Общение руководителя с подчиненными: этика деловых отношений

57686
Фото © Shutterstock
Фото © Shutterstock
Денисова Ирина
Тренер-консультант, эксперт в области деловой культуры
  • Почему важен эмоциональный интеллект в общении руководителя с подчиненными
  • Как руководителю вести себя с подчиненными
  • Корпоративное общение: этика деловых отношений
  • Общение руководителя с подчиненными, когда этикет «не работает»
  • Когда допустим неформальный тон в общении руководителя с подчиненными 

Соблюдение правил этикета в общении руководителя с подчиненными формирует лояльность по отношению к Генеральному Директору и в целом к компании. Когда Генерального Директора уважают, а не боятся, его поручения слышат — польза такого общения очевидна для обеих сторон.

Генеральный Директор и подчиненный — в определенной степени клиенты по отношению друг к другу (руководитель в таком случае позиционируется как VIP-клиент). Этика деловых отношений важна при общении руководителя с подчиненными любого уровня — от топ-менеджера до курьера. Если дать указание курьеру в некорректной форме, он может не вовремя доставить документ, подвергнув тем самым риску успех организации.

Во многих компаниях сейчас приняты этические кодексы, которые содержат и правила деловых отношений и корпоративного этикета. Такие кодексы существуют, например, в компаниях «Ингосстрах», «Ростелеком» и др.

На практике в некоторых случаях наблюдается противоречие между корпоративными стандартами и традиционными правилами этикета. Например, в наших офисных стенах принят стиль, который категорически противоречит формальному американскому деловому этикету: галантное отношение и комплименты дамам.

Руководитель может выработать личный кодекс этики деловых отношений по отношению к подчиненным. Главное — помнить, что в основе правил деловых отношений лежат здравый смысл, этническое и конфессиональное сознание, национальные традиции и этика деловых отношений, а также эмоциональный интеллект.

Почему важен эмоциональный интеллект в общении руководителя с подчиненными

Сегодня придается большое значение эмоциональному интеллекту, свойственному лидерам. Понятие «эмоциональный интеллект» ввел Д. Гоулман.

Специалисты определяют эмоциональный интеллект как умение лидеров управлять собой и отношениями с другими людьми, а также направлять эмоции других в нужное русло. Человек, обладающий эмоциональным интеллектом:

  • наделен хорошим самосознанием;
  • дает себе точную самооценку;
  • уверен в себе;
  • умеет контролировать свои эмоции;
  • открыт, адаптивен, отзывчив;
  • способен управлять отношениями и урегулировать конфликты.

От эмоционального лидера зависит психологический климат в команде. Такой лидер лучше и точнее других воспринимает мысли, стремления группы.

Как руководителю вести себя с подчиненными: говорит Генеральный Директор

Алексей Сухенко, Генеральный Директор российского представительства Trout & Partners, Москва

Общение руководителя с подчиненными похожи на отношения двух клиентов. Подчиненный зависит от руководителя — это обсуждать не приходится. А зависит ли Генеральный Директор от сотрудника? Я обычно даю положительный ответ. И от уборщицы Марьи Ивановны может иногда зависеть многое. И она по отношению к директору иногда выступает в роли клиента. Поэтому общение в этом формате сегодня называют клиентоориентированным, а отношения — партнерскими.

Мои правила деловых отношений с подчиненными — никогда не указывать и не приказывать. Я всегда прошу о чем-то, используя слово «пожалуйста», а после исполнения обязательно благодарю. Критиковать стараюсь не в обидной для сотрудников форме. Что касается разграничения общения «офис — вне офиса», то единственное отличие — в офисе мы с сотрудниками говорим о делах, на празднике — нет.

Я согласен с популяризаторами концепции эмоционального интеллекта: сегодня деловым миром правят терпимость, желание понять другого человека, и это выражается в корректных адекватных речевых формах. Такой подход более результативен, чем авторитарный, и дает лучшие бизнес-результаты.

Корпоративное общение: этика деловых отношений

К сожалению, в некоторых компаниях еще бытует представление, что директор — центр Вселенной. Это накладывает отпечаток на его поведение и сказывается на соблюдении этикета. Наиболее частая ошибка - это так называемое барство и фамильярность. Однако это недопустимый тон в любой ситуации, даже на корпоративном празднике. Основные правила этикета руководителя по отношению к подчиненным таковы:

  1. Соблюдайте корпоративный дресс-код. Если руководитель одевается вопреки правилам бизнес-этикета, вопреки дресс-коду, вряд ли это повышает лояльность сотрудников по отношению к нему. Персонал может просто не услышать Генерального Директора, одетого неадекватно.
  2. Придерживайтесь правил приветствия, представления и поведения. В момент приветствия руководитель первым подает руку подчиненному независимо от того, мужчина это или женщина. Ошибкой в деловом этикете считается поздороваться с одним из группы, а остальным кивнуть. Если Вы приветствуете смешанную группу сотрудников, нужно подать руку и мужчинам, и женщинам. В России часто нарушается традиционное правило делового этикета: первым, вне зависимости от должности, приветствует тот, кто входит в помещение, а первым подает руку хозяин кабинета.
  3. Руководитель предлагает сотруднику сесть. Подчиненный, который садится без приглашения, не очень хорошо знаком с правилами этикета.
  4. Важно помнить, что визитную карточку первым вручает младший по должности. Руководитель же при некоторых обстоятельствах вправе не давать ему свою визитку.
  5. Неэтично, когда руководитель-мужчина чрезмерно галантен по отношению к подчиненной: этим он ставит ее в неловкое положение. Ошибкой будет и желание мужчины-руководителя пропустить вперед женщину-подчиненную в места, считающиеся опасными (например, в лифт). Добавлю, что согласно сегодняшним представлениям о бизнес-этикете дама-руководитель, приглашающая на бизнес-ланч партнера-мужчину, первой входит в зал ресторана как пригласившее лицо.
  6. Придерживайтесь правил этикета электронной почты. Большое значение приобрел этикет электронной переписки. Здесь действуют те же правила приветствия и культуры речи, что и при личном общении (О правилах электронной переписки Вы можете прочитать в статье.
  7. Грамотно информируйте персонал. Когда Вы информируете подчиненных, важно создать ощущение их причастности к деятельности компании: объяснить, для чего нужно выполнить задание, что это даст компании, какие горизонты для сотрудника откроются. Информация должна быть полной, однако не забывайте о коммерческой тайне — данных, не предназначенных для ушей сотрудника. Не стоит испытывать его порядочность, сообщая лишние сведения: у человека, лояльность которого в силу разных обстоятельств не успела сформироваться, будет соблазн поделиться ими.
  8. Правильно критикуйте, контролируйте и поощряйте сотрудников. Делая замечания, говорите четко, корректно и уважительно, при этом учитывайте следующие пожелания:
  9. Критикуйте конкретные проступки, а не человека (не «Вы — несобранный…», а «В последнее время Вы часто опаздываете…»).
  10. Старайтесь использовать так называемое я-послание («Я обратил внимание на то, что в последнее время Вы часто опаздываете…» и т. п.).
  11. Критикуя, обращайте внимание и на позитивные моменты в работе: сообщите, за что Вы цените сотрудника.
  12. Выскажите пожелания, касающиеся дальнейшей деятельности подчиненного («Будет хорошо, если Вы в следующий раз…»).
  13. Не критикуйте сотрудника публично.
  14. Старайтесь задавать уточняющие вопросы и добиваться реакции («Нужны ли еще пояснения?» или «Есть ли у Вас ко мне вопросы?»).
  15. Контролировать сотрудников нужно, во-первых, разумно (не надо тратить час, чтобы проконтролировать часовую работу), во-вторых, своевременно и оперативно (рекомендую включить даты контроля в личный рабочий план); в-третьих, не стоит контролировать все до мелочей. А вот хвалить, поощрять, дарить подарки и премировать сотрудника лучше при коллегах.
  16. Соблюдайте правила общения по мобильному телефону. Руководитель не должен злоупотреблять своим положением и звонить подчиненному в нерабочее время на личный мобильный телефон. У сотрудника есть частная жизнь, и если не было предварительной договоренности о звонке, то беспокоить человека можно только в крайних случаях. Если же это корпоративный номер и с сотрудником заранее было оговорено, что он должен быть на связи в любое время, то звонок руководителя в нерабочее время нарушением этики считаться не будет.

Общение руководителя с подчиненными, когда этикет «не работает»

В кризисных, экстренных ситуациях деловой этикет «не работает». В таких случаях находится неформальный лидер (если формальный отсутствует), который координирует работу. При этом именно в таких ситуациях становится понятно, кто по-настоящему хорошо знает нормы человеческого общения, а кто усвоил их только вчера.

Корпоративное общение: требовать ли превышения рабочей нагрузки

Требовать никогда не считалось этичным. Уважающие себя руководители просят сотрудников выполнить задание. Все зависит от формы изложения просьбы, от ситуации и периодичности просьб. Если говорить о российской действительности, то приходится признать, что сейчас в большинстве компаний люди перерабатывают. Ненормированный рабочий день в конечном счете сказывается на работоспособности, мотивированности и текучести персонала, способствует так называемому профессиональному выгоранию.

В моей практике был случай, когда руководитель буквально «зомбировал» подчиненного постоянными манипуляциями: он был неизменно вежлив, выписывал премии и дарил хорошие подарки, всячески поощрял сотрудника, однако его рабочая нагрузка была просто непосильной. Налицо соблюдение правил делового общения и несоблюдение этики.

Неформальный тон в общении руководителя с подчиненными

Неформальный тон возможен лишь в случае, когда нужно доверительно попросить подчиненного об особой услуге — например, помочь в приобретении элитного щенка. Но и при неформальном общении руководителя с подчиненными очень важно держать дистанцию. Например, я наблюдала, как в одной компании девушка-подчиненная сказала руководителю: «Пока, босс». В деловом общении такой тон абсолютно недопустим.

Как руководителю вести себя с подчиненными: говорит Генеральный Директор

Игорь Битков, Генеральный Директор ЗАО «Северо-Западная лесопромышленная компания», Санкт-Петербург

Мои правила в общении руководителя с подчиненными просты: не оскорблять, не унижать, хвалить публично или наедине, а ругать только один на один, стараться быть объективным в любой ситуации и никогда не закрывать глаза на проблемы. Если есть противоречия в отношениях с каким-нибудь подчиненным либо в его отношениях с другими людьми, то я стараюсь всегда разрешать проблемы путем открытого общения, ни в коем случае не усугубляя ситуацию замалчиванием.

В конфликтных ситуациях, которые, к счастью, случаются у нас нечасто, я прежде всего стараюсь разобраться в причине конфликта и лишь потом принимаю решение. Обычно нельзя точно сказать, кто прав, кто виноват — у каждого своя правда. Я стараюсь принять решение, которое отвечало бы интересам компании.

Конечно, в некоторых ситуациях этикет «не работает», скажем, при аварии на производстве. В такой момент не возникает вопроса о том, этично или неэтично требовать от сотрудников, например, превышения рабочей нагрузки, и моя задача как руководителя — мобилизовать подчиненных на устранение форс-мажорной ситуации.

Общение руководителя с подчиненными: этика деловых отношений

Копирование материала без согласования допустимо при наличии dofollow-ссылки на эту страницу



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Статьи по теме в журнале «Генеральный Директор»

Школа руководителя

Школа руководителя

Проверьте свои знания и приобретите новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...



Доставка новостей@

Оформите подписку, чтобы не пропустить свежие новости

150 000 + ваших коллег следят за нашими новостями




© 2011–2016 ООО «Актион управление и финансы»

Журнал «Генеральный Директор» –
профессиональный журнал руководителя

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Генеральный Директор». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.


  • Мы в соцсетях
Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение! Это бесплатно и займет всего минуту!

Вы сможете бесплатно продолжить чтение этой статьи, а также получите доступ к сервисам на сайте для зарегистрированных пользователей:

  • методики, проверенные на практике
  • библиотека Генерального Директора
  • правовая база
  • полезные подборки статей
  • участие и просмотр вебинаров

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль