Основатель гипермаркетов Auchan недоедает

32986
Основатель гипермаркетов Auchan недоедает

Фото: Flickr

По материалам проекта «Главная мысль. Книги в кратком изложении»


«Когда я прошу сотрудников следить за расходами компаний, они прислушиваются к моим словам, потому что я сам не бросаю деньги на ветер, - пишет в своей знаменитой книге «Кто создал Auchan, Atac, Leroy Merlin? Секреты семьи Мюлье» основатель гипермаркетов «Ашан» Жерар Мюлье, - Чтобы жить счастливо, надо жить скромно».

В семье Мюлье скупость — традиция, передающаяся из поколения в поколение. Однако основатель «Ашан» превзошел всех своих предков: он экономит практически на всем. О Жераре Мюлье во Франции ходит масса анекдотов: во время застолья в буржуазных домах кто-нибудь из приглашенных обязательно расскажет очередную байку на эту тему. Самая известная — о том, что Жерар любит проводить деловые обеды в ресторанах быстрого питания Flunch. «Благодаря этому гости знакомятся с моими ресторанами, а компания немного экономит», — неоднократно объяснял он.

Близкие друзья, приглашенные в гости к основателю Auchan, иногда с трудом сдерживают улыбку. «У них только что сломалась стиральная машина, — рассказывает один из них, — и жена Жерара Бернадетта битый час расспрашивала нас, где лучше купить новую, в Boulanger или в Auchan. Какой срок гарантии? Можно ли в случае чего обменять?»

«Он абсолютно непредсказуем», - говорят про Мюлье люди, работающие в «Ашан». Жерар всем своим гостям, знакомым, соискателям неизменно задает один и тот же вопрос: «Год вашего рождения?»  и аккуратно записывает даты на обратной стороне визиток. Основатель группы Auchan, возглавлявший компанию на протяжении 45 лет, — страстный поклонник нумерологии. Несколько секунд на расчеты и испытующий взгляд на удивленное лицо собеседника - только выполнив эту формальность, он усаживается в кресло и начинает разговор.

В своей книге «Кто создал Auchan, Atac, Leroy Merlin? Секреты семьи Мюлье» Жерар рассказывает о том, как начинал свой бизнес. Сначала семья не хотела его поддерживать финансово, но все-таки предоставила помещение. Несмотря на рекламу и скидки, первый финансовый год заканчивается полным провалом — убытки составили 200 000 франков. Через три года, отчаявшись ждать, когда сын сведет концы с концами, Жерар Мюлье-старший вызывал его в свой кабинет: «Ты все еще ничего не зарабатываешь. Знай, что из этого можно сделать определенные выводы: либо ты не справляешься, либо этот бизнес не прибылен». «Это было для меня ударом, — рассказывал позже Жерар-сын. — В первый момент я хотел все бросить, но отец был хорошим педагогом. Спустя пару минут он добавил: “Даю тебе еще три года, чтобы себя проявить”».

Ныне Auchan входит в десятку крупнейших мировых продовольственных ретейлеров. В своей книге Жеран Мюлье раскрывает принципы работы своих компаний.

Принцип №1: «Продавать как можно больше товаров, как можно дешевле, максимальному числу клиентов» 

Владелец компании Carrefour Марсель Фурнье охотно делился опытом с новичками в розничном бизнесе. На одной из встреч он наглядно продемонстрировал Жерару Мюлье, что лучше продать 100 коробок печенья с наценкой в 1 сантим, чем 10 коробок с наценкой в 10 сантимов. Вернувшись в свой магазин, Мюлье немедленно применил этот принцип по отношению к напиткам и алкоголю. Отныне он стал делать одну и ту же наценку на виски и на минеральную воду. Результат сказался немедленно, новость быстро распространилась. «Чем больше мы снижали цены, тем быстрее становилась оборачиваемость наших запасов», — вспоминал Мюлье. 

Принцип №2: Большие площади 

В 1961 году Мюлье побывал в США, где ознакомился с принципами функционирования гипермаркетов: большие площади, система самообслуживания и наличие обязательной бесплатной парковки. Он понял, что образ жизни французов, так же как и американцев, меняется: становится все больше работающих женщин, а продажи автомобилей стремительно растут. Эти два социальных феномена в самое ближайшее время значительно изменят поведение потребителей. Следовательно, именно за гипермаркетами будущее. С этого момента Мюлье покупал только крупные участки земли (не менее 30 гектаров) и открывал магазины площадью до 13000 кв.м.

Принцип №3: Диверсификация ассортимента 

Семья Мюлье пристально следила за изменениями в потребительском поведении французов. К началу 1970-х годов в общем семейном бюджете рядового потребителя значительно снизилась доля расходов на питание. Если в 1949 году они составляли 44%, то в 1970-м снизились до 26%. Реакция Мюлье не заставила себя ждать. В «Ашане» появился большой выбор непродовольственных товаров (электро-бытовая техника, одежда, товары для дома и т.д.). А концерн Мюлье стал приобретать компании, занятые торговлей промышленными товарами.

Принцип №4: «Делиться знаниями, властью и имуществом» 

Жерар Мюлье нашел собственное решение проблемы нехватки квалифицированных управленцев. Его рецепт: «Делиться знаниями, властью и имуществом. Делиться знаниями — значит обучать и развивать персонал; делиться властью — значит делегировать полномочия и доверять; наконец, делиться имуществом — значит предоставить сотрудникам возможность стать акционерами компании. В Auchan примерно 100 000 сотрудников владеют 15% капитала. Миноритарное владение акциями осуществляется через единый инвестиционный фонд, куда сотрудники вкладывают суммы, полученные в качестве их доли в прибылях компании. Самый известный пример работы данной системы — кассир Тереза Гудуну, которая после 23 лет работы в Auchan сняла со счета сумму в 480 000 евро.

О других принципах работы и секретах клана Мюлье из книги «Кто создал Auchan, Atac, Leroy Merlin? Секреты семьи Мюлье»,  вы узнаете за 15 минут, подписавшись на краткие версии книг



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа руководителя

Школа руководителя

Проверьте свои знания и приобретите новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...



Доставка новостей@

Оформите подписку, чтобы не пропустить свежие новости

150 000 + ваших коллег следят за нашими новостями




© 2011–2016 ООО «Актион управление и финансы»

Журнал «Генеральный Директор» –
профессиональный журнал руководителя

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Генеральный Директор». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.


  • Мы в соцсетях
Зарегистрируйтесь на сайте и документ Ваш! Это бесплатно и займет всего минуту!

Вы сможете бесплатно скачать документ, а также получите доступ к сервисам на сайте для зарегистрированных пользователей:

  • методики, проверенные на практике
  • библиотека Генерального Директора
  • правовая база
  • полезные подборки статей
  • участие и просмотр вебинаров

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль