Защита деловой репутации компании. Опыт практиков

7336
Защита деловой репутации компании. Опыт практиков

Фото: Flickr


В этой статье Вы прочитаете

  • Защита деловой репутации: что делать, если конкуренты публично очернили Ваш имидж
  • Как защитить деловую репутацию, вернуть компании доброе имя и даже получить компенсацию

Каждое юридическое лицо имеет определенную деловую репутацию, на которую влияет большое количество факторов. Положительная деловая репутация – ценный актив, зарабатывать который приходится годами. Поэтому с факторами, негативно влияющими на деловую репутацию компании, можно и следует бороться. В свой статье мы рассмотрим опыт успешной защиты деловой репутации юридического лица.

Что предпринять для борьбы против факторов, ухудшающих деловую репутацию 

Документальное подтверждение клеветы. Для документального оформления таких фактов нужно обратиться за помощью нотариальной конторы. Важно успеть предпринять такие меры до момента, когда конкуренты удалят размещенную клевету.

Размещение опровержения. В том числе, можно разместить опровержение на своем сайте. При этом следует учитывать, что не все негативные отзывы отрицательно сказываются на деловой репутации организации. Такими факторами могут стать только отзывы, не соответствующие действительности, нацеленные на формирование негативного отношения к руководству либо самой компании среди деловых партнеров, клиентов либо контрагентов. Также советую подготовить необходимую документацию, которую мы рассмотрим в следующих пунктах.

Подготовка документации о нанесении материального ущерба. К примеру, «Альфа-Банк» смог отсудить порядка 11 миллионов рублей у издательского дома «Коммерсант» из-за статьи «Банковский кризис вышел на улицу. Системообразующие банки столкнулись с клиентами», в которой было указано название банка. Основной аргумент – банк не мог предоставлять кредиты из-за активного оттока клиентских средств (в соответствии с постановлением ФАС Московского округа от 30.05.05 № КГ-А40/1052-05). 

Подготовка отчета об оценке рыночной стоимости деловой репутации. Одному из строительных заводов Архангельска удалось отсудить 3.5 миллионов рублей у «Группы Каспийская Энергия». Причиной разбирательства стало распространение сведений о слиянии завода с другим предприятием. Следствием таких заявлений стал срыв сделки архангельского завода с иностранным партнером. Основной аргумент при данном разбирательстве – отчет, предоставленный пострадавшей стороной. В отчете указывалось, что деловая репутация предприятия составляет свыше 495 миллионов рублей (по постановлению ФАС Поволжского округа от 19.07.2011 по делу №А06-590/2010).  

Необходимо помнить! За распространение материалов, порочащих Вашу деловую репутацию, Вашего конкурента могут привлечь к административной или уголовной ответственности.

При негативных последствиях для деловой репутации из-за распространения рекламы, возможно привлечение нарушителя к административной ответственности, в соответствии со статьей 14.3 КОАП РФ – предусмотрен штраф в размере до 500 тыс. рублей.

В случае, если лицо распространяет порочащие сведения в отношении вашей компании, по по статье 129 УК РФ (Клевета) возможно направить на рассмотрение суда иск о привлечении виновного к уголовной ответственности. Также может быть предъявлен иск о защите чести и достоинства либо деловой репутации в порядке гражданского судопроизводства.

Защита деловой репутации компании. Опыт практиков

Судебная защита деловой репутации: опыт компании 

Претензии потерпевшей компании. Компания «Неоматика» из Перми направила судебный иск о признании того, что её конкурент, компания «АПК КОМ» опорочила деловую репутацию путем размещения обвинительной статьи «Внимание, мошенники!» на своем официальном сайте. По мнению руководства пострадавшей организации – нужно обязать конкурентов удалить данную информацию, опубликовав опровержение и извинение от имени директора. Также требуется выплата компенсации по факту нанесенного вреда деловой репутации.

 

Аргументы потерпевшей компании. В статье, опубликованной на сайте, было указано: «Из-за выхода на рынок оборудования под брендом «ADM200» компании «Неоматика» (г. Пермь), компания ООО «АПК КОМ» официально заявляет – она ничего общего с производимым оборудованием, законность которого довольно сомнительна, не имеет. Общество «Неоматика» было организовано усилиями уволенных работников нашей компании, которые были уличены в краже имущества. Наш долг – предупредить своих клиентов и деловых партнеров об опасности сотрудничества с такими псевпдопроизводителями. В нашей компании имеются необходимые документы, подтверждающие факты данного обращения – поэтому не занимаемся клеветой».

Представители потерпевшей стороны заявляли о том, что данная информация не соответствует действительности. Это было подтверждено первичными документами и выпиской из судебного постановления об отказе в уголовном деле, поскольку отсутствовал состав преступления. Поэтому размещение такого объявления было умышленной попыткой подорвать деловую репутацию своего конкурента.

Защита деловой репутации компании. Опыт практиков

Как компании удалось возместить ущерб и добиться защиты деловой репутации

Инна Бучневич, Руководитель юридической практики консалтинговой фирмы «Партнеры и Боровков», Санкт-Петербург

Компания-конкурент во время судебного слушания пыталась доказать, что какого-либо отношения к данным на сайте не имеет абсолютно. Но суд принял сторону истца, исход был решен на основании следующих аргументов, учтенных судов:

Распространением спорных сведений занимались конкуренты компании. Это утверждение подтверждается следующими фактами:

  1. Протокол осмотра доказательств от 24.07.2012, составленный нотариусом Пермского городского нотариального округа.
  2. Письмо компании «СпейсВэб», которая предоставляет услуги хостинга для сайта компании-ответчика по договору публичной оферты. Исходя из данной информации, спорные материалы на сайте публиковались именно компанией «АПК КОМ».

Также было учтено, что эти компании – действительно основные конкуренты, поскольку занимаются производством и поставками товаров, которые идентичны по применению, функциональному назначению, стоимости, качественным характеристикам. Ответчик не оспаривал данный факт.

2. Собственники «потерпевшей» компании не нарушали законодательство. Учредители новой организации направили на рассмотрении суда копию постановлению по факту возбуждения уголовного дела от 15-го декабря 2012, который был вынесен оперуполномоченным ОУР ОП №6 УМВД России г. Перми.

 

В результате были доказаны факты умышленной публикации информации, порочащей деловую репутацию компании. Также ответчик не смог подтвердить соответствие своей заявленной информации действительности. Следовательно, у пострадавшей стороны была возможность требовать опровержения информации, которая порочит честь, достоинство и деловую репутацию (ст. 152 ГК РФ). 


3. Был подтвержден урон деловой репутации компании. Организована компания «Неоматика» была в апреле 2012-го года. Молодой, развивающейся компании важно формировать положительную репутацию, необходимую для успешного бизнеса. Но некоторые спорные факты о коммерческой деятельности компании уже привели к негативным последствиям для деловой репутации – это подтверждается письмами от деловых партнеров. Также в дальнейшем возможна потеря заказов, снижение количества клиентов, что негативно скажется на прибыли.

Судебное постановление и выводы для бизнеса. Судьи решили, что опубликованная информация порочит деловую репутацию организации и её владельцев. Поэтому от конкурента потребовалось опровержение и компенсации ущерба репутации на сумму 50 тысяч рублей. Также требовалась компенсация расходов на уплату госпошлины на 8 тысяч рублей  (постановление ФАС Уральского округа от 02.09.2013 №Ф09-5525/13 по делу №А50-15762/2012).



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа руководителя

Школа руководителя

Проверьте свои знания и приобретите новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...



Доставка новостей@

Оформите подписку, чтобы не пропустить свежие новости

150 000 + ваших коллег следят за нашими новостями





© 2011–2016 ООО «Актион управление и финансы»

Журнал «Генеральный Директор» –
профессиональный журнал руководителя

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Генеральный Директор». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.


  • Мы в соцсетях
Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение! Это бесплатно и займет всего минуту!

Вы сможете бесплатно продолжить чтение этой статьи, а также получите доступ к сервисам на сайте для зарегистрированных пользователей:

  • методики, проверенные на практике
  • библиотека Генерального Директора
  • правовая база
  • полезные подборки статей
  • участие и просмотр вебинаров

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль