Гостиничный рынок Москвы: обзор положения дел

5434
Гостиничный рынок Москвы: обзор положения дел

Фото: Flickr

Дэвид Дженкинс, Руководитель департамента гостиничного бизнеса компании JLL, Москва


В разгар делового сезона гостиничный рынок Москвы особенно остро начинает ощущать влияние санкций, нестабильной экономической ситуации и слабеющего курса рубля. На показатель валовой операционной прибыли гостиниц негативно влияют возрастающие операционные расходы, при этом из-за политической обстановки падает и спрос на размещение – даже несмотря на то, что снижение курса рубля делает российские гостиницы более доступными для зарубежных туристов.

Показатель RevPAR (доходность на номер) гостиниц Москвы по итогам трех кварталов снизился на 10% в рублях по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. До июня падение было не таким значительным – только на 5%, тогда как, начиная с лета негативный тренд усилился и разрыв к прошлому году увеличился вдвое. Так, за три летних месяца, с июня по август, в Москве наблюдалось падение RevPAR более чем на 15%.

За последние месяцы в Москве были открыты и ребрендированы несколько гостиниц. Так, Starwood вывел на российский рынок свой премиальный бренд St. Regis, под которым теперь работает гостиница на Никольской улице, в октябре состоялось открытие новой люксовой гостиницы Four Seasons на 180 номеров. В сентябре начал работу первый в городе отель под брендом DoubleTree by Hilton на 270 номеров, а Rezidor открыл гостиницу Radisson на 391 номер в международном аэропорту Шереметьево. До конца текущего года мы ожидаем открытия Marriott Новый Арбат на 234 номера.

Сейчас на гостиничном рынке Москвы наблюдается высокая активность с точки зрения вывода нового предложения, в то время как он остается очень чувствительным, поэтому мы крайне  осторожно относимся к прогнозам операционных показателей гостиниц на остаток года. В то же время мы полагаем, что в четвертом квартале негативный тренд продолжится.

Гостиничный рынок Москвы: обзор положения дел

Люксовый сегмент (Luxury)

В прошлом году средний тариф в люксовом сегменте достиг уровня, который прежде был отмечен только в 2009 году. С начала 2014 года тариф пока снизился лишь на 2%, тогда как загрузка сократилась на 6%. Первая половина года была достаточно успешной для люксовых гостиниц – к концу июня показатель RevPAR уменьшился всего на 2,5% и только из-за снижения тарифов. В летние месяцы разрыв с показателями предыдущего года усилился, и RevPAR за этот период снизился на 15%. В результате к текущему моменту доходность в сегменте сократилась на 8%, и ожидается, что отрицательная динамика продолжится до конца года.

 

Основная проблема, которую отельерам предстоит решить в последнем квартале, - это как переломить наблюдающийся тренд и предотвратить снижение RevPAR в люксовом сегменте более чем на 10% по итогам 2014 года. По понятным причинам, в летние месяцы наблюдалось значительное снижение верхнего сегмента платежеспособного спроса, но с учетом выхода на рынок гостиниц Four Seasons и St. Regis, которые будут в последние месяцы года конкурировать в одном сегменте, сложно прогнозировать, чем завершится 2014-й для люксового рынка.

 

Гостиничный рынок Москвы люксового сегмента за три квартала 2014 года (в годовом исчислении)

Гостиничный рынок Москвы: обзор положения дел

Источник: STRGlobal, JLL


Верхний предел верхнего сегмента (UpperUpscale)

Динамика RevPAR в этом сегменте схожа с показателем люксового сегмента – снижение на 7% с начала года. Средний тариф вырос на 3% и приблизился к 10 тыс. руб., но в загрузке было зафиксировано значительное падение – на 10%.

 

В летние месяцы загрузка в сегменте снизилась на 17% по сравнению с аналогичным периодом 2013 года, что также связано со значительным сокращением туристического потока. Есть надежда, что деловые туристы, на которых политика влияет в меньшей степени, продолжат поездки в город, особенно в последнем квартале, когда традиционно закрываются сделки и составляются бюджеты на следующий год».

 

Показатели гостиниц верхнего предела верхнего сегмента в Москве за три квартала 2014 года (в годовом исчислении)

Гостиничный рынок Москвы: обзор положения дел

Источник: STRGlobal, JLL


Верхний сегмент (Upscale)

Наиболее серьезное влияние текущая ситуация оказала на гостиницы верхнего ценового сегмента, и это неудивительно. Это самый высококонкурентный сегмент гостиничного рынка Москвы – к нему относится почти 25% от общего объема брендированных номеров в городе. С начала года показатель RevPAR в сегменте упал на 14%, что явилось, прежде всего, следствием снижения  уровня загрузки на 9%. 

2014 год является худшим для этого сегмента, начиная с 2010 года. Впервые доходность на номер в верхнем сегменте опустилась ниже показателя верхнего предела среднего сегмента. Значительное сокращение  RevPAR  в летний период было зафиксировано во всех гостиницах данного сегмента –  он упал почти на 20%.

 

Гостиничный рынок Москвы верхнего сегмента за три квартала 2014 года (в годовом исчислении)

Гостиничный рынок Москвы: обзор положения дел

Источник: STR Global, JLL

 

Верхний предел среднего сегмента (UpperMidscale)

Гостиницы этого сегмента смогли удержать загрузку на уровне 70% при сокращении тарифа на 4%. Очевидно, что они забрали часть бизнеса у конкурентного верхнего сегмента. В результате на текущий момент верхний предел среднего сегмента демонстрирует лучшую динамику на гостиничном рынке Москвы в 2014 году.

Показатели гостиниц верхнего предела среднего сегмента в Москве за три квартала 2014 года (в годовом исчислении)

Гостиничный рынок Москвы: обзор положения дел

Источник: STRGlobal, JLL


Средний сегмент (Midscale)

Показатели гостиниц среднего ценового сегмента относительно стабильны. Загрузка в среднем снизилась на 2,5%, и по итогам трех кварталов лишь немного уступает уровню в 70%. Это хороший результат, демонстрирующий, что спрос на гостиничное размещение в Москве по-прежнему есть – вопрос в цене. Тариф уменьшился на 4% - лучше, чем в среднем по Москве.

Показатели гостиниц среднего сегмента в Москве за три квартала 2014 года (в годовом исчислении)

Гостиничный рынок Москвы: обзор положения дел

Источник: STRGlobal, JLL



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа руководителя

Школа руководителя

Проверьте свои знания и приобретите новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...



Доставка новостей@

Оформите подписку, чтобы не пропустить свежие новости

150 000 + ваших коллег следят за нашими новостями




© 2011–2016 ООО «Актион управление и финансы»

Журнал «Генеральный Директор» –
профессиональный журнал руководителя

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Генеральный Директор». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.


  • Мы в соцсетях
Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение! Это бесплатно и займет всего минуту!

Вы сможете бесплатно продолжить чтение этой статьи, а также получите доступ к сервисам на сайте для зарегистрированных пользователей:

  • методики, проверенные на практике
  • библиотека Генерального Директора
  • правовая база
  • полезные подборки статей
  • участие и просмотр вебинаров

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль