Мотивация топ-менеджеров: 4 грубые ошибки при вознаграждении руководителей

13667
Мотивация топ-менеджеров: 4 грубые ошибки при вознаграждении руководителей

Фото: Flickr

Валерий Марцинович, Директор по развитию компании Hay Group на быстроразвивающихся европейских рынках


На какие вопросы Вы найдете ответы в этой статье

  • Почему для мотивации топ-менеджеров недостаточно долгосрочных стимулов
  • Доходы топ-менеджеров: сколько зарабатывают европейские Генеральные Директора
  • Почему при оценке эффективности работы топов не надо ориентироваться только на показатель EBITDA
  • Чем опасна излишняя персонализация критериев эффективности

Ежегодное исследование нашей компании в области вознаграждения и мотивации топ-менеджеров показало, что в 2013 году общий доход европейских руководителей вырос в среднем на 6,9%, в то время как базовый оклад увеличился лишь на 2,5%1. Другими словами, доходы топ-менеджеров все в большей степени зависят от их результатов. Аналогичная тенденция наблюдается и в России. Однако при разработке схем вознаграждения топ-менеджеров отечественным компаниям нужно быть внимательными. Реализуя проекты по оптимизации схем мотивации топ-менеджеров на российских предприятиях, мы отметили четыре типичные ошибки собственников. 


  1. Лучшее вознаграждение руководителей – это отсроченные бонусы (англ., LTI, Long term incentive – программа долгосрочного стимулирования).

  2. Результаты работы топ-менеджера будут прямо пропорциональны обещанному бонусу.

  3. Фокусировать программу вознаграждения нужно на единственном показателе высокого уровня (например, EBITDA, возврат на капитал и др.).

  4. Нужно максимально персонализировать показатели эффективности для каждого топ-менеджера.


1В ходе исследования компания Hay Group проанализировала размеры зарплат более чем 1500 руководителей высшего звена в 21 стране, работающих в 332 ведущих компаниях, которые вошли в рейтинг Financial Times Europe 500.
 

Другие тенденции в мотивации топ-менеджеров

  1. Прямое вознаграждение Генеральных Директоров в два раза выше, чем у других руководителей. Так, в 2013 году средний доход директора компании в Европе составил около 3 млн евро; доходы других топ-менеджеров - около 1,5 млн евро в год.

  2. Рост вознаграждения руководителей в финансовом секторе существенно замедлился, их зарплаты упали ниже среднеотраслевых показателей. Больше других в 2013 году получали директора в сфере фармацевтики, при этом максимальный рост доходов наблюдался в страховании и сфере коммунальных услуг. Наиболее высокие зарплаты получали руководители в Испании и Швейцарии.

  3. Зарплата Генеральных Директоров в 2013 году выросла меньше, чем зарплата нижестоящих менеджеров.


По материалам исследования компании Hay Group


Ошибка 1. Лучшее вознаграждение топ-менеджеров – это отсроченные бонусы


Действительно, доля таких бонусов (программы LTI) в пакете вознаграждения европейских менеджеров увеличивается. Согласно данным нашего исследования, только за последний год она выросла в среднем на 8,5%. Однако в России на бизнес влияет много внешних макроэкономических факторов: нестабильность цен на сырьевых рынках, изменения на фондовом рынке, политические решения и пр. Поэтому программы LTI не могут быть доминирующим инструментом поощрения топов.

Совет. Лучше, если программа мотивации Ваших топ-менеджеров будет включать те же элементы, что и у рядовых сотрудников: фиксированный оклад, переменная часть вознаграждения (отсроченные бонусы) и льготы. Но если менеджерам по продажам премия выплачивается по итогам месяца, то для коммерческого или Генерального Директора нужно установить более длительный отчетный период – минимум год. Такая же ситуация и со льготами: у главы компании должен быть полный (расширенный) пакет – более дорогая программа ДМС, машина представительского класса и пр., а также отсроченные льготы (например, пенсионная программа).

 

Ошибка 2. Результаты работы топ-менеджера будут прямо пропорциональны обещанному бонусу


Часто собственники компаний уверены, что есть прямая зависимость между размером обещанной выплаты и эффективностью топ-менеджера. Поэтому они обещают за перевыполнение плана в два раза – двойной бонус, в три раза – тройной и т. д. Такой подход ошибочен по двум причинам. 


  1. Если результат оказался в два раза выше запланированного, значит, план был плохо продуман.

  2. Человеческая мотивация и эффективность не могут удваиваться или утраиваться так же легко, как сумма выплаты. Когда достигнут естественный предел, топ-менеджер не прыгнет выше головы. 


Совет. Проанализируйте практику бонусных выплат на Вашем рынке. При достижении запланированных результатов Генеральный Директор должен получать 90–95% от среднерыночного размера бонуса, а при перевыполнении плана – не больше 120–130%. Но самое главное, если такая система внедрена, нужно ее придерживаться.


Ошибка 3. Фокусировать программу вознаграждения нужно на единственном показателе высокого уровня


В нашей практике мы, к сожалению, не раз сталкивались с ситуациями, когда погоня за EBITDA вела к уничтожению производственного потенциала предприятий, потере накопленного управленческого опыта или ресурсной базы. 

 

Для выбора правильного критерия важно, чтобы собственник понимал, чего он хочет: максимальных дивидендов на протяжении года, увеличения стоимости компании для ее продажи в течение нескольких лет или долгосрочного развития. В Европе, например, бонусы менеджеров сильно зависят от специфики компании: котируется ли она на фондовой бирже, входит ли в портфель венчурных фондов или это семейная фирма, которую передают только по наследству. Так, в случае вхождения предприятия в портфель венчурных фондов часть бонуса топа зависит от цены продажи компании.
 

Совет. Следует определить, какие действия Генерального Директора позволят достичь цели собственника. Для этого будет полезно ответить на несколько вопросов: 


  • Каковы будут показатели результативности при достижении цели (в примере выше – это цена продажи компании)?
  • Каковы будут показатели развития компании (доля рынка, разработка новых продуктов и пр.)?
  • Каковы будут показатели операционной эффективности топ-менеджера (совершенствование бизнес-процессов, работа с персоналом и пр.)? Хорошо, если это будут нефинансовые показатели, поскольку очень сложно судить об успешности работы топ-менеджера в краткосрочной перспективе, опираясь только на чистую прибыль или сокращение расходов.

Приведу в качестве примера успешную деятельность Генерального Директора крупной международной производственной компании. За 13 лет он увеличил капитализацию бизнеса в пять раз. Причем Ваш коллега строил программу развития компании не вокруг улучшения финансовых показателей, а вокруг повышения безопасности труда. Именно по этому критерию оценивали работу всех сотрудников. Он в итоге стал основой для изменений и роста прибыли в, казалось бы, неповоротливой гигантской компании.


Ошибка 4. Необходимо максимально персонализировать KPI для каждого топ-менеджера


Преобладание индивидуальных показателей над коллективными приводит к несогласованности действий. В нашей практике случалось, когда компании набирали лучших управленцев, но из-за отсутствия общей стратегии каждый демонстрировал компетентность только на своем участке. Например, на одном предприятии финансовое подразделение сражалось за оптимизацию бюджетов. В тот же период на производстве нашли возможности снизить издержки. Однако, оценив последствия шага, поняли: проблем будет больше, чем пользы. Во-первых, надо было пройти бюрократические процедуры и объяснить, почему оптимизация не была запланирована при составлении бюджета. Во-вторых, если предложение (экономию нескольких миллионов евро) и будет принято руководством, то в следующем году урежут бюджет и «даже спасибо не скажут». Никакой оптимизации предприятие не получило. 


Совет. Важно соблюдать правило: цели разных руководителей не должны вступать в конфликт, когда, например, бонус для  мотивации одного топ-менеджера зависит от увеличения прибыли и минимизации расходов компании, а другого – от эффективности функционирования какого-либо процесса, настройка которого требует существенных финансовых вложений.

Справка 



Валерий Марцинович получил степень магистра по экономике и внешней торговле в Гданьском университете (Польша). Окончил аспирантуру Guildhall University (Лондон) по специальности «инвестиционно-банковская деятельность». Более 15 лет работает бизнес-консультантом, сотрудничая с крупными промышленными, телекоммуникационными и финансовыми компаниями в Польше, России и на Украине. 


Hay Group
Сфера деятельности: менеджмент-консалтинг; развитие лидерского потенциала; исследования рынка труда

Территория: головной офис – в Филадельфии (США), 86 офисов – в 48 странах мира

Численность персонала: 2600

Количество клиентов: более 8000 (в целом по миру)



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Статьи по теме в журнале «Генеральный Директор»

Школа руководителя

Школа руководителя

Проверьте свои знания и приобретите новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...



Доставка новостей@

Оформите подписку, чтобы не пропустить свежие новости

150 000 + ваших коллег следят за нашими новостями





© 2011–2016 ООО «Актион управление и финансы»

Журнал «Генеральный Директор» –
профессиональный журнал руководителя

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Генеральный Директор». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.


  • Мы в соцсетях