Как начать прибыльный стартап в кризис: правила от тех, кому удалось

13901
Фото © megamozg.ru
Фото © megamozg.ru

Александр Бочкин, Генеральный Директор ООО «Инфомаксимум», основатель системы контроля рабочего времени CrocoTime, Саранск (Республика Мордовия)


  • Как начать стартап в кризис
  • 5 правил прибыльных стартапов

По статистике, в России от концепта до стадии реализации доходят только 10% стартапов. И это в относительно благополучные времена. Что уж говорить о кризисе, когда даже крупные игроки оказываются на грани выживания, проводят оптимизацию и сокращение расходов. Я постараюсь кратко, но максимально информативно рассказать, как начать стартап в кризис.

Наша система контроля рабочего времени успешно вышла на рынок в самом начале кризисных явлений в экономике 2014 года. Идея создания CrocoTime возникла весной 2013, когда компания переживала не лучшие времена: 2 неудачных проекта позади; бюджет стремительно близился к нулю; мотивация на том же уровне; команда, которой скоро нечем будет платить и которую ждут приличные гонорары в других компаниях. Стало понятно: если в ближайшее время не взяться за дело, компании придет конец.

Мы сделали ставку на прошлые наработки: взяли инфраструктурную часть проекта (которая сейчас обеспечивает системе эксклюзивную производительность) из прошлого неуспешного проекта, проанализировали рынок и поговорили с потенциальными клиентами. Решение ориентироваться именно на крупный бизнес пришло не сразу, но направление в разработке мы взяли верное. Полгода мы работали над продуктом, и по старым связям нашли компанию, которая согласилась купить еще по сути «сырой» продукт. Для нас было принципиально важно найти клиента, который поверит в нас.

К началу 2014 года мы заключили несколько договоров о продаже, но говорить о том, что мы «крепко стоим на ногах» было еще очень-очень рано. В феврале было уже понятно, что 2014 год окажется не просто сложным, а действительно кризисным. В такой ситуации даже крупным компаниям будет нелегко, что говорить о нас, только выходящих на первые продажи.

Стартап в кризис: время возможностей или конец всему?

Вместо того чтобы опускать руки и занимать выжидательную позицию, мы решили использовать кризис «по полной».  Крупные организации оптимизируют затраты, сокращают бюджеты и расходы на персонал? Мы предложим им инструмент по оптимизации затрат, который поможет компании не только сохранить прежние позиции, но и постараться их улучшить. Конкуренты повышают цены, сокращают разработчиков и отказываются от новых проектов? Мы усиливаем разработку опытными профессионалами, которые потеряли работу и не так «дорого стоят» на рынке труда, не завышаем цены и сокращаем сроки выпуска обновлений. В бизнесе просматривается тенденция к сокращению расходов на маркетинг и PR? Мы релоцируем маркетолога из северной столицы, развиваем партнерские отношения со СМИ (предоставляем статистику), предлагаем совместные проекты и экспертные комментарии по оптимизации затрат, так востребованные в кризисный период.

Все силы большинства компаний в кризис направлены на составление прогнозов и антикризисных планов. В этом мы согласны с большинством, поэтому разработали свой.

Правила прибыльных стартапов

Правило 1. Оптимизировать и регламентировать бизнес-процессы. Часто стартапы не утруждают себя составлением подробных и четких планов, скриптов продаж, оптимизацией внутренних процессов. Мы решили идти по другому пути. Ввели в работу систему постановки задач (используем решение wrike), которая экономит время на обсуждениях, позволяет поставить задачу любому сотруднику, не отвлекая его от текущей работы, показывает руководителю и менеджеру проекта текущее состояние дел. Естественно, установили сотрудникам и собственную систему: она помогает лучше планировать временные затраты на задачи, показывает сколько времени сотрудник тратит на те или иные дела. Занялись переработкой бизнес-процессов компании. Для отдела разработки уменьшили влияние спонтанных коммуникаций в сторону планируемых мероприятий, также увеличили сроки, на который должен быть составлен план разработки. В отделе продаж серьезно подошли к вопросам регламентации возможных ситуаций и написания скриптов под свой продукт.

Правило 2. Провести глубокий анализ рынка, поддерживать постоянную обратную связь с клиентами. Нередки случаи, когда команда стартапа воображает себя корпорацией уровня Apple и думает, что лучше, чем клиент знает, что ему нужно. В миллионе случаев к одному это неверно. Вечный совет «играйте против правил» от современных тренинговых агентств мы считаем не верным. Больше нам импонирует совет из книги «45 татуировок менеджера», который гласит: «сначала научитесь играть по правилам и лишь потом ищите свой путь».

Поэтому постоянная обратная связь с клиентами стала нашей первоочередной задачей. Система контроля времени CrocoTime должна в первую очередь удовлетворять их потребности, а уже потом предлагать новые фишки.

Правило 3. Усилить отделы продаж и технической поддержки. Мы исходили из прогноза, что спрос на продукт с усилением кризисных явлений увеличится. Поэтом приняли решение заранее подготовить отделы продаж и технической поддержки к увеличению объема работы. Прогноз оправдался.

Правило 4. Ускорить разработку. Наши конкуренты «старше» нас минимум в 2 раза. Наше же преимущество - в мобильности и оперативности. Мы еще не доросли до служебных записок, приказов по организации и другой бюрократии. Быстро принимать решения, реагировать на изменения потребностей клиентов - это плюс. Поэтому совет: поняв, какой функционал будет востребован клиентами в ближайшее время, бросьте все силы на его разработку.

Правило 5. Ориентироваться на зарубежных клиентов: СНГ, Европа, Китай. Из-за нестабильности российской экономики логично было направить свои мысли и усилия на другие страны. У нас первые продажи в СНГ и Европе состоялись уже к середине года, план по освоению рынка Европы уже реализуется.

CrocoTime – молодой продукт, фактически вышедший на рынок в конце 2013-го года. 2014 год для системы, не смотря на кризис, стал отличным дебютом. Пользователями программы учета рабочего времени стали крупнейшие компании страны. Мы вышли на стабильные показатели прибыли, расширили штат, переехали в новый, более просторный и удобный офис. 

Как начать прибыльный стартап в кризис: правила от тех, кому удалось


ООО «Инфомаксимум» 
Сфера деятельности: разработка высокопроизводительных сетевых систем (IT-сфера)
Численность персонала: 17
Годовой оборот: увеличился в 10,7 раз (в 2014 году по сравнению с предыдущим)
Основные клиенты: ОАО «Газпром», Ростех, Тинькофф Кредитные Системы, Группа ГАЗ, Hellmann Worldwide Logistics, «Объединённая металлургическая компания» (ОМК), Протек, Панавто-Yamaha и др.

Копирование материала без согласования допустимо при наличии dofollow-ссылки на эту страницу



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа руководителя

Школа руководителя

Проверьте свои знания и приобретите новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...



Доставка новостей@

Оформите подписку, чтобы не пропустить свежие новости

150 000 + ваших коллег следят за нашими новостями





© 2011–2016 ООО «Актион управление и финансы»

Журнал «Генеральный Директор» –
профессиональный журнал руководителя

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Генеральный Директор». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.


  • Мы в соцсетях
Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение! Это бесплатно и займет всего минуту!

Вы сможете бесплатно продолжить чтение этой статьи, а также получите доступ к сервисам на сайте для зарегистрированных пользователей:

  • методики, проверенные на практике
  • библиотека Генерального Директора
  • правовая база
  • полезные подборки статей
  • участие и просмотр вебинаров

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль