Деловой дресс-код: формула стиля для руководителей

18228
Фото © Shutterstock
Фото © Shutterstock
Сохина Ирина
Президент Международная ассоциация специалистов по имиджу IASI, Москва

  • Как дресс-код директора влияет на имидж и успешность компании
  • Как Генеральному Директору выбрать стиль, вызывающий доверие
  • Общие правила дресс-кода на работе
  • Как адаптировать деловой дресс-код к специфике деятельности компании 

Одежда и поведение четко взаимосвязаны, так же как форма и содержание. Поэтому дресс-код должен соблюдаться также строго, как и требования к дисциплине. В неформальном костюме сложно играть роль собранного и вызывающего уважение руководителя. А в деловом костюме весьма неловко бросать мусор на улице или фамильярничать с подчиненными.

Иными словами, Ваши сотрудники или деловые партнеры могут не воспринимать Вас адекватно и всерьез только потому, что Ваш внешний вид не соответствует их представлениям об убедительности.

Таким образом, задачи делового дресс-кода директора:

  • создать правильное представление о личности руководителя;
  • адаптировать его образ к целям и задачам занимаемой должности;
  • подчеркнуть стабильность и значимость, создать эффект убедительности и авторитетности руководителя;
  • обеспечить положительное восприятие главы компании сотрудниками, деловыми партнерами и публикой.

Как деловой дресс-код руководителя влияет на имидж и успешность компании

Деловой дресс-код: формула стиля для руководителей

Дресс-код Генерального Директора — это в определенном смысле рекламный щит его фирмы. Нередко он создается спонтанно и не позволяет верно позиционировать персону руководителя. Нужно помнить, что по образу главы компании зачастую можно многое сказать об организации. Внешний вид первого лица должен соответствовать его статусу в социуме, уровню респектабельности и внушать доверие. Люди, к Вам расположенные, скорее пойдут на сотрудничество. Доверие увеличивает доход, а цель бизнеса, как известно, — извлечение прибыли.

Правило дресс-кода на работе: научитесь одеваться и вести себя безупречно, и Ваш имидж будет неизменно работать на Вас.

Дресс-код: как выбрать стиль, вызывающий доверие

Задача руководителя — в первую очередь при помощи делового дресс-кода реализовать в своем образе идею стабильности, собранности, мобильности, консерватизма, строгости и успешности одновременно.

Существуют общепринятые правила, которые помогли мне вывести формулу, позволяющую создать индивидуальный и убедительный имидж, согласованный с личностью человека и учитывающий модные тенденции. Эта формула называется «Треугольник ДСМ (деловой дресс-код, стиль, мода)».

Все три составные части формулы (см. Компоненты формулы ДСМ) необходимо правильно уравновесить, адаптировать к ситуации и внутренним потребностям, чтобы не возникало никакого конфликта между мироощущением человека и его внешним видом. Не стоит злоупотреблять каким-то одним компонентом (см. пример из практики: Здравый смысл важнее моды).

Компоненты формулы «Деловой дресс-код. Стиль. Мода»

Дресс-код на работе (деловой дресс-код) — это своеобразный кодекс внешнего вида, установленный в компании (или в отрасли). В сущности, это правила, кем-то придуманные или спонтанно сложившиеся в той или иной сфере деятельности. В компании они могут вырабатываться параллельно с формированием корпоративной культуры. Дресс-код нужно адаптировать к себе, а не наоборот, потому что окружающие, воспринимая Ваш деловой имидж, оценивают, как в нем отражается Ваша личность.

Стиль — это проявление Вашей индивидуальности, характера, жизненных приоритетов во внешности, манерах. В определении стиля одежды важна индивидуальная формула комплиментарного цвета — оттенков, которые позволяют хорошо выглядеть и получать комплименты. Также значим фасон, выгодно подчеркивающий достоинства и умело скрывающий недостатки фигуры. И, конечно, стиль не может сложиться без продуманных декора и аксессуаров, которые подчеркивают характер образа.

Мода — это совокупность взглядов и вкусов, действующих в определенный период времени. Эта важная составляющая имиджа руководителя: она подчеркивает его современность, осведомленность, прогрессивность и адекватность.

Здравый смысл важнее моды

На деловых переговорах присутствовали два бизнесмена — представители крупных компаний. Оба были в костюмах от Hugo Boss, но один — в костюме коллекции нового сезона, а второй — позапрошлого, и первый заметил, что его партнер немного отстал от моды. Следствие этой ситуации — проблемы при подписании контракта. Вывод таков: подходить к тому, как развиваются модные тенденции, следует на основе здравомыслия. Не нужно «считать пуговицы» на пиджаках деловых партнеров.

Общие правила делового дресс-кода

Деловой дресс-код: формула стиля для руководителей

Правила делового дресс-кода в бизнесе имеют довольно строгую основу и стройную системность. Несомненная «классика делового жанра» — традиционный деловой костюм. Конечно, он претерпел некоторую модификацию, обогатился новыми деталями и модными линиями, но в целом остается неизменным на протяжении почти двух столетий.

Крой и фасон костюма должны соответствовать особенностям фигуры, сейчас для этого есть все возможности. Формируя гардероб Генерального Директора, важно выбирать качественные модели или шить индивидуально. В идеале в платяном шкафу руководителя (как мужчины, так и женщины) должен быть один превосходный, один отличный и два-три повседневных костюма. К дресс-коду руководителя-женщины также есть определенные требования: стиль должен содержать пару-тройку блуз, несколько топов и пару водолазок. Мужчины — десяток рубашек и пара десятков галстуков. 

Обувь должна практически совпадать по цвету с брюками (юбкой). Она может быть чуть темнее, но светлее — никогда. Светлая открытая обувь символизирует неуверенность, и возникает ощущение, что человек нетвердо стоит на ногах. Для женщин делового стиля непозволителен высокий каблук, оптимальная его высота — 4-6 см.

Важна и фактура ткани. Качество поверхности материалов для делового имиджа — матовое: шерсть, кашемир, шерсть с лавсаном или лайкрой, шелк матовый, атлас матовый, хлопок, трикотаж матовый, джерси.

Цвет. Черный и белый цвета вопреки общепринятым представлениям рекомендуется использовать в очень редких случаях. Во-первых, черный и белый — это слишком резкий контраст для имиджа руководителя. Во-вторых, сочетание этих цветов далеко не всем идет. Контраст создает впечатление замкнутости, строгости и жесткости, а в России любая угрюмость вызывает негативную реакцию. К тому же черный цвет — это, как правило, траурный или торжественный вечерний формат. В офисе черно-белые образы не вполне уместны.

С точки зрения воспринимающего, черный — это цвет, который максимально быстро движется назад и «уходит» от восприятия человека, поэтому черные предметы кажутся меньше своих реальных размеров. Белый цвет, напротив, очень быстро движется вперед, поэтому белые предметы кажутся нам больше.

Смешав эти два цвета, получим серый — единственный неподвижный оттенок во всей гамме. Серый символизирует стабильность, консервативность, а также неэмоциональность — одно из важных качеств идеального бизнесмена. Если нужно добавить в образ энергичность, резкость и динамику, уместна более резкая контрастность цветов.

Деловой дресс-код: формула стиля для руководителей

Итак, основной тон, оптимальный для деловых костюмов, — это серый и «цветная серая гамма» (серо-синий, серо-коричневый, серо-кофейный, серо-бордовый, серо-оливковый, серо-бежевый, серо-зеленый и т. п.). Также можно использовать темно-синий, шоколадный и бежевую гамму цветов. Из цветных оттенков позволительны (в небольшом объеме) красный, фиолетовый, изумрудный, персиковый, розовый и бордовый.

Впрочем, в любом правиле бывают исключения. Например, в Англии коричневый — это цвет одежды слуг, а в Америке, напротив, носить костюм шоколадного цвета с такого же цвета обувью считается миллионерским шиком.

Аксессуары в деловом имидже весьма стандартны. Многим это кажется скучным, но именно классическими украшениями Вы сможете правильно расставить акценты в своем образе (см.Аксессуары для женщин и Аксессуары для мужчин). Часы — неотъемлемая часть дресс-кода руководителя и любого делового человека. Если у Вас нет на руке часов, значит, Вы не контролируете свое время, не уважаете чужое и, возможно, вообще находитесь вне настоящего времени.

Аксессуары для женщин

Нельзя:

Можно:

Два или три кольца

Часы, обручальное кольцо, серьги, кулон или нить бус

Крупные или очень мелкие украшения

Украшения среднего размера

Треугольные украшения

Овальные, круглые или прямоугольно-овальные камни

Аксессуары для мужчин

Нельзя:

Можно:

Галстук ниже или выше пряжки ремня

Галстук до уровня пряжки ремня

Старомодный узел галстука

Современный узел галстука

Перстни и печатки

Обручальное кольцо, часы

Как адаптировать деловой дресс-код к специфике деятельности компании

Важно сформулировать идею, к которой отсылало бы впечатление от образа руководителя. Например, президент банка должен выглядеть более серьезно, нежели руководитель художественной галереи. А директор салона красоты будет иметь имидж, отличный от имиджа чиновника. Вот почему дресс-код не предполагает универсального решения — можно лишь перечислить некоторые признаки, характерные для имиджа в разных сферах.

  1. Финансы: самые серьезные и респектабельные образы.
  2. Сфера услуг: мягкость, доброжелательность, комфортность.
  3. Реклама: креативно-корпоративный стиль одежды.
  4. Медицина: опрятная и профессиональная одежда.
  5. Юриспруденция: имидж должен быть консервативным.
  6. Средства массовой информации: костюмы с модными элементами и нестрогая деловая одежда.

Конечно, все названное слишком общо и потому трудноприменимо в частных ситуациях. Лучше всего проработать дресс-код на работе с учетом особенностей конкретной компании, а персональный имидж руководителя — индивидуально.

Не стоит думать, что имидж нужен только политикам и звездам шоу-бизнеса. Имидж должен быть у каждого человека, особенно у руководителя. Любые инвестиции в Ваш имидж принесут дивиденды.

Говорит Генеральный Директор

Галина Синцова, Президент ОАО «Мэлон Фэшн Груп», Генеральный Директор ЗАО «Первомайская заря», Санкт-Петербург

Фигуру руководителя всегда проецируют на компанию, которую он возглавляет. Практически тридцать лет я управляю модным бизнесом, и для меня деловой дресс-код — это одежда собственного производства. В выборе вещей я руководствуюсь современным деловым стилем с элементами модной женственности, люблю дополнить костюм аксессуарами. Ткани предпочитаю простые. Ведь раньше в помещениях «Первомайской зари» располагались производственные цеха, куда ежедневно приходилось спускаться, а там рабочие — в халатах, порой в тапочках на босу ногу, и появляться перед ними в роскошных нарядах было бы просто проявлением неуважения.

Шопинг позволяю себе в основном за границей, в России на это просто не хватает времени. Посещая западные магазины, продолжаю работать: смотрю, что предлагают покупательницам, что выбирают женщины, как их обслуживают, как оформлены витрины.

Что касается моих деловых партнеров, главное для меня, чтобы костюм и обувь человека выглядели чисто и аккуратно. А стоимость одежды не имеет никакого значения. Во времена перестройки ко мне на переговоры часто приезжали гладковыбритые мужчины с дорогими кожаными портфелями. Но, как правило, за ними стояла пустота. Кроме респектабельного имиджа они не могли предложить ничего, что способствовало бы развитию бизнеса.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа руководителя

Школа руководителя

Проверьте свои знания и приобретите новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...



Доставка новостей@

Оформите подписку, чтобы не пропустить свежие новости

150 000 + ваших коллег следят за нашими новостями




© 2011–2016 ООО «Актион управление и финансы»

Журнал «Генеральный Директор» –
профессиональный журнал руководителя

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Генеральный Директор». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.


  • Мы в соцсетях
Зарегистрируйтесь на сайте и документ Ваш! Это бесплатно и займет всего минуту!

Вы сможете бесплатно скачать документ, а также получите доступ к сервисам на сайте для зарегистрированных пользователей:

  • методики, проверенные на практике
  • библиотека Генерального Директора
  • правовая база
  • полезные подборки статей
  • участие и просмотр вебинаров

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль