Управление расходами: больше зарабатывать или меньше тратить?

6225
Фото © lensmena.ru
Фото © lensmena.ru

В этой статье Вы прочитаете

  • Управление расходами: больше зарабатывать или меньше тратить?
  • Какие бывают расходы
  • Этапы разработки системы управления затратами
  • Типичные ошибки в управлении расходами

Грамотное управление расходами по праву становится одним из приоритетных направлений в деятельности современных компаний. Всё чаще генеральные директора уверены – времена, когда можно было выходить на серьезную прибыль, даже особо не задумываясь о финансовом планировании и управлении расходами, остались в прошлом.

Рассмотрим основные принципы управления расходами, которые позволят добиться роста продаж и прибыли,  и не обязательно с помощью повышения цен. Концепция может включать комплекс решений для повышения качества своей продукции, развития гарантийного сервиса, сокращения производственных издержек и другое.

Управление расходами: больше зарабатывать или меньше тратить?

Но просто сокращение затрат не всегда можно считать подходящим выходом из ситуации. Для налаживания грамотного управления расходами нужно понимать виды расходов и влияющие на них факторы.

Экспертное мнение

Александр Спарре, Председатель совета директоров группы компаний «АвтоСпецЦентр», Москва

Современный автомобильный рынок действительно немыслим без серьезной конкурентной борьбы. Выбор здесь строится по следующему принципу. Сначала покупатель подбирает для себя подходящий автомобиль, с учетом имеющихся сбережений и предпочтений, и только потом после сравнения десятков разных марок автомобилей – он начинает выбирать дилера.

В условиях подобной конкуренции мы не можем отказаться от инвестиций в рекламу, продвижение и маркетинговую деятельность – необходимы серьезные траты на реконструкцию своих центров продаж, строительства новых, закупкой современного оборудования, материалов, с предложением качественного сервисного обслуживания. Также нам требуются регулярные затраты для рыночного исследования, с расширением перечня услуг, ростом квалификации сотрудников и др. Подобные меры являются обязательным условием для отечественного автомобильного рынка – выжить без постоянного совершенствования и маркетинга оказывается невозможно.

Какие существуют виды расходов

1. Эффективные и неэффективные. Затраты могут быть эффективными (когда удается добиваться повышения доходов) либо неэффективными (когда доходов нет либо вовсе появляются потери) расходами. В категорию неэффективных расходов входят потери любых видов – в результате недостачи, брака, порчи, производственных простоев и других факторов.

Следовательно, предприятие должно располагать возможностями по сокращению своих неэффективных расходов, минимизировав потери.

Другим эффективным направлением сокращения расходов  становится анализ эффективности вспомогательных работ по сравнению с обращением сторонних компаний по условиям аутсорсинга. В частности, предполагаем учет затрат на работу сантехников, уборщиц, электриков, содержание своего автопарка. Вполне вероятно, что обращение к аутсорсинговым компаниям в итоге окажется более выгодным решением.

Привлечение сторонних исполнителей на конкурсной основе по определенным направлениям работ в нашей практике отлично себя зарекомендовало, позволив добиться сокращения трат. Актуальный выбор в деятельности крупных и средних компаний.

2. Релевантные и нерелевантные. Любой руководитель в работе компании должен определить – зависит ли позиционирование и контроль затрат от его управленческих решений. Если такое влияние оказывается, расходы являются релевантными. В противном случае входят в категорию нерелевантных. В частности, затраты за прошлые периоды нерелевантные, поскольку изменить их руководитель уже не сможет

Нерелевантные расходы и контроль над затратами: пример из практики

Рассмотрим актуальную задачу для бизнеса. Типография стремится расширить предложенные услуги, приобретя для этого профессиональное полиграфическое оборудование, выделив и обустроив с этой целью отдельного помещения. Но вот рынок претерпел  серьезные изменения не в  лучшую сторону – общая ситуация ухудшается, спрос на предлагаемую продукцию заметно падает. Руководству предстоит определиться – запускать ли новое производство (учитывая необходимость затрат на дополнительное оборудование, нанимать новых специалистов) либо оставить эти идеи для лучших времен.

В данном случае расходы могут являться нерелевантными, ведь они уже произведены, изменить ситуацию решение руководителя не сможет.  А новые выделенные площади могут использоваться для других задач, к примеру, будут выделены в аренду. При рэтом азмер аренды в итоге будет выступать релевантными издержками.

3. Постоянные и переменные. Затраты могут быть переменными, постоянными или смешанными – зависит от уровня производства либо продаж. Переменные являются прямо пропорциональными уровню производства. Постоянные расходы от производственных объемов не зависят Смешанные объединяют оба варианта.

Постоянные затраты: пример из практики

Одна книжная сеть, объединяющая различные магазины и аппарат управления, после распределения существенных постоянных расходов выявила убыточность в работе отдельных магазинов. Было принято решение о ликвидации магазинов, работающих с убытком.  Однако постоянные расходы остались прежними. Ведь они были распределены по всем оставшимся магазинам, что привело лишь к уменьшению доходов, к убыточности в итоге пришли еще несколько магазинов книжной сети.

4. Прямые и косвенные. В зависимости от конкретного способа отнесения расходов на себестоимость продукции, могут быть прямыми либо косвенными. Прямые затраты могут быть отнесены к определенному виду товара либо услуги.  В данной группе указываются расходы на материалы, сырье, заработную плату основных производственных сотрудников.

Косвенные затраты прямо не связаны с определенным видом коррупции. В группе косвенных затрат входят затраты для обслуживания и управлением подразделением (если внутри департамента производятся несколько типов продукции), также на управление и обслуживание предприятия. Если предприятие производит только один продукт, все затраты для производства и реализации будут прямыми.

Основные ошибки при управлении расходами

Первая ошибка – непоследовательное управление расходами

Управление расходами должно быть обязательным элементом всей системы управления.  Разрозненные и ошибочные управленческие решения по затратам предприятия приводят к неэффективности общей системы управления расходами.

Вторая ошибка – дефицит информации

При внедрении системы управления возникает комплекс проблем, включая информационные. Передача данных об использовании материалов, топлива, производится не в полном объеме и несвоевременно, приводя к негативным последствиям для расчета расходов, себестоимости, без учета важных факторов для деятельности предприятия.

Третья ошибка - излишки информации

Важно предоставить оптимальный объем необходимой информации. Проблемой  может стать не только недостаток информации, но также её избыток, приводя к дополнительным тратам ресурсов и времени компании. Чрезмерная информация может привести к усложнению и загруженности всей системы.

Четвертая ошибка – не учитываются изменения

Часто при организации управления затратами не учитываются разные факторы, влияющие на количество, состав и структуру расходов. Важно помнить о наличии многих внешних и внутренних факторов динамичной рыночной ситуации, влияющих на расходы предприятия. Чтобы спрогнозировать и учесть все возможные факторы, могут требоваться существенные ресурсы. Но и полностью отказываться от учета разных факторов, влияющих на расходы, тоже не следует.

Пятая ошибка – нет обратной связи

По опыту можно утверждать – система управления затрат «сверху», даже с учетом, планированием и контролем расходов, не может быть абсолютным залогом достаточной эффективности системы. Для эффективной работы систем, до каждого сотрудника необходимо донести информацию про его задачи, функции, принципы взаимодействия разных департаментов, ответственность и др.

Говорит Генеральный Директор

Вальтер Бори Альмо, Генеральный Директор Уфимского мясоконсервного комбината

В нашем планово-финансовом департаменте в целях контроля и планирования расходов обрабатывается вся информация: от цены компонентов изделий до энергопотребления и производительности своего оборудования. Составленный анализ берется за основу принятия комплекса мер по сокращению расходов. Все затраты делим на две основные категории – для одних нужны значительные инвестиции, во втором случае – простые решения, позволяющие ограничиться довольно скромными затратами.

Анализ результатов производится с помощью системы ключевых показателей эффективности (KPI). Сравниваем полученные данные и результаты 5 других компаний в своем холдинге. Но не всегда полученная информация становится пользой для работы компании. Ведь по многим показателям мы сохраняем лидерство в своей отрасли.

В работе активно привлекаем к вопросам сокращения издержек и своих сотрудников. Для этого предоставляем 3 тыс. рублей премии каждому работнику, идея которого помогла нам добиться снижения затрат. Также предлагаем интересные подарки и бонус для сотрудников отделов, которые придерживаются нормы по допустимому использованию сырья и материалов. 

Управление расходами: больше зарабатывать или меньше тратить?



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа руководителя

Школа руководителя

Проверьте свои знания и приобретите новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...



Доставка новостей@

Оформите подписку, чтобы не пропустить свежие новости

150 000 + ваших коллег следят за нашими новостями




© 2011–2016 ООО «Актион управление и финансы»

Журнал «Генеральный Директор» –
профессиональный журнал руководителя

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Генеральный Директор». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.


  • Мы в соцсетях
Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение! Это бесплатно и займет всего минуту!

Вы сможете бесплатно продолжить чтение этой статьи, а также получите доступ к сервисам на сайте для зарегистрированных пользователей:

  • методики, проверенные на практике
  • библиотека Генерального Директора
  • правовая база
  • полезные подборки статей
  • участие и просмотр вебинаров

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль