Далай-лама о том, как побороть обиду, гнев и огорчение

75094
Фото © Rezzo Rezzington III | Flickr
Фото © Rezzo Rezzington III | Flickr

По материалам проекта «Главная мысль. Бизнес-книги в кратком изложении»


«Огорчение и гнев обличают бессилие. И огорчающийся, и гневающийся – ранены и выбыли из строя», - говорил римский император Марк Аврелий. Последствия этих негативных эмоций более тягостны, чем то, что их вызвало. Чтобы сохранить силу и «не выбыть из строя», нужно в равной степени избегать как гнева, так и огорчения. Далай-лама XIV в своей книге «Путь истинного лидера» делится опытом, как он справляется с этими эмоциями.

Чтобы показать на примере, как действуют на нас обида и огорчение и что с ними делать, Далай-лама выделил «восемь мирских забот», которые чаще всего выводят нас из равновесия. Все эти заботы он разделил на четыре пары. Каждая пара – это как две стороны одной медали.  

Первая пара забот

1. Человек испытывает огорчение, когда кто-то обижает или недооценивает его.

2. Человек испытывает воодушевление, когда его хвалят. 

Ситуация, когда человек испытывает страдание, если кто-то обижает или недооценивает его, кажется такой же естественной, как и воодушевление, которое он испытывает, если его хвалят. Однако на самом деле, хотя такая реакция и кажется естественной, она неприемлема для человека с тренированным сознанием. Когда обычного человека недооценивают, он либо чувствует себя несчастным, либо злится. Человек с тренированным сознанием в этой ситуации реагирует совсем иначе. Он задает себе вопрос: «Каковы мотивы человека, который умаляет мои заслуги? Достаточно ли он компетентен, чтобы высказывать такое мнение?»

Если критика оппонента подкреплена убедительными доводами, то этому человеку есть чему у него поучиться, и он должен признать, что совершил ошибку. Если же оппонент не счел необходимым обосновать свою точку зрения, необходимо выяснить мотивы его поступка. Если он в своих поступках руководствовался злым умыслом, человек с тренированным сознанием отнесется к этому случаю как к возможности испытать свою способность сохранять спокойствие и не поддаваться негативным эмоциям.

Каковы мотивы человека, который вас хвалит? Высказывает ли эту похвалу человек, который понимает, чего именно вам удалось достичь? Имеет ли его похвала ценность, или он просто хотел доставить вам удовольствие, или, что еще хуже, польстить вам, потому что ему от вас что-то нужно? И похвале, и критике необходимо дать беспристрастную оценку, попытавшись определить, что на самом деле она собой представляет. Правильная цель или мотивация — не избегать критики или добиваться похвалы, а просто делать то, что нужно.

Вторая пара забот

3. Человек испытывает огорчение, когда терпит неудачу.

4. Человек счастлив, когда добивается успеха.

Огорчаться из-за неудачи так же естественно для человека, как испытывать счастье в случае успеха. Однако огорчение — это негативная эмоция, не имеющая ценности. Вместо того чтобы усиливать энергию, необходимую для решения проблемы, она ослабляет человека. Именно поэтому человек с тренированным сознанием спокойно и без эмоций проанализирует, была ли его неудача результатом ошибок или внешних обстоятельств. Если в основе неудачи лежат допущенные ошибки, он подумает, что можно сделать, чтобы избежать подобных неудач в будущем.

Радость от достигнутых успехов, безусловно, увеличивает позитивную энергию. Но и она не является однозначно положительной эмоцией, поскольку под ее воздействием ваше восприятие реальности может исказиться: вы уверуете, что ваш успех обусловлен исключительно вашими выдающимися способностями и что будущие успехи предопределены. Нельзя забывать о том, что каждый ваш успешный результат обусловлен множеством факторов. Важно осознавать вклад в ваш успех других людей и других обстоятельств, способствовавших его достижению.

Третья пара забот

5. Человек приходит в уныние, когда лишается своего состояния.

6. Человек радуется, когда ему удается разбогатеть. 

Состояние уныния у обанкротившегося человека и восторг по поводу внезапно свалившегося богатства также вполне естественны. Никто не хочет быть бедным, ни одна компания не стремится работать себе в убыток. Однако реалии жизни таковы, что многие компании все-таки разоряются. Впадать по этому поводу в депрессию бесполезно. Правильнее было бы разобраться, как убытки можно превратить в прибыль.

С другой стороны, вполне закономерно испытывать чувство радости, когда компания добивается успеха, в том числе получает прибыль. Однако здесь существует риск того, что руководство компании воспримет этот успех как нечто постоянное и пустит дела на самотек. Следовательно, радость от получения прибыли — это прекрасно, если только при этом руководство не начинает думать, что компания может оставаться успешной без внесения изменений в ее работу.

Четвертая пара забот

7. Человек огорчается, когда не получает признания.

8. Человек испытывает удовлетворение, когда добивается славы. 

Слава похожа на богатство: сколько бы ее ни было, хочется еще больше. Первая проблема заключается в том, что человек, испытывающий неутолимую жажду славы, никогда не сможет быть счастливым, поскольку слава имеет свои границы. Всегда найдутся еще более знаменитые люди. Более того, люди, подверженные этому чувству, стремятся достичь своих целей любой ценой, в том числе причиняя вред другим и преступая закон.

Вторая проблема — слава хороша только в том случае, если она достигнута благодаря правильным действиям. Плохо, если слава становится самоцелью безотносительно к средствам ее получения. Совершенно очевидно, что здесь прослеживается закономерность: нет ничего плохого в том, чтобы радоваться успехам, если при этом не переоценивать их значимости как в настоящем, так и в будущем.

Прочитать другие советы Далай-ламы из его книги «Путь истинного лидера» вы можете прямо сейчас всего за 15 минут в Библиотеке «Главная мысль. Книги в кратком изложении». 

Далай-лама о том, как побороть обиду, гнев и огорчение

Копирование материала без согласования допустимо при наличии dofollow-ссылки на эту страницу



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа руководителя

Школа руководителя

Проверьте свои знания и приобретите новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...



Доставка новостей@

Оформите подписку, чтобы не пропустить свежие новости

150 000 + ваших коллег следят за нашими новостями




© 2011–2016 ООО «Актион управление и финансы»

Журнал «Генеральный Директор» –
профессиональный журнал руководителя

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Генеральный Директор». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.


  • Мы в соцсетях
Зарегистрируйтесь на сайте и документ Ваш! Это бесплатно и займет всего минуту!

Вы сможете бесплатно скачать документ, а также получите доступ к сервисам на сайте для зарегистрированных пользователей:

  • методики, проверенные на практике
  • библиотека Генерального Директора
  • правовая база
  • полезные подборки статей
  • участие и просмотр вебинаров

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль