Управление бизнес-возможностями: как защитить компанию от разорения

18925
Управление бизнес-возможностями: как защитить компанию от разорения

Фото: Flickr

Дональд Сулл, Профессор менеджмента Лондонская школа бизнеса (London Business School)


Прочитав эту статью, Вы узнаете

  • Какие ошибки сопровождают управление бизнес-возможностями
  • Как избежать возрастных кризисов компании и уберечь ее от краха
  • Какие проблемы управления бизнесом встречаются и как их избежать

В последние годы я занимался консультациями для нескольких десятков компаний, рассказывая про управление бизнес-возможностями, о возможностях эффективного развития и способах управления ресурсами, проводил исследования принятия решений на различных этапах жизненного цикла бизнеса. Статья основана на данных проведенных исследований и реализованных проектов. На основе этих исследований я сделал вывод: все компании по своим фазам жизни похожи на людей. Они проходят стадии те же стадии развития: детство, юность, зрелость и старость. Порой они проходят данные этапы полностью синхронно с другими игроками рынка, а иногда в абсолютном одиночестве.

Проблемы управления бизнесом: как избежать возрастных кризисов компании

Зрелость может стать проблемой не только для людей, но и для бизнеса. Минимальные возможности для инноваций, компания всё внимание направляет на контроль бизнес-процессов. В лучшем случае будет происходить угасание бизнеса. В этот период новаторские исследования и новые приобретения выглядят словно попытка вернуть молодость для менеджмента предприятия. Но важно понимать: угасание вовсе не считается неотвратимой стадией в существовании организации. Мы остановили внимание на лидерах, которые добиваются постоянного роста, а также их альтернативу – организации, которые продолжают стабильно угасать.

Сравнивая эти компании, мы попытались найти источник молодости организации. Модными словами сегодня считаются видение, харизма, нарушение устоев, революционное мышление и другие. Но как добиться таких характеристик? Оказалось, что жизненные циклы характерны не для самой компании, а для её возможностей. То есть, каждому продукту в каталоге компании предстоит пройти стадии разработки, внедрения, тиражирования, зрелости и упадка. Если при упадке одного из своих продуктов компания будет заниматься развитием новых продуктов и услуг, то имеет неплохие перспективы быть вечно молодой организацией.
 

Карта возможностей Вашего бизнеса

Управление бизнес-возможностями: как защитить компанию от разорения

Для наглядного понимания текущих возможностей составим соответствующую карту. Обозначать любой проект можно оранжевым либо синим кругом. Синий свидетельствует об уровне потребляемых ресурсов (время работников, деньги), оранжевый – что он дает компании (рост доходов, прибыль и пр.). Диаметр круга прямо пропорционален уровню доходов или расходов на проект.

По горизонтали откладываем этап жизненного цикла возможности, по вертикали – её возраст. Изображаются новые проекты в левом нижнем углу схемы, зрелые указываются посредине, стареющие – вверху справа.

Такая карта позволит частично оценить текущие состояние различных проектов ради ответа на важные вопросы по управлению бизнес-возможностями:

  • Какие проекты пора закрыть?
  • Не нужны ли инвестиции в получение новых возможностей?
  • Вложить ли ресурсы из одного проекта в другой?
  • Сколько проект будет еще приносить прибыль?

Простейший вариант для определения размера кругов – считаем, сколько средств требуется на проект, и какой доход он приносит (по данным за год). После этого учитываются и нефинансовые ресурсы. На выходе получаем интересные данные для анализа. Нам удается определить эффективность стареющих проектов, предлагая перспективные работы лучшим менеджерам организации.

Управление бизнес-возможностями: жизненный цикл бизнес-проектов

Детство. Период, который сопровождается экспериментами, на их основе и рождается новый проект с учетом новых нужд рынка (либо под старые потребности, но по-новому). Руководством ведется поиск лучшего сегмента рынка для реализации своих идей и планов. На основе данных идей уже разрабатывается либо обновляется бизнес-модель.

Юность. Уже проведена оценка возможностей, в их числе определены жизнеспособные. Бизнес-модель становится стабильнее, услуги либо товары компании начинают покорять свой рынок.

Зрелость. Бизнес-идея стала воплощенной бизнес-единицей (проект, компания либо отдел), борясь с конкурентами за позиции на рынке.

Старость. На рынке появляются более новые, востребованные и конкурентные предложения, из-за которых услуги или товары старой компании лишаются спроса.


Проблемы управления бизнесом: основные ошибки

Боязнь выходить из проектов. Ресурсы в сложных, крупных компаниях организованы по принципу «снизу вверх». Сотрудники, взаимодействующие с рынком и клиентами, определяют потенциальные возможности организации, экспериментируя при их воплощении. Однако для финансирования идеи она должна быть донесена менеджером среднего звена до руководства, беря на себя ответственность за реализацию.

Такой механизм позволяет новым проектам получать финансирования, но замедляет их ревизию и прекращение. Ведь при недостаточном успехе возможны последствия для репутации менеджера. К тому же, стремясь сохранить репутацию, менеджер может настаивать на получении инвестиций в уже умирающий проект. Особенно опасна боязнь выхода из проектов в ситуациях, когда компания инвестирует деньги в создание нового продукта, начиная его выпуск, но предварительно не выяснила – будет ли он точно приносить прибыль?

Забывать о неудачах. Интересно, но существует и совершенно противоположная ошибка – когда не удалось реализовать возможность, компания может забыть о перспективной идее навсегда. Поэтому грамотному менеджменту нужно уметь отделять здравые и неудачные замыслы, дав первым возможность дальнейшего воплощения. Все полезные идеи в организации должны входить в базу знаний для создания новых продуктов и проектов.

Проблемы управления бизнесом – следование путем подражания. Менеджмент может подражать успешным конкурентам, но из-за такого подхода компания лишается перспектив более рисковых, но прибыльных проектов – негативно сказывается на перспективах бизнеса.

Запускать все проекты. Совершенно обратная, но тоже ошибочная ситуация, когда компания делает ставку на слишком большое количество проектов с довольно туманными перспективами.

Управлять одинаково. На разных этапах проекта требуются различные стили управления.

Говорит Генеральный Директор

Александр Савватеев, Генеральный Директор ООО «Юнико Трейд», Москва

Мне кажется, что в мире современных индустрий, телекоммуникационных и интернет-технологий, а также дерзких маркетинговых возможностей первое, о чем должен задумываться руководитель, — будет ли планируемая задача эффективно реализована (конечно, при этом непременно нужно учитывать и новизну, конкурентоспособность, окупаемость и результативность).

Залог успеха нового проекта, на мой взгляд, — своевременное привлечение человека, способного мыслить масштабно, а не категориями клерка. Таких лидеров немного, и найти их крайне тяжело.


Пять возможных причин краха

Игорь Дудник, Член совета директоров «Русьимпорт»

Уровень подготовленности менеджеров часто просто не соответствует текущим запросам рынка. При создании бизнеса они находились на нужном уровне, но рынок продолжил прогрессировать, а руководители остались на прошлом уровне. Также преградой и причиной серьезных затрат становятся устаревшие технологии ведения бизнеса.

Причиной стагнации бизнеса может стать экономия на персонале. Менеджеры экономят на привлечении профессиональных сотрудников, с обучением и развитием персонала. Наиболее предприимчивые сотрудники могут покидать компанию, поскольку понимают свою востребованность, не опасаясь свободного рынка труда. Остаются работать в компании лишь сотрудники, которые не могут уйти.

Нередко к стагнации, порой и к краху компании может приводить высокий текущий уровень бизнеса. Менеджеры, добившиеся серьезной эффективности, часто не заинтересованы в кардинальных переменах. В результате рынок продолжает прогрессировать, а компания так и остается на месте.

Другая возможная причина падения либо стагнации бизнеса может заключаться в выбранном стиле управления, в корпоративной культуре. Часто работа в организации определяется одним человеком – гендиректором, учредителем. Он отмечает, что успехи предприятия связаны с его инициативами, а не с коллективным трудом, а вину за ошибки часто приписывает «стрелочникам», а не коллективным провалам либо ситуации на рынке. В результате сотрудники компании сталкиваются со значительным снижением инициативности, мотивации, апатией.

Также проблемой для бизнеса может стать слабая лояльность к компании со стороны своих менеджеров. Отрицание необходимости этики в бизнесе приводит к следованию принципу «обогащайся любой ценой».
 

Параметры проекта в зависимости от стадии жизненного цикла 

Детство

Юность

Зрелость

Старость

Цель

Оценить возможности

Масштабировать бизнес-модель

Зарабатывать деньги

Освободить финансы из невыгодных операций

Что мотивирует менеджеров?

Преданность идее, кураж, признание

Удовлетворение от строительства бизнеса, работы в команде, достижения первых результатов

Чувство безопасности от работы в стабильном бизнесе, самостоятельность, власть

Зарплата и бонусы за принятие жестких решений

Кто лучший менеджер для этого этапа?

Ученые, изобретатели

Опытные «строители», хорошие управленцы, четко следующие целям

Адепты этого проекта, способные развивать его и защитить от конкурентов и опасностей рынка

Начальник, способный поддерживать железную финансовую дисциплину

Как измерить прогресс?

Конкретные достижения, особенно признание клиентов

Масштабы роста и срок окупаемости

Финансовый успех, захват целевых аудиторий и рынков

Объем денег, освобождающихся от закрытия бесприбыльных проектов

Как защитить и (или) освободить ресурсы?

Заражать энтузиазмом по поводу нового проекта, использовать старые, но плодотворные идеи, ограничивать вложения

Быстро начать зарабатывать, чтобы отмести сомнения скептиков

Обеспечивать стабильную прибыль, защищать успешный бизнес от любых опасностей

Переводить ресурсы из угасающих проектов в новые, развивающиеся

Предсказуемость событий этапа (%)

10-30

40-60

60-80

80-90

Откуда брать деньги?

Венчурный капитал, частные инвесторы

Венчурный капитал

Банки, акционеры, рынок

Фирмы, желающие выкупить у Вас контрольный пакет акций

Справка


Дональд Сулл — выпускник Гарвардского университета, бывший консультант McKinsey & Company.

Лондонская школа бизнеса(London Business School) основана в 1965 году, к настоящему времени выпустила более 25 500 человек из более чем ста стран. Входит в списки лучших бизнес-школ мира по самым разным версиям рейтингов (например, в 2004-2005 годах газета The Financial Times называла ее лучшей бизнес-школой в Европе).

Группа компаний «Русьимпорт» существует с 1993 года, имеет более 70 дочерних компаний в 32 крупнейших городах России и СНГ. Один из крупнейших импортеров элитных вин в России. В числе поставщиков — практически все винодельческие страны и регионы мира. В группе компаний работает более 2,5 тысячи сотрудников.

ООО «Юнико Трейд» существует с 1999 года. Оказывает услуги в сфере импортно-экспортного товарообмена со странами Юго-Восточной Азии. Оборот составляет около 50 млн евро. В штате компании — 170 человек.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа руководителя

Школа руководителя

Проверьте свои знания и приобретите новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...



Доставка новостей@

Оформите подписку, чтобы не пропустить свежие новости

150 000 + ваших коллег следят за нашими новостями





© 2011–2016 ООО «Актион управление и финансы»

Журнал «Генеральный Директор» –
профессиональный журнал руководителя

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Генеральный Директор». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.


  • Мы в соцсетях
Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение! Это бесплатно и займет всего минуту!

Вы сможете бесплатно продолжить чтение этой статьи, а также получите доступ к сервисам на сайте для зарегистрированных пользователей:

  • методики, проверенные на практике
  • библиотека Генерального Директора
  • правовая база
  • полезные подборки статей
  • участие и просмотр вебинаров

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль