Как начать преподавать в бизнес-школе

2737
Как начать преподавать в бизнес-школе

Светлана Коробейникова, Директор программы DBA Высшей школы корпоративного управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы, Москва; кандидат экономических наук, доцент


Бизнесмены, накопившие серьезный опыт, рано или поздно хотят им поделиться. Например, 90% выпускников нашей программы DBA интересуются, как начать преподавать. Многие предлагают темы курсов для программ предшествующего уровня: бакалавриата, магистратуры, МВА. Слушатели школы, особенно программы DBA, за три-четыре года обучения неоднократно презентуют свои идеи, подходы. Наиболее перспективных мы приглашаем попробовать себя в качестве преподавателя сначала в формате мастер-класса или проблемного семинара. Если новая роль пришлась по вкусу, предлагаем подготовить полноценный курс в соответствии с нашими требованиями. Так в наших программах появились курсы «Мотивация персонала в частной компании» и «Манипуляции на работе», их автор – Генеральный Директор компании «Эгри» Леван Песвианидзе.

Бизнесменов, не связанных с процессами обучения, школы привлекают не для преподавания в чистом виде, а для обмена опытом, для участия в дискуссиях, круглых столах. Это не менее ценная форма обучения по сравнению с традиционными курсами.

Какими качествами должен обладать преподаватель-бизнесмен

Изучать и использовать в своей работе передовой российский и международный опыт. Это одно из важнейших качеств! Часто, концентрируясь лишь на своей компании, отрасли, регионе, бизнесмены принимают за лучшие те идеи и методы, которые давно освоены, описаны, имеют IT-инструментарий и т. п. Преподаватель же должен знать о самых последних наработках в области управления, адаптированных для реального бизнеса.

Заниматься исследованиями в сфере управления. Это качество легко проверить, задав вопрос о публикациях кандидата, учебных материалах, готовых кейсах, о том, в каких конференциях он участвовал, знает ли известных специалистов в своей сфере.

Как начать преподавать в бизнес-школе

Быть готовым делиться информацией и опытом своей компании. Самое ценное в преподавателе из бизнеса-среды – практический опыт, знание реальных ситуаций (см. Зачем нужны примеры).Оценивают готовность кандидата к открытости с помощью вопросов: «На примере каких компаний Вы предполагаете построить свой курс? Какие практические ситуации будут рассматриваться? Какие кейсы Вы готовы предложить?»

Обладать харизмой и легко идти на контакт. Без этих качеств процесс обучения менее эффективен и интересен для слушателей. Однако как раз эти качества у реальных бизнесменов и руководителей компаний, как правило, развиты хорошо.

Владеть современными технологиями коммуникаций и презентаций. Эти качества оценивают, предлагая кандидатам представить учебные материалы, презентации курсов, кейсы. Мы, например, смотрим, в каком виде руководитель все это представит.

Зачем нужны примеры

В ходе одного эксперимента группа студентов прочитала сочинение о вымышленной стране, состоящее из 32 глав. В одних главах не было примеров, а в других – по одному, два и три примера, связанных с основной темой. Чем больше примеров было в главе, тем лучше студенты запоминали прочитанное. Наибольшую же эффективность при обучении дает использование реальных ситуаций, близких тем, кто обучается. Чем более личный характер носит пример, тем лучше он запоминается.

По материалам книги Джона Медины «Правила мозга. Что стоит знать о мозге вам и вашим детям» (М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014)

Типичная ошибка неопытных преподавателей

Часто начинающие преподаватели из числа бизнесменов перегружают курсы информацией, стремятся дать специфические знания максимально полно, пренебрегая теорией. Однако последняя также важна. Нередко такие преподаватели не дают слушателям и студентам понимания места своего курса в общей логике обучения, его связи с базовыми дисциплинами.

Подобных ошибок можно избежать, если до начала учебного процесса у Вас будет возможность обкатать свои материалы, методы обучения, кейсы на профессионалах. Например, во время проведения специальных заседаний кафедр бизнес-школы, методических семинаров, конференций и круглых столов со специалистами.

Какие выгоды получает директор-преподаватель

Бизнес-школы оплачивают преподавательскую работу директоров, однако последние часто руководствуются совершенно иными мотивами. Это может быть формирование круга единомышленников в какой-либо сфере, привлечение внимания к сложной и пока не решенной проблеме, сбор мнений руководителей реального бизнеса о каких-то новых проектах и, безусловно, налаживание новых контактов среди активных предпринимателей. Некоторые директора-преподаватели стремятся таким образом продемонстрировать партнерам, клиентам и контрагентам основательность подхода к бизнесу, продвинутость в современных методах и даже просто стабильность как своего положения, так и компании.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа руководителя

Школа руководителя

Проверьте свои знания и приобретите новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...



Доставка новостей@

Оформите подписку, чтобы не пропустить свежие новости

150 000 + ваших коллег следят за нашими новостями




© 2011–2016 ООО «Актион управление и финансы»

Журнал «Генеральный Директор» –
профессиональный журнал руководителя

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Генеральный Директор». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.


  • Мы в соцсетях
Зарегистрируйтесь на сайте и документ Ваш! Это бесплатно и займет всего минуту!

Вы сможете бесплатно скачать документ, а также получите доступ к сервисам на сайте для зарегистрированных пользователей:

  • методики, проверенные на практике
  • библиотека Генерального Директора
  • правовая база
  • полезные подборки статей
  • участие и просмотр вебинаров

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль