Как улучшить голос и превратить его в эффективный бизнес-инструмент

31363
Фото © Flickr
Фото © Flickr

Елена Вос, Бизнес-консультант по деловому, международному и общегражданскому этикету и протоколу Success, Неймеген (Нидерланды)


  • Как улучшить голос, чтобы люди были готовы слушать вас долго
  • Тренировка голоса: можно ли изменить свой голос и сделать речь более благозвучной
  • Как во время публичного выступления привлечь голосом внимание аудитории
  • Как меняется голос человека в стрессовых ситуациях
  • Почему Генеральный Директор компании «Все для сада» решил работать над своим голосом и каких результатов он достиг

В этом материале мы расскажем вам, как улучшить голос и тренировать его. Большинство людей полагают, что характеристики голоса – нечто данное природой раз и навсегда. Однако это не так. Специалист по личностному развитию Николаус Б. Энкельман, 35 лет изучающий психологию успешных людей, утверждает: «Тот, кто изменяет свой голос, изменяет свой банковский счет». 

Общаясь с собеседником или выступая перед аудиторией, мы задействуем три средства передачи информации: слова (из них слушатель получает 7% всех сведений), жесты (55%) и интонацию (38%). При телефонном разговоре средств передачи информации всего два – это интонация (86%) и слова (14%). Вот почему тренировка голоса призвана содействовать достижению коммерческого результата.

Какой голос люди считают приятным

Тон. Большинству людей высокий голос неприятен, а низкий – наоборот, нравится. Известно, что Маргарет Тэтчер тренировалась понижать голос, чтобы придавать речи большую жесткость. В подсознании человека высокие звуки связаны с чувством тревоги.

Высота тона зависит от частоты вибрации гортани. У людей высокого роста большая гортань, а следовательно, низкий, подсознательно привлекательный голос. Низкий мужской голос ассоциируется с силой, лидерством, уверенностью в себе и умением убеждать других. Именно поэтому, даже не видя обладателя низкого голоса, мы представляем его высоким и симпатичным. Приятный женский голос ученые характеризуют как не громкий и не тихий, не резкий, не слишком низкий, спокойный, лишенный раздражающих нот.

Слышимость. На тренинге по постановке голоса обучаемым часто предлагают сообщить одну и ту же информацию разным людям, находящимся в актовом зале, в церкви, на шумной вечеринке и в небольшой комнате для переговоров. Вывод, к которому подталкивают тренеры, заключается в том, что слышимость голоса не зависит от громкости и правильно поставленный голос одинаково хорошо слышен во всех уголках помещения. Задача говорящего – чтобы голос обычной громкости распространялся равномерно. В повседневном разговоре мы наполняем воздухом лишь верхушки легких – для получения же приятного грудного голоса, легко распространяющегося на большое расстояние, нужно дышать глубоко.

Интонация. Это еще одна важная деталь. В зависимости от смысла фразы голос говорящего должен то подниматься, то опускаться. Речь человека, не владеющего интонацией, монотонна и потому утомительна для окружающих. Чтобы голос не звучал слишком монотонно, он должен охватывать хотя бы октаву.

Как улучшить голос: тренировка голоса

Прежде всего, познакомьтесь со своим голосом. Для этого специалисты по риторике советуют записать его на диктофон. Наверняка Вы удивитесь тому, что услышите. Если после десятиминутного разговора Ваше горло устает или же Ваш голос звучит слишком молодо для человека, занимающего высокую должность, – значит, пора работать над собой. Вот несколько советов, как улучшит голос:

1. Развивайте правильное дыхание. Ученые-физиологи из Российского университета дружбы народов в ходе экспериментов выяснили, что голосовой спектр зависит от объема воздуха, который человек может выдохнуть, и от проходимости трахеи и бронхов. Для развития дыхания выполняйте такие упражнения: плавный вдох через нос и свободный выдох, произнесение гласных звуков на вдохе, счет во время вдоха до десяти или до пятнадцати, произнесение фразы или скороговорки на одном выдохе. Улучшению голоса и укреплению дыхательной системы также способствуют пение, посещение тренажерного зала и... надувание воздушных шариков.

2. Повышайте подвижность нижней челюсти, губ и мышц языка. Для нижней челюсти, например, полезно такое упражнение: опустив челюсть, откройте рот, вытянув губы в вертикальный овал (языком при этом не двигайте), а через две-три секунды закройте его. Повторите пять-шесть раз.

Для тренировки губ сожмите их и вытяните вперед, потом медленно поверните губы вправо, влево, вверх, вниз; наконец, сделайте губами круговое движение сначала в одну, а потом в другую сторону.

А вот упражнения для языка. Приоткройте рот и кончиком языка выписывайте в воздухе буквы алфавита, после каждой буквы возвращая язык в исходное положение. Или другое: приоткрыв рот и слегка высунув язык, расправьте его, сожмите или выгните чашечкой. Повторите пять-шесть раз.

3. Учитесь четко произносить звуки и слова. Этого можно достичь за счет правильной артикуляции каждого звука. Например, четкую и выразительную речь Вы выработаете, если ежедневно по 5–10 минут станете громко читать текст без согласных звуков. Скажем, фраза «учитесь говорить правильно» будет звучать как «уиэ оои аио». При этом помните: для достижения четкой дикции нужно достаточно широко открывать рот, чтобы не цедить звуки сквозь зубы.

Также тренировке голоса помогает чтение и произношение вслух слов со стечением двух, трех и четырех согласных звуков: вход, карта, вставить, мгновение, сгладить, встретить, странствие.

4. Избавляйтесь от раздражающих особенностей речи. В деловой и профессиональной речи недопустимы перебивающие междометия и слова-паразиты: «гм», «ну», «угу», «знаете ли». Также нужно бороться с гнусавостью: она особенно неприятна для слуха. Звуки, произносимые через нос, резки. Чтобы устранить гнусавость, специалисты советуют расслабить горло – для этого надо произносить глубокий звук «аааа».

В результате этих упражнений голос становится более низким и благозвучным, его диапазон расширяется, а произношение делается четче. Научившись говорить «профессионально», используйте этот голос и в повседневной жизни. Двух голосов – для неформальной беседы и открытых публичных выступлений – быть не должно.

Тренировка голоса: особенности публичного выступления

Во время выступления важную роль играют мышцы ног. Нужно опираться на полную ступню – тогда создается осанка, необходимая для правильного дыхания и четкой работы сердца. Выпрямитесь во весь рост и слегка откиньте голову – Вам будет легче контролировать голосовой аппарат. Голосу не должны мешать зажатое дыхание, вытянутая шея, напряженная нижняя челюсть, иные телесные перегрузки. Наберите в легкие побольше воздуха, чтобы контролировать свой голос.

Если перед выступлением Вы волнуетесь, можно немного походить. Ходьба успокаивает, а также поддерживает работу сердца и голосового аппарата. Часто можно видеть, как профессиональные лекторы активно потирают руки перед началом выступления. Подобная «зарядка» способствует прогреванию и расслаблению мышц плеч и шеи, что позитивно отражается на голосе.

Также помните, что громкость издаваемых Вами звуков зависит от объема воздуха в легких. Если Вы выступаете перед публикой с использованием микрофона, не стоит говорить громко – иначе качество передачи звука ухудшится. Стоит отметить, что чем ниже голос, тем меньше он искажается усилительными приборами.

Для привлечения внимания, как и для выражения искренней симпатии, стоит говорить чуть тише, а слова, на которых делается акцент, позволительно произносить на полдецибела выше.

А вот экспрессия в общественном выступлении неуместна. В неформальной беседе мы часто эмоционально выражаем отношение к предмету разговора. В официальном докладе этого желательно избегать.

Как улучшить голос перед важным телефонным разговором

В телефонном разговоре особое внимание стоит уделить доверительной, дружеской интонации, четкости и достаточной громкости речи. Громко беседовать не стоит – иначе может сложиться впечатление, будто Вы взволнованы. Однако, если Ваш голос звучит слишком тихо, собеседнику придется переспрашивать или прислушиваться, и это будет его настраивать против Вас. Говорить нужно в обычном темпе (не более 120 слов в минуту): быстрая речь утомляет, слишком медленная – раздражает. Психологи советуют улыбаться невидимому собеседнику: положительное отношение слышится в интонации, причем при разговоре по телефону оно действует сильнее, чем при личной встрече. Употребляйте фразы, передающие эмоциональный настрой: «Очень рад», «Удивительно», «Сомневаюсь». Лучшее, что может услышать от Вас собеседник: «Я тоже так думаю».

Как меняется наш голос в зависимости от ситуации

Во время публичного выступления, как и в ходе частной беседы, помните, что при волнении или напряжении громкость и высота голоса повышаются автоматически, поэтому можно непроизвольно перейти на крик. Если говорящий сердится, голос становится резким. В моменты неуверенности у человека ускоряется темп речи. Усталый голос становится хриплым, а тембр печального голоса – ниже обычного. Желающие обсудить деловой вопрос, развалившись на диване или в мягком кресле, должны помнить, что собеседник обязательно услышит это – ведь когда Вы лежите или полулежите, меняется угол диафрагмы, а соответственно, и тембр голоса. Кроме того, голос может сделать человека старше или, напротив, моложе. Например, на одном из тренингов собравшиеся получали задание определить возраст говорящего по голосу. Один и тот же человек произносил одну и ту же фразу с разными интонациями. Повышенный тон, гнев и страх делали говорящего старше, тогда как радость и доброжелательность позволяли ему сбросить десять лет.

Также помните: даже певцу не стоит напрягать голосовые связки больше четырех часов в день. Иначе через некоторое время может возникнуть несмыкание связок, ведущее к потере голоса.

По материалам автора статьи

Говорит Генеральный Директор

Андре Бильдер, Генеральный Директор компании «Все для сада», Оберхаузен (Германия)

Я всегда считал, что голос дан нам от природы и повлиять на его тембр и звучание практически невозможно. Однако опыт коллег убедил меня в обратном. Нашлись и другие причины заняться своим голосом: в поиске новых заказчиков мне приходилось участвовать в международных встречах, и там нужно было в ходе выступления убедить потенциальных клиентов в надежности моей компании.

Основная цель, которую я ставил перед собой, – сделать голос ниже. Высокий голос не очень приятен собеседнику. На тренинге мы решали разные задачи; вот одна из них. Нам нужно было добиться, чтобы сокурсники согласились на сделку в разных обстоятельствах: в полном зале, по телефону и в присутствии коллег. Самое сложное оказалось в том, чтобы не начать кричать на всю аудиторию, – ведь большинство людей считают, что чем громче мы говорим, тем лучше доносим содержание. На самом деле лишние децибелы только отталкивают слушателей. Конечно, голос не должен быть монотонным, но не стоит и выходить за определенные рамки.

Чтобы изменить свой голос, я работал над дыханием. Помимо этого, для развития языка, губ и мышц лица делал дома различные упражнения: строил забавные рожицы перед зеркалом, доставая кончиком языка то нос, то подбородок, а затем сжимал рот в трубочку и растягивал губы в бесконечной улыбке. Сейчас я слышу, что мой голос звучит не только более дружелюбно и уверенно, но и весомо, авторитетно (я записывал его на диктофон до начала обучения и по его окончании). Также я слежу за четкостью произношения звуков и выбором нужных слов. Я изменил некоторые свои привычки – теперь, например, общаясь по телефону, не разваливаюсь в кресле, даже если в кабинете никого нет. Интересно, что с новым голосом мне стало легче не только на работе, но и дома. Дети воспринимают мои просьбы и наставления беспрекословно, да и жена меньше спорит.


Елена Вос в 1995 году окончила Московский экономико-статистический институт, в 2004-м – Университет Гронингена (Нидерланды) по специальности «менеджмент, экономика и право». 12 лет профессионально занимается этикетом и имиджмейкингом. Проводит индивидуальные консультации по созданию корпоративного и личного имиджа, семинары по бизнес-этикету, организует протокольные банкеты. Участвовала в разработке корпоративного стиля представительств зарубежных компаний (в том числе в России). Как бизнес-тренер организовала тематический курс и мастер-класс «Первое впечатление на миллион».

Success
Сфера деятельности:корпоративное обучение, проведение бизнес-тренингов, семинаров, консалтинговые услуги (разработка фирменного стиля, консультации по вопросам современного делового этикета и др.).
Форма организации:международная компания.
Территория: головной офис – в Неймегене, представительства – в других городах Нидерландов, а также в Германии.
Численность персонала: 45.
Количество ежегодно проводимых мероприятий: около 300.

Андре Бильдер возглавил компанию «Все для сада» в 2007 году, придя на смену антикризисному менеджеру. До этого десять лет работал в фирмах, торгующих товарами для сада, в том числе три года – в должности Генерального Директора. Прошел полугодичный тренинг по риторике и управлению голосом.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа руководителя

Школа руководителя

Проверьте свои знания и приобретите новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...



Выбор редактора

Дайджест самых нужных статей

Главный редактор журнала «Генеральный Директор» Ольга ШУРАВИНА

Главный редактор журнала «Генеральный Директор»
Ольга ШУРАВИНА.

Читать сейчас

Доставка новостей@

Оформите подписку, чтобы не пропустить свежие новости

150 000 + ваших коллег следят за нашими новостями



Вас заинтересует


© 2011–2016 ООО «Актион управление и финансы»

Журнал «Генеральный Директор» –
профессиональный журнал руководителя

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Генеральный Директор». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.


  • Мы в соцсетях
Зарегистрируйтесь на сайте и документ Ваш! Это бесплатно и займет всего минуту!

Вы сможете бесплатно скачать документ, а также получите доступ к сервисам на сайте для зарегистрированных пользователей:

  • методики, проверенные на практике
  • библиотека Генерального Директора
  • правовая база
  • полезные подборки статей
  • участие и просмотр вебинаров

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль