Принципы управления персоналом: что делать, если сотрудники наглеют

40070
Принципы управления персоналом: что делать, если сотрудники наглеют

Фото: Shutterstock

Анна Бурова, Коммерческий директор компании «Мэйнстрим Консалтинг», Москва


На какие вопросы Вы найдете ответы в этой статье

  • Что делать, если сотрудники начинают диктовать свои условия
  • Три вопроса, ответы на которые помогут понять, что Вы зависимы от сотрудников
  • Принципы управления персоналом: как искоренить угрозу бизнесу 

Как показывает опыт, зависимость от сотрудников становится угрозой для бизнеса, если нарушаются следующие принципы управления персоналом в Вашей компании.

На каких принципах управления персоналом должна базироваться работа компании 

Общая цель и согласованные усилия по ее достижению. Практически во всех областях бизнеса сейчас наблюдается кадровый голод. В этой ситуации работодатель нередко попадает в зависимость от сотрудников, которые считают: в компании им все что-то должны, а клиенты являются их собственностью, а не собственностью компании. Однако все обстоит наоборот. Подобно материальным активам, клиенты принадлежат не сотрудникам, а компании. Клиент покупает не возможность общаться с клиентским менеджером, а конкретный продукт, который создает Ваша компания. Следует учитывать, что ни одна организация не существует за счет усилий одного человека. Чтобы потребитель чувствовал себя хорошо, в компаниях работают десятки, а иногда и сотни, тысячи человек — от Генерального Директора до уборщицы, которая поддерживает чистоту офиса, в том числе для обеспечения комфорта клиента. Задача руководителя — создать такую систему работы и атмосферу в компании, чтобы каждый сотрудник знал и разделял общие цели существования организации и при этом понимал, в чем состоит его личный вклад в достижение этих целей. Важно постоянно подчеркивать значимость каждого сотрудника, а не создавать привилегированную касту из продавцов.

Отработанные процедуры и регламенты. Если Ваша компания построена как дом с правильным фундаментом и прочными стенами, то приход или уход разных сотрудников не создает угроз ее существованию. В организации роль жестких конструкций, отвечающих за ее прочность, выполняют четко прописанные для всех категорий работников процедуры и регламенты. С самого начала важно определить зоны ответственности сотрудников, отвечающих за работу с клиентами. Например:

  • где начинается работа менеджеров, которые приводят клиента в фирму, сотрудников, которые предоставляют ему продукцию (услугу), а где вступают поддерживающие подразделения (логистические, финансовые и т. д.);
  • как потенциальные потребители распределяются между клиентскими менеджерами, кто отвечает за обслуживание более сложных клиентов;
  • каким образом соблюдается баланс «выгодных» и «невыгодных» клиентов в портфеле одного менеджера;
  • кто выполняет работу по подготовке встречи, продажи;
  • кто следит за своевременным перечислением денег на счет.

Чем более детально процесс привлечения и работы с клиентом описан в процедурах и регламентах, тем меньше зависимость от личных особенностей того или иного менеджера, тем больше прозрачность процесса, больше шансов для молодых специалистов стать успешными и заменить уволившегося коллегу. В организациях, где все это сделано, случаи шантажа со стороны менеджеров, работающих с ключевыми клиентами, практически сведены на нет. Люди чувствуют, в каком случае они могут быть успешными в демонстрации своей значимости, а в каком — у руководства есть возможности объективно оценить работу сотрудника и быстро заполнить образовавшуюся нишу в случае его ухода.

Как не попасть в зависимость от сотрудников

Как не допустить, чтобы ключевой сотрудник, владеющий клиентской базой и имеющий хорошие контакты с ведущими клиентами, начал диктовать свои условия руководителю? Чтобы понять, базируется ли работа Вашей компании на описанных принципах управления персоналом, задайте себе вопросы:

Были ли поставлены перед менеджером, когда он начал у Вас работать, дифференцированные задачи? Иными словами, шла ли речь исключительно об объеме продаж или были введены дополнительные критерии, по которым оценивается эффективность его работы? Например, доля новых и старых клиентов (чтобы сотрудник не паразитировал на ранее установленных контактах), количество повторных продаж одному клиенту (чтобы менеджер не почивал на лаврах, заключив однажды крупную сделку), количество обученных молодых специалистов (чтобы готовил себе замену).

Знают ли Вас ключевые клиенты в лицо? Очень часто Генеральные Директора недооценивают такой фактор, как внимание высшего руководителя к потребителям. Ваш звонок клиенту (даже если Вы не знакомы с ним лично) с вопросом, все ли устраивает в деятельности компании, нравится ли продукция, удобна ли схема работы, может стать для потребителя дополнительным аргументом в пользу продолжения сотрудничества, продемонстрировать, что в организации все под контролем, есть сильное руководство, которое отвечает за все процессы. Мне известны случаи, когда клиенты сами искали возможность и повод пообщаться с руководителем компании, от которого их старательно защищал заевшийся менеджер по продажам, постоянно требовавший все новых и новых откатов.

Знает ли клиент о том, как много людей в Вашей компании заботятся о нем? Кто из финансовых работников, логистов, технологов, маркетологов взаимодействует с соответствующими службами клиента или с самим ключевым лицом? Кто информирует клиента об успехах Вашей фирмы, получает ли клиент рассылку, информационные и благодарственные письма от Вашей компании?

Если Вы постоянно задаетесь подобными вопросами и на большинство из них отвечаете положительно, то в лояльности своих клиентов Вы можете быть уверены и Вам нечего опасаться.

Справка


Компания «Мэйнстрим Консалтинг» оказываетуслуги в области обучения и развития менеджеров и персонала организаций в России и странах СНГ. Дочерние компании действуют в 12 городах: Екатеринбурге, Казани, Краснодаре, Москве, Нижнем Новгороде, Омске, Перми, Ростове-на-Дону, Ульяновске, Уфе, Ярославле и Киеве. В компании и ее дочерних предприятиях работает более 30 тренеров и консультантов.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Статьи по теме в журнале «Генеральный Директор»

Школа руководителя

Школа руководителя

Проверьте свои знания и приобретите новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...



Доставка новостей@

Оформите подписку, чтобы не пропустить свежие новости

150 000 + ваших коллег следят за нашими новостями





© 2011–2016 ООО «Актион управление и финансы»

Журнал «Генеральный Директор» –
профессиональный журнал руководителя

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Генеральный Директор». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.


  • Мы в соцсетях
Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение! Это бесплатно и займет всего минуту!

Вы сможете бесплатно продолжить чтение этой статьи, а также получите доступ к сервисам на сайте для зарегистрированных пользователей:

  • методики, проверенные на практике
  • библиотека Генерального Директора
  • правовая база
  • полезные подборки статей
  • участие и просмотр вебинаров

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль