 2009 года
Участие Генерального Директора в бизнесе: совладелец



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа руководителя

Школа руководителя

Проверьте свои знания и приобретите новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...



Доставка новостей@

Оформите подписку, чтобы не пропустить свежие новости

150 000 + ваших коллег следят за нашими новостями




© 2011–2016 ООО «Актион управление и финансы»

Журнал «Генеральный Директор» –
профессиональный журнал руководителя

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Генеральный Директор». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.


  • Мы в соцсетях
Зарегистрируйтесь на сайте и документ Ваш! Это бесплатно и займет всего минуту!

Вы сможете бесплатно скачать документ, а также получите доступ к сервисам на сайте для зарегистрированных пользователей:

  • методики, проверенные на практике
  • библиотека Генерального Директора
  • правовая база
  • полезные подборки статей
  • участие и просмотр вебинаров

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль