Эффективность труда работников: инновационный метод мотивации персонала

11399
Фото © Shutterstock
Фото © Shutterstock
Плоткин Александр
Член правления компании Saibo Personalikoolituse OÜ, Таллин; эксперт ЦНТИ «Прогресс», Санкт-Петербург
  • Как повысить эффективность труда работников 
  • Причины для выплаты бонуса и депремирования

Однажды ко мне обратился мастер производства с такой проблемой: он выплачивал премии сотрудникам по результатам работы за месяц, но роста эффективности труда работников не было. Мастер считал, что рабочего-профессионала сильнее мотивировала бы премия по итогам рабочего дня, но не мог придумать, каким образом ее начислять и за что взимать штрафы. Я предложил использовать систему «зеленых бонусов», причем мастер распоряжался бы их начислением единолично.

Система «зеленых бонусов». В зависимости от количества рабочих на участке мастеру был выделен ежемесячный премиальный фонд. В месте отдыха вывесили «Карту качества работ» – таблицу с фамилиями сотрудников, разбитую на количество рабочих дней в месяце; к таблице прилагалось пояснение, за что бонус выплачивается или за что работник депремируется.

Эффективность труда работников: инновационный метод мотивации персонала

Эффективность труда работников: инновационный метод мотивации персонала

Если сотрудник, по мнению мастера, в течение рабочего дня проявил инициативу, то при подведении итогов он перед всем коллективом вручал ему зеленую карточку с указанием суммы вознаграждения и пояснением, за что начисляется премия (ее размер составлял 20 евро). Соответствующую клетку в «Карте качества работ» закрашивали зеленым и ставили в ней код бонуса. Каждый код – это одна карточка. На практике больше одной карточки в день рабочему не вручалось. Лучшие сотрудники в течение месяца получали не больше двух-трех карточек. Я считаю, что нельзя обесценивать систему. Иначе будут просить вознаграждение за каждый «чих». В конце месяца бонусы переводили в реальные деньги, которые выплачивали сотрудникам. Аналогично фиксировались нарушения или несоответствия при выполнении заданий. Только теперь в «Карте качества работ» мастер закрашивал клетку желтым, проставляя соответствующий код. Нарушения и несоответствия учитывались с помощью системы коэффициента трудового участия (КТУ). В качестве базового КТУ принимается единица, ее получают те члены коллектива, которые в течение месяца выполняли задания, строго соблюдали требования производства, качества, правила охраны труда.

Риски. Когда система создавалась, она опиралась на инициативу мастера, и он был мотивирован следовать правилам игры. Некоторые мастера увидели в ней лишь дополнительный премиальный фонд. Здесь мы столкнулись со следующими проблемами:

  1. Некорректная работа с записями. «Карту качества работ» заполняли не каждый день, а порой и задним числом. Очевидно, что это дискредитировало основной принцип системы: поощрение или наказание сразу по итогам работы.
  2. Мастера недостаточно владели навыками деловых коммуникаций и базовыми психологическими знаниями. Мастера сообщали о поощрении мимоходом. Не всегда понимали, что как о хорошем, так и о плохом в работе следует говорить вовремя и прилюдно.
  3. Закрытие «зелеными бонусами» сверхурочных часов. Один из мастеров стал исправлять собственные огрехи в организации работы, выписывая премию только за сверхурочный труд. Когда это выяснилось, руководство приняло решение его уволить.

Результаты. Введение ежедневных поощрений и наказаний повысило эффективность труда работников нашего предприятия, а также качество работ, и побудило сотрудников думать над тем, как улучшить производственные процессы. Также это значительно повысило статус мастеров в глазах рабочих. Смею утверждать, что обученный и мотивированный мастер – это кладезь информации по улучшению работы участка производства. Со стороны службы качества число повторных возвратов снизилось на 50%. Люди стали работать не быстрее, а тщательнее, то есть качественнее.

Эффективность труда работников: инновационный метод мотивации персонала

Копирование материала без согласования допустимо при наличии dofollow-ссылки на эту страницу



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа руководителя

Школа руководителя

Проверьте свои знания и приобретите новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...



Доставка новостей@

Оформите подписку, чтобы не пропустить свежие новости

150 000 + ваших коллег следят за нашими новостями





© 2011–2016 ООО «Актион управление и финансы»

Журнал «Генеральный Директор» –
профессиональный журнал руководителя

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Генеральный Директор». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.


  • Мы в соцсетях
Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение! Это бесплатно и займет всего минуту!

Вы сможете бесплатно продолжить чтение этой статьи, а также получите доступ к сервисам на сайте для зарегистрированных пользователей:

  • методики, проверенные на практике
  • библиотека Генерального Директора
  • правовая база
  • полезные подборки статей
  • участие и просмотр вебинаров

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль