Туристический бизнес переживает сложные времена

20210
Туристический бизнес переживает сложные времена

Фото: Shutterstock


Череда банкротств, скорее всего, продолжится, и 2015 год ожидается непростым. В зоне риска находятся операторы, которые заказали длительные чартерные программы. Выжить на рынке туристическому бизнесу помогут ориентация на индивидуальные нужды клиентов, развитие и инвестирование в онлайн-сервисы и консолидация с другими игроками отрасли.

К 2015 году конкурентов на туристическом рынке существенно поубавится

На туристическом рынке сложилась непростая ситуация. За последние месяцы разорилось сразу несколько туроператоров, что подорвало доверие к рынку как со стороны клиентов, так и со стороны страховых компаний. По данным Ростуризма, после эвакуации из-за рубежа 50 тыс. клиентов обанкротившихся туроператоров фонд ассоциации «Турпомощь» практически опустел. «В отрасли наблюдается системный кризис, – считает Андрей Гаврилов, президент Альянса туристических агентств. – Первая причина лежит в плоскости государственного регулирования, поскольку Министерство культуры так и не смогло разработать ключевые механизмы контроля и оценки деятельности туроператоров, а также отрегулировать взаимоотношения туроператоров с партнерами (турагентами, перевозчиками, страховщиками и отельерами). Вторая – в неэффективности внутреннего менеджмента. Ситуацию осложняют неблагоприятная экономическая обстановка и колебания курсов валют. Однако в целом закрытие компаний и санация рынка – нормальный процесс. Во всех смежных с туризмом отраслях (банковской, страховой) прослеживается укрупнение бизнеса, и тот же путь развития ждет, скорее всего, и туристический бизнес. Важно только, чтобы это происходило в межсезонье, чтобы не страдали туристы. Туризму нужен отработанный механизм защиты потребителей, возможно, аналогичный тому, который уже есть в банковском секторе».

По мнению экспертов, череда банкротств, скорее всего, продолжится еще некоторое время. В зоне риска – операторы, которые заказали длительные чартерные программы и не имеют достаточных оборотных средств. Банки могут отказать им в продлении кредитов. «На рынок отрицательно влияют ограниченные возможности банков в предоставлении кредитов по адекватным ставкам и отсутствие предложения со стороны страховщиков, – убежден Владислав Шевцов, СЕО проекта DaTravel.com. – В такой ситуации предпосылок к развитию рынка лично я не вижу. Сохранение нынешних объемов уже будет большой удачей».

«По результатам первого полугодия можно сделать вывод, что самыми популярными направлениями у наших клиентов стали Турция (21% от общего объема продаж), Египет (14%), Греция (8%), Испания (8%), Таиланд (7%), Кипр (6%), Доминикана (4%), Италия (4%), ОАЭ (3%), Болгария (2%), – рассказывает Сергей Ватутин, Генеральный Директор сети агентств «1001 Тур». – 2015 год будет достаточно непростым, но турфирмам, которые успешно доживут до следующего летнего сезона, работать станет легче, потому что конкурентов на рынке существенно поубавится. В следующем году мы не ожидаем столь же ожесточенного демпинга, как в текущем. Поэтому отдых в некоторых странах, например в Греции, может немного подорожать. Также неизбежно вырастет доля внутреннего туризма».

Выжить на туристическом рынке помогут онлайн-сервисы, индивидуальные туры и консолидация с другими игроками

Чтобы снизить риски, турагентства могут предпринять следующие действия.

Инвестировать в интернет-ресурсы. Рост объема туристических онлайн-продаж в России за прошлый год превысил 33%. Ожидается, что данная ситуация даст еще больший толчок бронированию через Интернет. По словам Андрея Гаврилова, «турагентам нужно иметь удобный доступ к простым и динамичным системам бронирования, а также улучшать работу бэкофиса, который выстраивает взаимоотношения с партнерами». «Мы отмечаем все предпосылки к росту онлайн-продаж, – добавляет Сергей Ватутин, – за последние три–пять лет выросло уже новое поколение туристов, готовых приобретать услуги, не выходя из дома, и розничные игроки вынуждены считаться с этим. В первом полугодии мы инвестировали в разработку и продвижение собственных интернет-ресурсов (вложения составили 5,3% от прибыли) и во все виды продвижения в Сети (1,8%)».

Уделять внимание индивидуальным нуждам клиента и кастомизировать продукт. Эксперты отмечают, что в Европе более 50% спроса составляют высокорентабельные индивидуальные туры. «Нужно соответствовать любым требованиям туриста, который приходит в агентство, и иметь возможность сформировать любой тур по его запросу», – уверен Андрей Гаврилов. «Туристическим агентствам надо учиться удовлетворять любые запросы клиентов и активно работать с системами онлайн-бронирования отелей, билетов и т. д.», – полагает Сергей Ватутин. «Руководителям турагентств нужно максимально кастомизировать продукт, чтобы снизить маржу, – комментирует Владислав Шевцов. – В 2015 году я ожидаю увеличения доли недорогих туров и отток части клиентов в сектор самостоятельных путешествий или в стремительно развивающийся сектор туров, собранных из специальных тарифов регулярных авиаперевозчиков и отелей». 

Консолидироваться. Эксперты советуют руководителям турагентств консолидировать усилия, помогать друг другу и вместе максимально сокращать издержки. Один из способов, – вступление в отраслевые союзы и ассоциации. «Мы призываем вступать в отраслевой альянс именно сейчас, когда на рынке сложилась неблагоприятная ситуация, – говорит Андрей Гаврилов. – Сегодня лучше держаться всем вместе. Мы предлагаем образовательные проекты, а с 1 января 2015 года будем формировать компенсационный фонд».

Туристический бизнес переживает сложные времена



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа руководителя

Школа руководителя

Проверьте свои знания и приобретите новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...



Доставка новостей@

Оформите подписку, чтобы не пропустить свежие новости

150 000 + ваших коллег следят за нашими новостями




© 2011–2016 ООО «Актион управление и финансы»

Журнал «Генеральный Директор» –
профессиональный журнал руководителя

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Генеральный Директор». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.


  • Мы в соцсетях
Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение! Это бесплатно и займет всего минуту!

Вы сможете бесплатно продолжить чтение этой статьи, а также получите доступ к сервисам на сайте для зарегистрированных пользователей:

  • методики, проверенные на практике
  • библиотека Генерального Директора
  • правовая база
  • полезные подборки статей
  • участие и просмотр вебинаров

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль