Тактика генерирования новых идей от великого стратега

3963
Тактика генерирования новых идей от великого стратега

Фото: Flickr

По материалам проекта "Главная мысль. Бизнес-книги в  кратком изложении"


Фатальная ошибка для любой компании, кроме гиганта, - предпочтение реагировать, а не брать инициативу на себя: «Если мой конкурент это делает, я тоже буду это делать. Если он атакует, я отвечаю». Победить или хотя бы сохранить имеющееся в противостоянии с гигантом можно только при условии, что вы делаете что-то совершенное другое. Чтобы генерировать новые идеи, создавать новые виды бизнеса и новые продукты, стратег имеет в своем распоряжении три основных метода.

Эти методы описаны в книге Кениче Омае «Мышление стратега». Кениче Омае известен во всем мире как «Мистер Стратегия». Его также называют современным воплощением Адама Смита. И есть за что – Омае сделал  настоящее открытие: по его мнению, успешные деловые стратегии – результат особого стиля мышления, навыки которого можно развить. Именно это открытие принесло Омае мировую славу: журнал The Economist включил его в пятерку ведущих экспертов в области управления бизнесом, а газета Financial Times удостоила  титула «Единственный японский гуру менеджмента».

А теперь вернемся к методам, с помощью которых можно генерировать новые идеи. Вот они.

Метод 1

Устранение узких мест. Чтобы посмотреть, как работает метод устранения узких мест, возьмем простую проблему. Многие пианино требуют настройки. Однако настройка стоит дорого, потому что для этого требуется квалифицированный настройщик. Цена – это узкое место, и задача стратега – устранить его. Решение: электронный настройщик. Высококвалифицированный специалист больше не нужен.

Метод 2 

Создание новых комбинаций. Придумывать новые комбинации из имеющихся элементов несложно. Нужно просто посмотреть на существующие сочетания вещей и затем мысленно попытаться скомбинировать их по-другому. Один австрийский экономист сказал, что все новое в мире – это необычное сочетание хорошо знакомых элементов. Когда стратег наткнется на новую интересную комбинацию, приходит очередь аналитика, который должен протестировать ее рыночный потенциал и осуществимость в текущих условиях.

Метод 3

Максимальное использование стратегических степеней свободы. Очень важно постоянно возвращаться к основам, то есть базовым нуждам потребителей, когда вы ищите способы достичь отличия от своих конкурентов. Конечно, компания не может удовлетворить все желания своих потребителей. К тому же ей необходимо принимать во внимание цели своих акционеров, то есть зарабатывать больше денег. Но где-то посередине существуют хорошие идеи продуктов, которые удовлетворят оба набора целей, а какая-то идея, самая лучшая, приведет компанию в совершенно новый бизнес. Возьмем, к примеру, бытовую технику. 

Мы видим, что конкуренты используют похожие технологические решения и что возможности для технологических инноваций не выглядят многообещающими. Наше стратегическое озарение: давайте не будем нокаутировать сами себя, пытаясь дифференцировать сам продукт, а поищем другой путь. Что мы можем сделать? Если мы сумеем достичь превосходства в распространении и обслуживании, возможно, мы выиграем.

Условия принятия дальновидных решений

Управленческие решения часто основаны на догадках, поскольку доступные для анализа время и деньги всегда ограничены, но эти догадки могут быть построены на логических умозаключениях. Омае предлагает пошаговую схему принятия дальновидных управленческих решений. Предприниматели, которые следовали этому пятишаговому процессу, сегодня известны как выдающиеся бизнесмены.

Шаг 1

Четко определяем область бизнеса. Чтобы избежать распыления средств, не нужно чрезмерно расширять область бизнеса, в которой будут концентрироваться инвестиции и усилия. Единственный способ обеспечить стабильность бизнеса в течение длительного времени – точно определить область бизнеса с позиции целевой функции (ожиданий от продукта) потребителей и сегментировать рынок в соответствии с этим. Если речь идет о потребительских товарах, то задача стратега – отказаться от устоявшихся представлений о нуждах потребителей и постараться дать новое определение области бизнеса. Что касается промышленных товаров, то здесь ожидания потребителей вероятнее всего связаны с повышением производительности, рационализацией, повышенной точностью и т.п.

Шаг 2

Разрабатываем стратегический сценарий. Когда область бизнеса определена, следующий важный шаг – найти ключевые действующие силы в этой области и отразить их в коротком документе – стратегическом сценарии. Кениче Омае считает, что любой руководитель только выиграет, если постарается выразить выбранную деловую стратегию в виде короткого, связного утверждения размером в одно предложение. Если вы не можете сформулировать свою стратегию в одном емком, естественно звучащем предложении, это означает, что в данной стратегии что-то не так.

Шаг 3

Из множества стратегических вариантов выбираем несколько. Когда стратегия разработана, руководитель может увидеть несколько путей ее реализации и увлечься идеей воплотить эту стратегию в жизнь сразу во всех областях. Этому соблазну нужно сопротивляться. Успешные предприниматели не распыляют свои ресурсы на слишком большое число областей. Они завоевывают один ключевой фактор за другим, по очереди. Когда выбор сделан, смело и активно выделяйте людей, технологию и деньги. Концентрируя большее количество ресурсов на меньшем количестве вариантов, компания получает преимущество над своими конкурентами в этих областях и таким образом повышает свой коэффициент успеха. Именно по этой причине обычно разрыв между успешными и неуспешными компаниями со временем увеличивается.

Шаг 4

Задаем стратегии реалистичный темп. Успешные компании соизмеряют темп своих стратегий со своими ресурсами. Они понимают, что постепенное продвижение вперед – это гораздо более надежный способ победить, чем стремительная атака по типу «все или ничего», которая может привести к полному истощению сил в тот момент, когда цель видна.

Шаг 5

Сохраняем верность основам. Дальновидный предприниматель ни на минуту не забывает, какой сегмент рынка он обслуживает, какую услугу какому типу потребителей предоставляет, с помощью какого механизма зарабатывает прибыль. Он придерживается базовых предположений, лежащих в основе первоначального стратегического выбора, до тех пор пока эти предположения остаются верными. И будет менять направление своего бизнеса, руководствуясь не собственным эго или эмоциями, а твердым знанием и пониманием необходимости такого действия. На первый взгляд может показаться, что он уходит с главного курса. Но на самом деле он охотник, который перемещает ружье вслед за добычей, движущейся в поле его зрения, просто наводит прицел, чтобы точно попасть в первоначальную цель.

Прочитать книгу Кениче Омае «Мышление стратега», которую газета Financial Times включила в список 50 лучших книг о бизнесе со времен «Искусства стратегии», написанной великим Сунь-Цзы 2500 лет назад, вы можете всего за 15 минут в Библиотеке «Главная мысль. Книги в кратком изложении».   



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа руководителя

Школа руководителя

Проверьте свои знания и приобретите новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...



Доставка новостей@

Оформите подписку, чтобы не пропустить свежие новости

150 000 + ваших коллег следят за нашими новостями




© 2011–2016 ООО «Актион управление и финансы»

Журнал «Генеральный Директор» –
профессиональный журнал руководителя

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Генеральный Директор». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.


  • Мы в соцсетях
Зарегистрируйтесь на сайте и документ Ваш! Это бесплатно и займет всего минуту!

Вы сможете бесплатно скачать документ, а также получите доступ к сервисам на сайте для зарегистрированных пользователей:

  • методики, проверенные на практике
  • библиотека Генерального Директора
  • правовая база
  • полезные подборки статей
  • участие и просмотр вебинаров

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль