Налоговые претензии, которых можно было бы легко избежать

7974
Фото © mirnoe.com
Фото © mirnoe.com

Ищите наш канал в Telegram @gd_ru


  • 6 самых распространенных налоговых претензий к бизнесу
  • Почему налоговики любят придираться к мелочам в счетах-фактурах
  • Как выиграть дело, возбужденное из-за зарплаты в конверте

В российских реалиях отношения предприятий и налоговых органов подобны игре в кошки-мышки. Налоговая инспекция стремится любыми способами уличить компанию в нарушениях. Часто победителями из подобной игры выходят чиновники, выдвигая налоговые претензии к бизнесу, но распространены и ситуации, когда победа достается предприятию. С какими претензиями налоговая обычно выступает в адрес бизнеса? Что следует предпринять, чтобы избежать негативных ситуаций, не оказавшись в опасной ловушке?

6 самых распространенных претензий налоговых органов к бизнесу

1. Работа с однодневками

Самые распространенные претензии к бизнесу со стороны налоговых органов. В своих публикациях мы неоднократно затрагивали эту тему, поэтому не будем останавливать на ней внимание. Рассмотрим лишь наглядный пример из практики – какие претензии налоговых органов выдвигаются к бизнесу.

Налоговая решила доначислить компании НДС, налог на прибыль, штрафы и пени по договорам с компанией-поставщиком N, которую расценила как однодневку. Сама компания с подобным вердиктом не согласилась – и направила свои претензии налоговой на рассмотрение суда, который и принял позицию истца. Отметим основные аргументы для защиты интересов в данном случае:

  1. Предприятие получило уведомление о постановке фирмы N на учет в налоговом органе по ее местонахождению. Также было получено информационное письмо из Мосгорстрата, подтверждающее учет фирмы в составе хозяйствующих субъектов, и об учете устава компании N и решении учредителя о ее создании;
  2. Не были представлены доказательства, подтверждающие, что две компании являются взаимозависимыми лицами.
  3. Налоговикам не удалось подтвердить задолженность компании N перед бюджетом.

Поэтому можно сделать однозначный вывод – для своей безопасности в этом вопросе, чтобы не возникли претензии налоговых органов, нужно поручить юристам собрать документы, которые подтверждают должную осмотрительность компании.

2. Необоснованный возврат НДС

Другой распространенной причиной для споров между налоговыми органами и бизнесом становится отказ в возмещении НДС. Чиновники готовы прибегать к разным мерам, чтобы не возвращать налог из бюджета. При рассмотрении подобных дел суды обычно принимают сторону чиновников. Что же предпринять в подобной ситуации?

Вновь следует вспомнить о судебной практике. В частности, в постановлении ФАС Северо-Западного округа от 22.03.2012 №А56-34469/2011 указывается: при появлении сомнений в правильности использования вычета НДС, требуется оценка всех совокупностей обстоятельств, которые имеют значение для правильного разрешения дела. В том числе – реальные отношения между продавцом и клиентом, факт оплаты товаров со стороны покупателя, наличие других документов (кроме счетов-фактур), которые подтверждают факт уплаты налога. Следовательно, даже при наличии ошибок в счетах-фактурах, нет оснований в отказе в вычете НДС – если они не мешают идентифицировать покупателя, продавца, наименования товаров, их цену, размер налога, предъявленный покупателю.

3. Зарплаты в конвертах

В реализации схем серых зарплат в определенной мере участвуют сотрудники, которые и становятся слабым звеном в данном процессе. Именно показания сотрудников, особенно бывших, становятся поводом для налоговых контролеров и доказательством в суде. Другой способ, распространенный среди налоговых инспекторов Москвы, заключается в применении данных о зарплатах, публикуемых компанией в СМИ – при размещении вакансий и разных объявлений.

Для профилактики проблемы следует предпринять комплекс соответствующих мер. Прежде всего, нужно проинспектировать работников, чтобы они не делились с инспекторами лишней информацией. Если кто-то проговорился, юристы компании должны провести основательный анализ появившихся у контролеров доказательств, найти нарушения с их стороны в процессе сбора этой информации.

4. Несоответствие цен рыночным

В рамках камеральной либо выездной проверки недопустимо проверять соответствие цен рыночным (ст. 105.15 НК РФ). Следовательно, в стремлении выявить нарушения предприятий, налоговики прибегают к таким мерам:

  1. Изучение уведомлений по контролируемым сделкам (компания должна подавать данные уведомления самостоятельно).
  2. Попытки выявить во время налоговой проверки факты, подтверждающие совершение компанией контролируемых сделок, но не сообщив о них. 

Следует отметить, что направлять уведомление в налоговый орган нужно в ситуации, когда сумма доходов от всех контролируемых сделок компании за календарный год с одним лицом (либо с несколькими в рамках многосторонних сделок) составляет свыше 100 миллионов рублей (по данным 2012-го года) и 80 миллионов (в 2013-м).

В течение 2012-го года компанией «Альфа» были оформлены несколько договоров поставки продукции с дочерней фирмой на 95 миллионов рублей. Партнеры планировали заключение еще одного контракта на 10 миллионов рублей. При заключении данного контракта в 2012-м году лимит на 100 миллионов был превышен, поэтому требовалось уведомление в налоговый орган. Предотвратить проблему можно было бы, заключив договор в текущем году на сумму менее 5 миллионов рублей, а на оставшуюся сумму оформить контракт уже в следующем году.

5. Неподтвержденные расходы на маркетинг

Типичной претензией налоговых контролеров становится отсутствие отчета о результатах предоставленных маркетинговых услуг. При отсутствии данного документа признаются расходы на маркетинг необоснованными, а компания вынуждена столкнуться с доначислением налога на прибыль. Приходится признавать, что однозначной судебной позиции по этому вопросу не существует. Хотя закон и не предполагает обязательное требование о составлении отчетов от исполнителей, но определенные суды принимают лишь такие документы как обоснование расходов на маркетинг. Однако другие суды могут стать на сторону бизнеса, подчеркивая – отчеты исполнителя не входят в категорию первичных учетных документов, законодательство не закрепляет требование хранить данные документы. В любом случае, чтобы избежать неприятных споров с представителями налоговой, такие отчеты всё же лучше составлять, указывая задачи и цели заказчика, также соответствующие результаты проведенных маркетинговых исследований.

6. Начало уплаты налога на имущество

Между налоговыми службами и бизнесом долго продолжаются споры – с какого периода покупателю недвижимости необходимо уплачивать налог на имущество. Одна сторона утверждает – со дня регистрации прав на объект недвижимости, другая – со дня подписания акта приема-передачи.

И вновь – суды по-разному трактуют данный вопрос. Минфин озвучил следующую официальную позицию – покупателю необходимо принять объект недвижимости к учету в момент фактического получения, вне зависимости от того, было ли зарегистрировано право собственности.

Аналогично и продавцу необходимо списать с бухгалтерского учета недвижимость. Именно тогда объект из активов фактически исключается – не имеет значения, проводилась ли перерегистрация прав на него. (письмо Минфина России от 22.03.2011 № 07-02-10/20). Аналогичной позиции придерживается также ВАС РФ в определении от 17.01.2011 №ВАС-16400/10. ВАС указывает – объект переходит во владение, распоряжение и пользование нового собственника в момент составления акта приема-передачи.

Но в постановлении от 29.03.2011 №16400/10 ВАС РФ придерживается обратного вывода – чтобы перевести приобретенную покупателем недвижимость в состав основных средств, требуется зарегистрированное право собственности. Поэтому плательщиком налога на имущества выступает лицо, указанное как обладающее правом на недвижимость по данным ЕГРП (Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним).

Также в постановлении ВАС подчеркивается общеобязательность подобного толкования норм. Выгоднее для компаний именно подобное толкование – ведь права собственности регистрируются после оформления акта приема-передачи. Следовательно, оплачивается налог на имущество в меньшем размере.

Налоговые претензии, которых можно было бы легко избежать



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа руководителя

Школа руководителя

Проверьте свои знания и приобретите новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...



Выбор редактора

Дайджест самых нужных статей

Главный редактор журнала «Генеральный Директор» Ольга ШУРАВИНА

Главный редактор журнала «Генеральный Директор»
Ольга ШУРАВИНА.

Читать сейчас

Доставка новостей@

Оформите подписку, чтобы не пропустить свежие новости

150 000 + ваших коллег следят за нашими новостями




© 2011–2016 ООО «Актион управление и финансы»

Журнал «Генеральный Директор» –
профессиональный журнал руководителя

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Генеральный Директор». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.


Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение! Это бесплатно и займет всего минуту!

Вы сможете бесплатно продолжить чтение этой статьи, а также получите доступ к сервисам на сайте для зарегистрированных пользователей:

  • методики, проверенные на практике
  • библиотека Генерального Директора
  • правовая база
  • полезные подборки статей
  • участие и просмотр вебинаров

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль