• Главная страница
  • »Статьи
  • »Эмоциональный интеллект: как стать эмоциональным лидером, которому будут верить и доверять

Эмоциональный интеллект: как стать эмоциональным лидером, которому будут верить и доверять

99617
Фото © Shutterstock
Фото © Shutterstock
  • Что такое эмоциональный интеллект
  • Принципы эмоционального интеллекта
  • Как учиться управлять эмоциями
  • Как минимизировать влияние эмоций и злости при управлении подчиненными
  • Почему лидеру важно хорошее и уместное чувство юмора
  • Как использовать тест на эмоциональный интеллект и развивать в себе соответствующие способности
  • Как стать эмоциональным лидером, которого будут уважать 

Что такое эмоциональный интеллект

Эмоциональный интеллект – способность осознавать свои эмоции и умение ими управлять. «Эмоциональный интеллект» - относительно молодой термин, появившийся в середине 20-го века, который стремительно приобрел популярность в 90-х годах после публикациях работы Дэниэла Гоулмана[i].

Эмоциональный интеллект включает 5 главных и 15 дополнительных компонентов:

Внутриличностные навыки (способность распознания и применения личных эмоций);

  • самооценка (умение восприятия себя как глубинно хорошего);
  • эмоциональное самоосознание (умение распознавать свои чувства, что в итоге позволяет ими управлять);
  • чуткость – умение выражать свои чувства, мысли и убеждения, при этом не раня и не задевая чувства других;
  • независимость – способность самостоятельно принимать решения, независимо от эмоций;
  • самореализация.

Межличностные навыки (навыки взаимодействия с другими)

  • эмпатия – понимание чувств других людей, с возможностью адекватной реакции на изменения в эмоциональном состоянии другого человека. важно учитывать, что работает эмпатия лишь применительно по отношению к значимым для нас людей. следовательно, чем человек считает себя более значимым, тем способность эмпатии оказывается выше;
  • социальная ответственность – способность чувствовать себя частью чего-то большого, поддерживая других в социальной группе и вкладывая свои силы и таланты;
  • умение поддерживать отношения – способность создавать и поддерживать отношения, построенные на принципе выигрыш-выигрыш. Предполагают принятие-отдавание любви с эффектом теплоты и симпатии, независимо от роли внутри данных отношений.

Стрессоустойчивость (способность справляться со сложными ситуациями):

  • принятие стрессовых ситуаций. способность действовать внутри стрессовых ситуаций, избегая «эмоционального надрыва»;
  • управление неосознанными реакциями – способность противостояния первой реакции на что-либо, либо даже её отложить, расстояние между стимулом и реакцией.

Приспособляемость – способность адекватной, оперативной и эффективной реакции на изменения:

  • восприятие реальности – умение оценки разницы между тем, что воспринимается и тем, что в действительности существует. Распознавание, что вы хотите выполнить и что можете сделать, при этом понимать, где вы находитесь сейчас;
  •  гибкость – умение управлять мыслями, эмоциями, поведением в зависимости от обстоятельств;
  • решение задач – умение распознавать и определять задачи, придумывать и осуществлять решения. Здесь мы говорим не о «проблемах», ведь признаком развитого эмоционального интеллекта становится видение не самих проблем, а задач, требующих внимания и решений.

Жизненный фон – оптимизм и ощущение счастья.

Почему эмоциональный интеллект так важен?

Удивительный факт – часто не самые умные и образованные люди добиваются максимального успеха. Но при этом распространена и обратная ситуация, когда образованный человек остается социально неудачливым и неумелым в личных и профессиональных отношениях. Для полноценного успеха в жизни недостаточно только лишь развитых интеллектуальных способностей.

Рассказывает практик

Сергей Колякин, Управляющий партнер и владелец строительной компании «Стройтэк», Москва

Каждый человек в определенной мере имеет эмоциональный интеллект. Это значит, что он может распознавать свои и чужие эмоции, управлять ими, анализировать причины их появления,  использовать эти умения для решения конкретных задач. Данная способность является одной из главных в работе Генерального Директора. Ведь ежедневно он решает вопросы, которые касаются управления человеческими ресурсами, проводит тяжелые переговоры и заключает сделки. Сложно вовлечь в решение задач своих подчиненных, если вы не понимаете, как и кого лучше заинтересовать, а кого следует припугнуть и использовать другие методы мотивации.

Эмоциональный интеллект влияет на:

  • вашу результативность на работе;
  • ваше физическое здоровье;
  • ваше психическое здоровье; 
  • ваши отношения. 

Как измерить эмоциональный интеллект

Для измерения эмоционального интеллекта чаще всего используют два самых распространенных подхода, дискуссии о которых продолжаются до сих пор.

Специалисты обращают внимание, что не подходит метод «объективные» тесты, которые содержат задания с одним правильным ответом. Ведь в таком случае отсутствуют убедительные основания для определения правильного ответа. Пока не удалось решить проблему выбора правильного ответа, разные способы её решения на материале одного теста на эмоциональный интеллект часто приводят к результатам, которые плохо согласуются между собой.

Другим методом для измерения эмоционального интеллекта становится применение опросников. Его основным недостатком становится опора на самоотчет, что противоречит попыткам измерить данный показатель как один из видов интеллектуальных способностей.

Тесты на эмоциональный интеллект

Тест Холла. Практически аналогичен методике EQ. Содержит 30 утверждений, которые разделены по пяти шкалам:

  1. Управление эмоциями.
  2. Эмоциональная осведомленность.
  3. Эмпатия.
  4. Самомотивация.
  5. Распознавание эмоций других людей.

Ответ на каждое из утверждений оценивается по 6-балльной шкале – от «минус 3» в случае, если полностью не согласен», до +3 – когда полностью согласен.

Рассказывает практик

Сергей Колякин, Управляющий партнер и владелец строительной компании «Стройтэк», Москва

Я первым в нашей компании прошел тест на эмоциональный интеллект. Он содержал 8 разделов по 5-20 вопросов с вариантами ответов. Для прохождения теста мне потребовалось порядка 1,5 часа. Полученные результаты оказались достаточно близки к моим ожиданиям и предположениям о собственных способностях. Задался вопросом, как можно получить больше пунктов по каждому вопросу. Мне рассказывали, что при большем эмоциональном интеллекте человек будет более заинтересован его развивать. Подобную ситуацию можно считать закономерной – чем лучше понимание функции инструмента в твоих руках, тем естественнее желание использовать его по максимуму.

Далее тест на эмоциональный интеллект предстояло пройти 12 топ-менеджерам нашей компании. Теперь это обязательное мероприятие. Хотя я старался заблаговременно заинтересовать их в прохождении этого теста.

Мне было очень интересно, насколько результаты тестов соответствуют моим ожиданиям и представлениям о моих подчиненных. Поэтому посмотрел их сам. Уровень эмоционального интеллекта у каждого топ-менеджера превысил средние значения. После получения результатов менеджеры долго их обсуждали, делились ценной информацией о пользе и возможностях эмоциональных навыков.

Тест самоотчета. Методика SREIT включает 33 утверждения, которые разделены на три шкалы:

  1. Выражение и оценка эмоций.
  2. Регулирование эмоций.
  3. Применение эмоций в процессе решения проблем.

Даются ответы по пятибалльной шкале, где 1 – «совершенно не обо мне», 5 – «точно обо мне». Получаются данные оценки по шкалам суммированием полученных баллов по ключам. Такой опросник зарекомендовал себя неплохими психометрическими показателями при конструировании. Единственный недостаток этой методики – незащищенность от социально желательных ответов опрашиваемых. Также после перевода опросника и адаптации на русскоязычной выборке нет данных о проведении психометрики. Однако методика отлично зарекомендовала себя простотой использования и обработки.

Эмоциональный IQ. Российский проект, основный на 66 вопросах с 5 вариантами ответа на каждый. Сгруппированы вопросы по шести шкалам.

  1. Общий балл (суммарный балл по всем шкалам).
  2. Самоанализ и самозащита.
  3. Самоконтроль.
  4. Выражение эмоций.
  5. Социальная чуткость.
  6. Самооценка чуткости.

Данная методика отличается высокой практической направленностью. Сферы использования представлены психодиагностическими исследованиями личности взрослых людей, чтобы выявить необходимые направления самопознания, психологической поддержки, применяется и для оценки и подбора специалистов рекрутерскими агентствами.

Тест Люсина. Основой теста является своя модель эмоционального интеллекта автора. Рассматривается эмоциональный интеллект как умение понимать и управлять своими и чужими эмоциями. Предложен тест из 40 вопросов, которые оцениваются по четырехбалльной шкале. Представленные вопросы группируются в шесть факторов:

Межличностный эмоциональный интеллект:

  • первая шкала - интуитивное понимание чужих эмоций;
  • вторая шкала - понимание чужих эмоций через экспрессию;
  • третья шкала - общая способность к пониманию чужих эмоций.

Внутриличностный эмоциональный интеллект:

  • первая шкала - осознание своих эмоций;
  • вторая - управление своими эмоциями;
  • третья - контроль экспрессии.

Принципиальное отличие данной модели от смешанных – не вводятся в конструкт личностные характеристики, представляющие собой способность понимать эмоции и управлять ими.

Тест Мейера-Сэловея-Карузо. Эмоциональный набор формально определен как набор навыков, относящихся к оценке эмоций – своих и чужих. Также навыков, которые относятся к выражению своих эмоций, эффективному регулированию эмоций и применению на практике.

  1. Оценка и выражение эмоций:
    • оценка и выражение своих эмоций – вербальное/невербальное;
    • оценка чужих эмоций: невербальное восприятие/эмпатия.
  2. Регуляция эмоций: своих/чужих.
  3. Использование эмоций в мышлении и деятельности:
    • глобальное планирование;
    • креативное мышление;
    • переадресация внимания;
    • мотивация.

Модель эмоционального интеллекта к 1997-м году была расширена и дополнена усилиями Мейера и Сэловея. Переработанная модель сделала свой акцент на когнитивном факторе эмоционального интеллекта, который связан с переработкой данных об эмоциях человека. Дополнена данная модель была и компонентом, связанным с эмоциональным и личностным ростом.

эмоциональный интеллект

Опросник Бар-Она. Предполагается очень широкая трактовка понятия. Эмоциональный интеллект определяется в виде всех некогнитивных способностей, знаний и компетентности, благодаря которым человек может решать разные жизненные ситуации. Выделены 5 сфер компетентности (компонентов эмоционального интеллекта) из нескольких субкомпонентов в каждой:

  1. Познание себя: в том числе осознание своих эмоций, самоуважение, независимость, самоактуализация;
  2. Межличностное общение – межличностные взаимоотношения, эмпатия, социальная ответственность;
  3. Способность адаптации – связь с реальностью, решение проблем, гибкость;
  4. Управление стрессовыми ситуациями, контроль импульсивности, устойчивость к стрессу;
  5. Преобладающее настроение: оптимизм, счастье.

Как развить эмоциональный интеллект?

Наш мозг получает всю информацию от органов чувств. В случае слишком эмоциональной либо напряженной поступающей информации, инстинкт самосохранения выполняет защитную роль, ограничивая способность человека действовать. Поэтому для доступа к более широкой информации, с принятием правильного решения, человека важно определиться с балансом своих желаний и эмоций.

Память человека тесно связана с эмоциями. Умение использовать эмоциональную и рациональную части мозга позволит расширить диапазон вариантов реагирования на новые события, с применением рациональной памяти при принятии решений. Такой фактор станет вашей защитой от регулярного повторения ошибок.

Развитие эмоционального интеллекта через пять ключевых умений

Умение 1. Осознание проблемы.

Остановим внимание на характерном примере. Руководителю обычно не просто расстаться с сотрудником. Тогда передается поручение HR-отделу либо пытается оттягивать неприятное общение до момента, пока не доведет до возмущения коллектив (вариантом может быть увольнение по e-mail).

Управленцу в таком случае нужно задать вопрос, почему ему так сложно уволить работника? Быть я просто «не хочу быть плохим»? Но как стремление выглядеть хорошим соотносится со своим делом? Ведь другие работники и сама компания – тоже хорошие, может стоит помочь избавиться от помех для их успеха?

Рассказывает практик

Михаил Боднарук, Независимый консультант, Москва; кандидат биологических наук

Самым важным оказывается первый шаг. Осознание своих чувств, понимание, с чем они связаны – поможет в итоге стать хозяином своих эмоций. Необходимо также принять факт, что у вас есть право выражения своих чувств. В современном обществе не принято подавлять эмоции. В этом смысле особенно жестко регламентировано поведение мужчин. Но это в основном навязанный рекламой образ – в жизни так вести себя вредно, особенно на руководящих должностях.

Но возникает естественный вопрос – допускается ли крик на своих работников. Ведь крик и является проявлением своего эмоционального поведения. Специалисты уверены, кричать нельзя – подобная несдержанность свидетельствует о недостаточной развитости эмоционального интеллекта.

Олег Болычев, Председатель совета директоров группы компаний «Вестер», Калининград

Когда организация находится в кризисе, все вопросы о демократии нужно оставить в прошлом. В этот момент должен появиться лидер – формальный либо неформальный, который сможет советовать подходящие решения. Важно здесь не только правильное решение, но также разъяснить его людям.

Умение 2. Развитие проактивности

В отечественных переводах классических работ по теории эмоционального интеллект известен данный шаг в качестве «управления эмоциями» («контроля эмоций»). Но подобный перевод точным считать не приходится, из-за чего нарушается понимание теории. Нельзя контролировать, а особенно подавлять эмоции. Поддается контролю только отношение человека к происходящему. На деле различие между этими 2 формулировками оказывается принципиальным. В частности, мы не можем контролировать чувства – однако есть удается решать,  как следует действовать при влиянии внешних факторов.

Умение 3. Понимание мотивации

Руководителю нужно определиться с собственными стимулами в работе. Они могут выявляться только после 2 прежних шагов – ведь для осознания своих потребностей сначала следует разобраться в себе. Почему крайне важно подобное умение?

Благодаря пониманию индивидуальности своей мотивации, руководитель сможет осознать – у других людей тоже специфические стимулы. Он сможет понять, что при всей важности факторов материальной мотивации, всё большую актуальность приобретает нематериальная мотивация, а деньги становятся не целью, а средством. Руководитель сможет понять, что работникам нужны не только деньги – чтобы подобрать для них действенного стимула.

Умение 4. Развитие чуткости, «эмпатии»

«Эмпатия» не случайно взята в кавычки. Задачей эмоционального лидера становится вовсе не понимание и сочувствие всем – эти функции отводятся психологам и родным сотрудников. Развитый эмоциональный интеллект позволяет руководителю понять, как его действия будут восприниматься со стороны работников, как добиться реализации планов без нежелательной реакции своих коллег.

Рассказывает практик

Михаил Боднарук, Независимый консультант, Москва; кандидат биологических наук

Нечуткость управленцев отлично иллюстрируется примером на практике – при процедуре внедрения новшеств. По нашей статистике – бизнес получает хоть какой-нибудь положительный эффект от 20-30% новшеств и преобразований, следующие оказываются вредными. По мнению руководителей, оптимальной стратегией становится скрывание от работников. По их информации – чем меньше знают, тем лучше. Однако в компании могут возникнуть слухи. Людям важно понимать, о чем говориться, если бы была информация и прозрачные изменения – не было бы сопротивления изменениям в компании.

Умение 5. Совершенствование навыков коммуникации

Тесно связано данное умение с предыдущим. Понимая, как работниками будет восприняты определенные действия, руководитель сможет подобрать наиболее предпочтительные каналы коммуникации. Эмоциональный лидер не станет поздравлять коллегу с днем рождения по e-mail – а воспользуется возможностью лично поздравить. Аналогична ситуация с поощрениями и наказаниями. Благодаря правильному выбору места и времени для них, удастся значительно повысить эффект данных мер.

Дополнительные умения для развития эмоционального интеллекта

Умение быстро снять стресс

Значительный стресс может привести к серьезным последствиям для физического здоровья и ума человека, мешая способности «читать» текущую ситуацию, быть в курсе своих потребностей и чувств.

Следует развивать свои навыки быстрого избавления от стресса в 3 этапа:

  • понимание того, что вы находитесь в стрессовой ситуации;
  • определите вашу реакцию на стресс;
  • найдите для себя методы, позволяющие быстро снизить уровень стресса.

Наличие чувства юмора

Смех и юмор в нашей жизни становятся естественной защитой от сложностей и стрессов в жизни. Сердечный смех способствует снижению стресса, улучшая настроение, с балансом и равновесием нервной системы.

Шутки и юмор позволяют расширить эмоциональный интеллект, помогая человеку:

  • справиться с трудностями. благодаря шуткам и смеху удается пережить жизненные неприятности и сложности;
  • сглаживание натянутых отношений в коллективе;
  • способность расслабиться и стимулировать, настроить себя. Благодаря шуткам и юмору удается избавиться от усталости, расслабившись и успокоившись, но при этом получая дополнительную энергию для достижения лучших результатов;
  • стать более творческой личностью. Когда человек расслабляется, он освобождает себя от жестких способов бытия и мышления, более творчески взглянув на привычные вещи и явления.

Никогда не будет поздно учиться принятию проблем и сложившейся ситуации с чувством юмора:

  1. Попробуйте всегда воспринимать проблемы с долей юмора.
  2. Определитесь с приятной деятельностью, которая расслабляет и способствует шутливому настроению.
  3. Практикуйте свое чувство юмора во время игр с животными, детками и взрослыми, которым нравятся шутки и игры.

Положительное решение проблем

В отношениях людей неизбежно возникают разногласия и различные конфликты. У двух людей не может быть полностью одинаковых мнений, потребностей и ожиданий. Но это вовсе не должно считаться как плохое явление. Конструктивное, здоровое разрешение конфликта укрепляет доверие между людьми. Если не воспринимается конфликт как наказание либо угроза, будет способствовать творчеству, свободе и безопасности отношений.

Советы по разрешению конфликтов для укрепления доверия:

  1. Сосредоточьтесь на настоящем. Когда аргументируетесь прошлыми обидами и ранами, сложно объективно воспринимать нынешнюю ситуацию, чтобы получить благодаря ней свою новую возможность при решении проблем..
  2. Выберите аргументы. 
  3. Простите других людей за прошлые ошибки. 
  4. Положите конец конфликтам, которые не могут быть решены.

Справка


Михаил Боднарук, Независимый консультант, Москва; кандидат биологических наук. Окончил Волгоградский государственный педагогический университет. Больше 10 лет проводит авторские тренинги, посвященные повышению личной эффективности руководителя, лидерству и управлению, передовым технологиям продаж. С 2002 года преподает топ-менеджерам российских и международных компаний курсы блоков «Лидерство» и «Управление» в рамках программы MBA Русской школы управления. Среди клиентов – Пробизнесбанк, Транскредитбанк, банк «Уралсиб», Deutsche Bank, компании «Сибур Холдинг», Daichi, GlaxoSmithKline, Indesit, Merck (MSD), Syngenta, Volkswagen.

Олег Болычев, Председатель совета директоров группы компаний «Вестер», Калининград. Возглавляет совет директоров Группы с 1990 года. Он также является депутатом Калининградской областной Думы V созыва.

Сергей Колякин, Управляющий партнер и владелец строительной компании «Стройтэк», Москва. Окончил факультет прикладной математики МЭИ, Высшую школу экономики (ГУ–ВШЭ) по специальности «экономист», а также Школу консультантов по управлению АНХ при Правительстве РФ. На управленческих должностях – с 2002 года. Основатель и владелец строительной компании «Стройтэк», туристической фирмы «Джунгли Камбоджи» (путешествия по Юго-Восточной Азии), компании «Аурион Даймонд» (поставки алмазов и бриллиантов) и др. Член правления Делового клуба выпускников ГУ–ВШЭ, спонсор летнего лагеря «Территория развития» и российской гоночной команды морского парусного клуба «Шкипер», участвующей в гонках Rolex Middle Sea Race. Отец четверых детей.

[i] Дэниел Гоулман — доктор психологии, специалист по лидерству на основе эмоционального интеллекта, автор бестселлера «Эмоциональный интеллект» (Goleman D. Emotional intelligence. New York: Bantam Books, 1995) и др. книг.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа руководителя

Школа руководителя

Проверьте свои знания и приобретите новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Доставка новостей@

Оформите подписку, чтобы не пропустить свежие новости

150 000 + ваших коллег следят за нашими новостями



Выбор редактора

Дайджест самых нужных статей

Главный редактор журнала «Генеральный Директор» Ольга ШУРАВИНА

Главный редактор журнала «Генеральный Директор»
Ольга ШУРАВИНА.

Читать сейчас

© 2011–2016 ООО «Актион управление и финансы»

Журнал «Генеральный Директор» –
профессиональный журнал руководителя

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Генеральный Директор». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.


  • Мы в соцсетях
Зарегистрируйтесь на сайте и документ Ваш! Это бесплатно и займет всего минуту!

Вы сможете бесплатно скачать документ, а также получите доступ к сервисам на сайте для зарегистрированных пользователей:

  • методики, проверенные на практике
  • библиотека Генерального Директора
  • правовая база
  • полезные подборки статей
  • участие и просмотр вебинаров

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение! Это бесплатно и займет всего минуту!

Вы сможете бесплатно продолжить чтение этой статьи, а также получите доступ к сервисам на сайте для зарегистрированных пользователей:

  • методики, проверенные на практике
  • библиотека Генерального Директора
  • правовая база
  • полезные подборки статей
  • участие и просмотр вебинаров

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль