Задержка зарплаты работникам: как смягчить недовольство в коллективе

8330
Задержка зарплаты работникам: как смягчить недовольство в коллективе

Фото: Flickr

Олеся Ломаева, Генеральный Директор ООО «Талпа», Москва


При задержке зарплаты работникам большее понимание со стороны персонала встретят руководители предприятий, где действует система нематериальной мотивации.

Если приходится задерживать зарплату сотрудникам, виноват в этом прежде всего руководитель. Ответственность за невыплату зарплаты всегда лежит на Генеральном Директоре.

Первое, что нужно сделать, – разобраться в причинах ситуации и принять необходимые меры (например, пересмотреть бюджет, снизить дебиторскую задолженность, скорректировать затраты). В то же время нельзя забывать и о работе с персоналом. Часто бывает: денег нет, а когда их ждать – администрация не извещает, так что люди пытаются выяснить это друг у друга. В подобных условиях желание работать пропадает. Однако, если объяснить причины задержки зарплаты работникам и сообщить ожидаемое время погашения долга, задержка зарплаты будет воспринята спокойнее. Когда понятно, на что надеяться, человек либо соглашается ждать и продолжает выполнять свои обязанности, либо начинает искать другую работу.

На мой взгляд, у руководства компании, в которой действует система нематериальной мотивации, больше шансов встретить понимание в случае задержки зарплаты работникам. Поэтому, если финансовое состояние предприятия нельзя назвать стабильным, лучше загодя принять некоторые меры. Генеральный Директор должен:

Вселять уверенность. Работники даже благополучных компаний иногда начинают испытывать тревогу. Постарайтесь не допустить таких настроений в коллективе. Беседуйте с людьми, сообщайте им о текущем положении дел.

Представлять себе личные проблемы сотрудников. Возможно, у кого-то из Ваших работников сократили родственников и его зарплата стала для семьи единственным источником дохода. Или, например, он снимает жилье, или расплачивается по кредиту. Если дистанция между Вами и сотрудниками достаточно велика, сведения можно получать от линейных руководителей.

Формировать ответственность. Найдутся ли у предприятия средства выплатить зарплату, зависит от каждого работника. Важно внушить сотрудникам такое понимание вопроса. И лучше всего – закрепить ответственность в системе KPI: тогда каждый будет понимать, что конкретно он должен делать, чтобы компания могла рассчитаться с ним вовремя. Если сотрудники берут на себя ответственность, то при задержке зарплаты любой из них задумается, нет ли в этом и его вины.

Задержка зарплаты работникам: как смягчить недовольство персонала

Если же задержки зарплаты избежать не удалось, есть средства сгладить негативные последствия.

Известите о задержке зарплаты работникам заранее

О задержке зарплаты сотрудникам лучше всего объявить накануне дня невыплаты. Также стоит сообщить о причинах сложившегося положения, принятых мерах и предполагаемых сроках погашения долга. Сотрудникам, которые непосредственно привлечены к решению проблемы, нужно дать конкретные поручения. При этом разговор с ними не должен протекать в русле «сами виноваты – сами расхлебывайте». Намного эффективнее будет посыл «компания не смогла выплатить, но сейчас от вас зависит...».

Предоставьте каждому сотруднику возможность связаться с Вами

Например, можно отправить по электронной почте такое письмо: «Уважаемые коллеги! Выплата зарплаты задерживается на несколько дней. Точный срок расчета будет объявлен завтра. Если у кого-то особые обстоятельства или неотложные нужды, сообщите об этом до конца рабочего дня, указав необходимую сумму. Будем решать в индивидуальном порядке».

В особых случаях – выплатите часть зарплаты из собственного кармана

Ценным сотрудникам, попавшим из-за задержки в сложное материальное положение, можно либо выплатить зарплату в первую очередь, либо даже выдать требуемую сумму из своих личных денег. Доход руководителей, как правило, выше, чем зарплаты рядовых работников, а значит, необходимые средства у Вас найдутся. В результате Вы приобретете мотивированного и, кроме того, лояльного Вам сотрудника – а такой работник принесет компании больше пользы, чем саботажник, весь день ищущий, где бы занять денег.

Извинитесь за задержку

Когда проблема разрешится и Вы выплатите не только зарплату, но и компенсацию за просрочку, обязательно нужно принести коллективу публичные извинения. А также поблагодарить за понимание и выразить надежду, что каждый сотрудник вынес урок из непростой ситуации и в дальнейшем приложит все силы, чтобы она не повторилась. Ну а потом – отпраздновать. Можно устроить чаепитие, а можно всем коллективом отправиться в боулинг.

Все эти средства я проверила на собственном опыте. У нас в компании была ситуация, когда мы не выполнили план продаж и на счету не оказалось денег для выплаты зарплаты. Я собрала коллектив, просто и ясно рассказала, откуда берутся деньги для расчетов с сотрудниками, почему сейчас этих средств нет и что нужно сделать, чтобы они появились. За два следующих дня мы продали столько, что смогли выплатить зарплату в полном объеме. Лучший продавец был героем недели. Я извинилась перед коллективом за задержку. А сотрудники извинялись в ответ, что не смогли вовремя обеспечить достаточное количество денег на счету. Эта неприятная ситуация позволила нам укрепить командный дух и повысить ответственность каждого за стабильную работу компании (хотя, конечно, выкладываться по максимуму нужно всегда, а не только когда не хватает денег на зарплату).

Проблему задержки зарплаты работникам (как и любую непросто решаемую проблему) легче не допустить, чем устранить. А значит, Генеральному Директору следует сохранять контроль над ситуацией, жестко требовать выполнения поставленных задач и привлекать к ответственности виновных. Но при этом он должен всегда оставаться человеком и помнить, что работает с людьми.

Справка


«Талпа»
Сфера деятельности:комплектация строительных объектов оборудованием для систем отопления и водоснабжения.
Месторасположение: Москва.
Численность персонала: 10.
Объекты, на которых велись работы: аэропорт Внуково, терминал Шереметьево-3, Курчатовский центр синхронного излучения и нанотехнологий, коттеджный поселок Николина Гора, бизнес-центры «Северная башня», Omega Plaza, торгово-развлекательный центр «Июль» (Уфа).
Стаж Генерального Директора в должности: с 2007 года (с момента основания компании).
Участие Генерального Директора в бизнесе: совладелец.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа руководителя

Школа руководителя

Проверьте свои знания и приобретите новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...



Доставка новостей@

Оформите подписку, чтобы не пропустить свежие новости

150 000 + ваших коллег следят за нашими новостями



Вас заинтересует


© 2011–2016 ООО «Актион управление и финансы»

Журнал «Генеральный Директор» –
профессиональный журнал руководителя

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Генеральный Директор». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.


  • Мы в соцсетях
Зарегистрируйтесь на сайте и документ Ваш! Это бесплатно и займет всего минуту!

Вы сможете бесплатно скачать документ, а также получите доступ к сервисам на сайте для зарегистрированных пользователей:

  • методики, проверенные на практике
  • библиотека Генерального Директора
  • правовая база
  • полезные подборки статей
  • участие и просмотр вебинаров

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль