Безотходное производство: как извлечь максимум выгоды

5890
Безотходное производство: как извлечь максимум выгоды

Фото: mmet.livejournal.com

Александр Крылов, Директор по продажам в Центральном федеральном округе научно-производственного предприятия «Высокодисперсные металлические порошки», Москва


На какие вопросы Вы найдете ответы в этой статье

  • Как снизить себестоимость продукции без ущерба для ее качества
  • Как добиться снижения издержек производства и обеспечить стабильный сбыт в любой сезон
  • Как наладить безотходное производство и сэкономить на браке

Также Вы прочитаете

  • Как Генеральный Директор компании «Эксперт-Групп» утилизирует бракованные тельняшки с пользой для дела
  • Почему Генеральный Директор Императорского фарфорового завода решила производить продукцию только одного сорта

Раз за разом поднимать отпускные цены на продукцию – не лучшее решение возникающих у производственного предприятия проблем. Чтобы сделать прибыль компании максимальной, попробуйте наладить безотходное производство, добиться снижения издержек производства, изыскивая внутренние резервы и применяя нестандартные ходы.

Как наладить безотходное производство

Не бывает полностью безотходного производства, но отходы можно минимизировать. Если ассортимент большой, нужно использовать универсальное сырье или полуфабрикаты и выстраивать технологические процессы так, чтобы эти компоненты подходили для выпуска многих единиц конечной продукции. В результате упростится логистика, снизятся затраты на сырьевые запасы. Это в свою очередь обязательно отразится на себестоимости, произойдет снижение издержек производства,  а значит, прибыль вырастет. Главное, что при такой организации сырье не залеживается на складе и не приходит в негодность. Если оно не востребовано для производства одного товара, его пустят на изготовление другого. Этот метод экономии активно применяется на нашем предприятии: около 60–80% сырья используется в производстве сразу нескольких видов продукции.

Снижение издержек производства

Отсутствие на производстве малейшей возможности сократить себестоимость – очень редкое явление на российских предприятиях. Обычно всегда найдется, что улучшить.

Для снижения издержек производства можно использовать самые разные способы, главное – не навредить качеству выпускаемой продукции. Например, наша компания отказалась от дорогой импортной тары и перешла на отечественную. А на предприятии, где я работал до этого (оно занималось продажей лакокрасочных материалов канадского производства), мы при минимизации издержек производства перешли на розлив краски в российскую пластиковую тару взамен импортной металлической. Разница в цене оказалась очень ощутимой.

Самостоятельное производство основных компонентов продукции

Полуфабрикаты, которые Вы используете в производстве основного продукта, имеет смысл изготовлять самостоятельно. Это позволит Вам не просто сократить затраты, а получить дополнительный доход, если Вы станете торговать этими полуфабрикатами.

Например, основной компонент, необходимый для выпуска цинконаполненных антикоррозионных грунтовок, – цинковый порошок. Мы производим его на своих мощностях по собственной уникальной технологии. На используемых установках можно с одинаковой легкостью делать как цинковый порошок (ультрадисперсный), так и медные и бронзовые порошки (нанодисперсные). Медные порошки используются в порошковой металлургии, микроэлектронике и электротехнике. Бронзовые предназначены для производства противоизносных и антифрикционных препаратов и притирочных паст. Это отдельные продукты, пользующиеся спросом, их производство позволяет полностью загружать мощности и получать дополнительную прибыль.

Ищите внесезонные рынки сбыта

Наш бизнес (производство и продажа лакокрасочных материалов) – сезонный. В холодное время года спрос на краску может падать по сравнению с летними месяцами в несколько раз. Ситуация, когда мощности производителей загружены на 30–40% от плана, явно не способствует увеличению прибыли. С другой стороны, мы не можем в течение зимы изготовлять краску впрок: производство готовой продукции и содержание складов приведет к замораживанию огромных средств. Проблему мы решаем двумя способами. Во-первых, целенаправленно работаем с заводами металлоконструкций, которые потребляют лакокрасочные материалы постоянно, вне зависимости от сезона. Эти предприятия обеспечивают нам стабильный, не подверженный сезонным колебаниям рынок сбыта. Во-вторых, модифицируем продукцию: так, мы разработали и стали производить линейку красок всесезонного нанесения. Наши материалы могут понадобиться в любое время года, даже зимой (например, при авариях или в ситуациях, когда окрасочные работы не были завершены до наступления холодов). Обычные лакокрасочные материалы нельзя наносить при температуре ниже +5 °C, а наши однокомпонентные полиуретановые составы используются при температуре до –15 °С, что значительно удлиняет сезон продаж.

Как ввести сквозной контроль качества продукции и снизить издержки производства

Избавиться от брака невозможно, но его объем, как и объем остатков производства, можно свести к минимуму. Для этого нужно обеспечить сквозной контроль на всех этапах технологического процесса – следить за качеством сырья, полуфабрикатов и, конечно, готовой продукции. Это важно: например, контроль полуфабрикатов позволяет обнаружить дефект еще на этапе их производства, когда брак можно исправить с минимальными затратами.

Снижение издержек производства: как заработать на браке

Брак браку рознь. Если при производстве компания не смогла обеспечить те свойства товара, о которых она сообщила потребителям, то реализовать его невозможно. Мы в таких случаях переделываем продукцию, чтобы привести эксплуатационные характеристики в норму. Это влечет дополнительные затраты (на переработку, повторную расфасовку), но позволяет как минимум не понести убытки.

А вот если реальные показатели товара отличаются от заявленных незначительно, целесообразно вместо переработки провести акционную распродажу с дополнительной скидкой. Например, одна из характеристик нашей продукции (краски) – степень глянца. Это декоративная характеристика, она второстепенна (никак не сказывается на продолжительности эксплуатации материала и его защитных свойствах). Тем не менее соответствующее значение параметра включено в производственные регламенты. Если степень глянца не соответствует нормам, мы находим клиента, для которого это свойство не столь важно. Иногда вся партия такой краски продается в один день, и забирает ее один клиент, иногда процесс растягивается на недели, и партию раскупают несколько мелких потребителей. Некоторые клиенты любят такие акции, и мы сразу сообщаем им, что появилась продукция, которую можно купить с дисконтом. В результате довольны обе стороны: клиент экономит, а мы получаем прибыль.

Говорит Генеральный Директор

Юрий Матросов, Генеральный Директор группы компаний «Эксперт-Групп», Москва

У нас брака мало, так как вся продукция шьется вручную. Изделия бракуются по двум причинам: обнаружены дефекты ткани или расходятся швы готовой тельняшки. Если недостатки незначительные (это, конечно, относится к дефектам ткани), мы отдаем тельняшки бесплатно с общей заказанной клиентом партией или используем их как образцы продукции в рекламных целях. Это выгодно: клиенты знакомятся с нашей продукцией и потом обращаются только к нам. А если брак серьезный, мы расшиваем изделие и пускаем его на образцы ткани (показываем их клиентам, которые с нами еще не сотрудничали).

Опыт практика

Татьяна Тылевич, Генеральный Директор ОАО «Императорский фарфоровый завод», Санкт-Петербург

Наше предприятие не продает отходы, битую и бракованную продукцию. Бракованные изделия и остатки, которые мы можем употребить повторно (отходы твердого фарфора), дробятся и используются для изготовления масс и шликеров, то есть идут на переработку. А бой и брак мягкого и костяного фарфора мы утилизируем. На заводе создана специальная служба во главе с начальником отдела качества; она отвечает за то, чтобы бракованная продукция не поступила в розничную торговлю и не была вынесена с предприятия.

Конечно, можно считать, что такой подход – слишком дорогое удовольствие. Однако наше предприятие использует его сознательно – в связи с тем, что мы перешли на европейские стандарты качества. Раньше мы, как и все предприятия в СССР, выпускали продукцию первого, второго сорта и несортовую. От несортовых изделий мы отказались пять лет назад, от второго сорта – два года назад. Сейчас выпускаем продукцию только одного сорта, отвечающего и европейским стандартам, и требованиям советского ГОСТа.

Прежде изделия второго сорта мы отпускали со скидкой 20–30%, и дилерам, конечно, это было выгодно. Поэтому переход на производство продукции только первого сорта (и, следовательно, упразднение скидок) мы постарались для дилеров смягчить и последние три года существенно не повышали отпускные цены.

Конечно, решение о переходе далось непросто. Мы приняли его после полугодовых обсуждений: долго спорили, опасались, что это будет негативно воспринято потребителями, привыкшими покупать изделия второго сорта (у нас был постоянный круг таких клиентов). Однако прошло уже почти два года, и никаких проблем нет. Наоборот, выяснилось, что маркировка на донышке наших изделий «1с» и «2с» только путала неискушенных покупателей: они не могли понять, в чем отличия (действительно, для неспециалиста это сложно, ведь изделия могут отличаться, например, лишь оттенком).

Справка


Александр Крылов окончил Московский государственный университет прикладной биотехнологии, получил степень MBA по специализации General в Институте магистерской подготовки МЭСИ. Опыт работы в компаниях, занимающихся продажей лакокрасочных материалов, – 12 лет; в компании «Высокодисперсные металлические порошки» – с 2009 года.

«Высокодисперсные металлические порошки»
Сфера деятельности: производство лакокрасочных материалов для защиты промышленных и строительных конструкций.
Форма организации: ЗАО.
Территория: головной офис и производство – в Екатеринбурге, 16 представительств – в городах России (в том числе в Москве), стран СНГ, Азии и Европы.
Численность персонала: более 250.

«Эксперт-Групп»

Сфера деятельности: пошив тельняшек, производство впитывающих влагу ковриков для автомобилей; услуги по оптимизации и развитию бизнеса; проведение маркетинговых исследований и фокус-групп.
Форма организации: ООО.
Территория: офисы компании – в Москве и Ивантеевке (Московская область), производство – в Ивантеевке и Кинешме (Ивановская область).
Численность персонала: 255.
Годовой оборот: свыше 15 млн руб. 
Стаж Генерального Директора в должности: с 2001 года.
Участие Генерального Директора в бизнесе: владелец.

Императорский фарфоровый завод
Сфера деятельности:производство фарфоровых изделий (посуды, в том числе чайных, кофейных и столовых сервизов; сувенирно-подарочных изделий; жанровой и анималистической скульптуры; декоративных блюд, тарелок); ассортимент включает более 4000 наименований.
Форма организации: ОАО.
Территория: производство – в Санкт-Петербурге, фирменные магазины – в Москве, Санкт-Петербурге, Великом Новгороде, Воронеже, Екатеринбурге, Калининграде, Липецке, Мурманске, Петрозаводске, Ростове-на-Дону, Тольятти, Уфе, Челябинске, Череповце, а также в Таллине.
Численность персонала: 1100.
Годовой оборот: 20 млн евро
Стаж Генерального Директора в должности: с 2008 года.
Участие Генерального Директора в бизнесе: наемный менеджер.
Подписчик журнала «Генеральный Директор»: с 2006 года.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа руководителя

Школа руководителя

Проверьте свои знания и приобретите новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...



Доставка новостей@

Оформите подписку, чтобы не пропустить свежие новости

150 000 + ваших коллег следят за нашими новостями




© 2011–2016 ООО «Актион управление и финансы»

Журнал «Генеральный Директор» –
профессиональный журнал руководителя

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Генеральный Директор». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.


  • Мы в соцсетях
Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение! Это бесплатно и займет всего минуту!

Вы сможете бесплатно продолжить чтение этой статьи, а также получите доступ к сервисам на сайте для зарегистрированных пользователей:

  • методики, проверенные на практике
  • библиотека Генерального Директора
  • правовая база
  • полезные подборки статей
  • участие и просмотр вебинаров

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль