Методы управления персоналом: 5 приемов, которые принесут пользу бизнесу

17300
Методы управления персоналом: 5 приемов, которые принесут пользу бизнесу

Фото: Shutterstock

Надежда Дьяконова, Старший консультант компании Hay Group, Москва


Прочитав эту статью, Вы узнаете

  • Какие методы управления персоналом полезны для бизнеса
  • Несколько советов руководителю, как повысить производительность труда сотрудников, поменяв систему управления персоналом

В работе нашей компании взято за правило каждый год проводить исследование по направлению «Лучшие компании для лидеров» - мы выявляем компании в разных странах мира, которые применяют современные методы управления персоналом в организации, прогрессивные средства мотивации и роста производительности работников. Занимаемся изучением опыта самых успешных компаний в отрасли, которые добиваются доходности выше среднего уровня.

В 2013 году мы впервые включили в свое исследование отечественные предприятия, поэтому можем сравнивать их подходы с иностранными коллегами и понимать, что позволяет зарубежным брендам добиваться успеха. При этом мы не составляли рейтинг по российским компаниям. Чтобы сравнивать их методы управления персоналом с ведущими мировыми компаниями, решили основываться на средних показателях.

Методы управления персоналом в организации

Метод 1. Обсуждайте результаты работы со своими сотрудниками. В практике большинства успешных компаний принято общение руководителей с сотрудниками для обсуждения достижений в их работе. По данным исследования мы определили следующие примеры действий топ-менеджеров: 

  • 89% руководителей регулярно общаются с работниками для обсуждения эффективности применения ресурсов. Они оказывают помощь сотрудникам в поиске наиболее эффективных и менее затратных способов для выполнения поставленных задач;
  • 85% топ-менджеров тратят для развития сотрудников до половины собственного рабочего времени;
  • 82% руководителей проводят регулярные встречи с сотрудниками для обсуждения результатов работы, налаживания обратной связи, чтобы объяснить коллективу правильно выполненные действия, а что следует изменить либо дополнить;
  • 75% из них стимулируют сотрудников предлагать идеи, направленные на оптимизацию процессов, данный показатель включается в KPI.

Однако в российской практике указанные способы применяются от силы 44% топ-менеджеров. Лишь 15% из российских топ-менеджеров тратят свыше половины рабочего времени для развития сотрудников, и такое же количество использует программы премирования, в которых предусмотрен учет вклада работников в рост эффективности предприятия. Фактически, в российской практике сотрудник не может достоверно сказать, за какие действия в его компании предусмотрены поощрения и премии.

Метод 2. Отсутствие взаимоисключающих целей
. Причиной взаимоисключающих целей в работе компании становится несогласованность руководителей. Лишь порядка 30% сотрудников ведущих мировых компаний выразили жалобы о необходимости работы по взаимоисключающим целям. Для сравнения – в России так высказались 85% сотрудников.

Главной причиной подобной ситуации приходится считать постановку задач в России по иерархии снизу вверх. Рядовые сотрудники и линейные менеджеры часто самостоятельно определяются с критериями оценивания своей работы. Фактически, руководители решают передать сотрудникам формирование своих KPI. Но практика подтверждает – работникам известна только одна сторона бизнеса, а общая картина им пока недоступна. В результате установленные показатели не соответствуют целям топ-менеджеров и бизнеса в целом.

Ведущие мировые компании предпочитают устанавливать по принципу сверху вниз. В частности, в книге Уильяма Торндайка указывается необходимость основываться на главной бизнес-цели своей компании.

Метод 3. Руководителей нужно вовлекать в общую командную работу. 91% руководителей в лучших мировых компаниях занимается решением поставленных задач совместно с коллективом, для России этот показатель составляет только 46%. Следовательно, топ-менеджеры в России чаще сталкиваются с определенными разногласиями, перетягивая инициативу на себя, без готовности к компромиссам со своим коллективом. Причина подобной ситуации – для руководителей в России предпочтительна работа по отдельности с каждым топ-менеджером, не предпринимая должные меры для их объединения в общую команду.

В работе абсолютного большинства иностранных компаний предусмотрены меры для вовлечения топ-менеджеров в общую командную работу. В 78% случаев перед топ-менеджерами ставятся задачи, для выполнения которых необходим комплексный подход, всестороннее изучение и понимание бизнеса, также обязательное взаимодействие с другими менеджерами. Такой принцип принят лишь у 28% российских директоров, которые готовы ставить сотрудникам сложные, но вполне достижимые задачи. В остальных случаях менеджерам назначаются узкие задачи. Лучшие мировые фирмы практикуют нацеленность на улучшение качества или перевыполнение первоначальной задачи. Однако для российского бизнеса такой принцип является довольно редким.


Метод 4. Личное участие руководителя в управлении персоналом.
Данный метод управления персоналом позволяет в 94% случаев вовлекать руководителей в процесс внедрения своих корпоративных ценностей, для России этот показатель не превышает 47%. Для влияния на поведение работников иностранные топ-менеджеры предусматривают регулярные собрания с подведением итогов работы, рассмотрением оптимальных решений в различных сложных ситуациях.

Помимо собраний, для поддержания корпоративных ценностей в компании подходят отлаженные коммуникации внутри коллектива – доводится послание первого лица штату через стенгазеты, электронную почту, заметки на официальном сайте и пр.

Метод 5 . Поощрение инициативы со стороны сотрудников
. Сотрудники могут высказывать свои идеи и предложения в иностранных и российских компаниях – 71% и 66% соответственно. Основное отличие – в принципах реализации собранных идей.

Руководители лучших мировых компаний в 68% предлагают своим сотрудникам ресурсы (временные, финансовые, человеческие) и полномочия. Сбор идей производится регулярно, придерживаясь фиксированного регламента, у авторов всегда поддерживается обратная связь, а при утверждении предложения – будет предоставляться поощрение. Аналогичную систему применяют только 39% лучших компаний в России. Следовательно, можно утверждать – инициативы сотрудников обычно остаются без внимания, что пагубно сказывается на инициативе.

Принципы и методы управления персоналом: советы Генеральному Директору

Менеджерам в России только предстоит поверить, что они могут непосредственно влиять на экономические успехи бизнеса за счет своей системы управления. Рассмотрим основные принципы, которые позволят повысить успешность в работе организации:

  1. Руководителю компании нужно понимать – его отношение к коллегам, клиентам, особенности поведения и становятся основой корпоративной культуры бизнеса. Ведь сотрудники будут копировать поведение генерального директора. Нужно продумать, способствует ли привычная манера ведения бизнеса развитию компании, составьте новые правила и начинайте их соблюдать.
  2. Необходимы поощрения поведения, выгодного для компании – вне зависимости от уровня управления, исключений быть не должно.
  3. Регулярный сбор обратной связи от своих сотрудников. Данные нужно получать не только от топ-менеджеров, но также от рядовых сотрудников. Благодаря этому удастся определиться со слабыми местами в вопросах управления среди ключевых менеджеров, нужно содействовать развитию данных навыков.
  4. Сами налаживайте обратную связь со своими сотрудниками – рассматривайте с ними успехи, неудачи компании. Своим сотрудникам следует демонстрировать примеры откровенности, чтобы они тоже были заинтересованы обмениваться информацией – в частности, рассматривая проблемы на участках работы.


Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа руководителя

Школа руководителя

Проверьте свои знания и приобретите новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...



Доставка новостей@

Оформите подписку, чтобы не пропустить свежие новости

150 000 + ваших коллег следят за нашими новостями




© 2011–2016 ООО «Актион управление и финансы»

Журнал «Генеральный Директор» –
профессиональный журнал руководителя

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Генеральный Директор». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.


  • Мы в соцсетях
Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение! Это бесплатно и займет всего минуту!

Вы сможете бесплатно продолжить чтение этой статьи, а также получите доступ к сервисам на сайте для зарегистрированных пользователей:

  • методики, проверенные на практике
  • библиотека Генерального Директора
  • правовая база
  • полезные подборки статей
  • участие и просмотр вебинаров

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль