Организация импорта: 9 острых моментов, о которых надо подумать заранее

2532
Фото © Shutterstock
Фото © Shutterstock

Антон Рощупкин, Генеральный Директор компании «Премиум», Видное (Московская область)


  • Какие основные задачи следует решить руководителю при организации импорта
  • Стоит ли пользоваться услугами посредников
  • С чего начать организацию импорта

Открывать компанию для организации импорта на территории Таможенного союза имеет смысл исходя из двух целей:

1. Снижение закупочной цены на товары. Уменьшив закупочную цену, вы получите больший доход от продаж. Если руководствоваться этой целью, то необходимо работать над минимизацией таможенной стоимости импортируемых товаров, но при этом не слишком сильно рискуя. Так, важно учесть текущий индекс таможенной стоимости товаров, то есть сравнить свою таможенную стоимость с показателями аналогичных компаний. Если разница значительная, то товар, скорее всего, попадет под полный досмотр с последующей корректировкой таможенной стоимости. К тому же возникнут дополнительные расходы, связанные с простоем, погрузо-разгрузочными работами и хранением. В процессе досмотра могут быть выявлены различные несоответствия между документами и фактическим состоянием груза (количество, маркировка, ассортимент, классификация в номенклатуре ТН ВЭД и пр.), которые трактуются как недостоверное декларирование и влекут административную или уголовную ответственность.

2. Увеличение скорости поставок. Если основная цель – сокращение объема товарных запасов на складе и повышение их оборачиваемости, то сопоставьте уровень расходов на организацию импорта с ожидаемым финансовым результатом. Часто импортеры рассчитывают, что время перевозки от поставщика до их склада сократится и они смогут удовлетворить потребности всех клиентов и увеличить объем продаж. Однако на деле сокращение срока перевозки чаще всего повышает ее стоимость и приводит к увеличению расходов на таможенное оформление. Доходность продаж снижается, иногда продукция оказывается неконкурентоспособной на рынке.

3 довода ПРОТИВ посредников в организации импорта товаров

Многие руководители долго не раздумывая обращаются к посредникам (экспедиторам, таможенным брокерам), надеясь на их большой опыт и знания. Наверное, это единственный плюс, который можно найти. Минусов гораздо больше.

  1. Посредник увеличивает расходы импортера. Например, стоимость перевозки контейнера непосредственно у морской линии из порта КНР до порта РФ составляет 1500 у. е. Экспедитор предложит Вам ту же перевозку по увеличенной стоимости. Размер наценки при этом может варьироваться от 50 до 300 у. е. на контейнер.
  2. Посредники часто завышают свои возможности. Так, посредник может обещать Вам, что груз будет оформлен и выпущен в течение суток, и гарантирует быстрое решение спорных вопросов с таможенными органами. На деле же он не в состоянии влиять на скорость таможенного оформления, это зона ответственности инспектора таможенной службы. Еще один пример. Экспедитор часто не имеет сведений о текущем местонахождении груза. Это может привести к несвоевременным взаиморасчетам с поставщиком товара или дополнительным затратам, связанным со сверхнормативными простоями, хранением или использованием оборудования и подвижного состава.
  3. Вы не сможете контролировать деятельность посредника. Он несет гораздо меньшую ответственность перед государством, чем импортер, то есть Вы. Экспедитор или таможенный брокер, как правило, предпочитает не детализировать свою ответственность в договоре и старается переложить финансовые и законодательные риски на заказчика.

Мой опыт показывает, что организация импорта без посредников обходится значительно дешевле. Так, стоимость консультационных услуг при таможенном оформлении составляет 300–1000 у. е. за каждую импортируемую партию товара. Достаточно сравнить эти цифры со средней заработной платой декларанта в штате компании.

Организация импорта: 9 последовательных шагов

Советую придерживаться следующего алгоритма организации импорта товаров.

1. Взаимоотношения с поставщиком товаров на уровне контракта

Обратите внимание на то, кем является поставщик товаров – производителем или торговой компанией. С точки зрения подтверждения таможенной стоимости предпочтительнее заключать договор с производителем товаров. Он сможет оперативно представить требуемые документы, касающиеся происхождения товаров, их стоимости, технических характеристик, использованных материалов и пр. Если договор заключен с торговой компанией, предусмотрите в нем возможность представления продавцом (за его счет) технической и прочей документации о товаре по Вашему требованию.

2. Базис поставки и момент перехода прав собственности

Базис поставки – специальные условия, определяющие обязательства сторон внешнеторговой сделки по доставке товара от пункта отправления до согласованного места назначения и устанавливающие момент перехода рисков случайной гибели или повреждения товара от продавца к покупателю, а также момент исполнения экспортером обязательств по поставке товара. Он определяет структуру затрат в таможенной стоимости товаров. От выбора базиса поставки будет также зависеть состав документов для подтверждения таможенной стоимости.

Если товары отгружаются на условиях EхW (англ., Ex works – с завода), то все затраты, которые возникают после отгрузки товаров с фабрики продавца, ложатся на покупателя, то есть на Вас. В том числе расходы на внутреннюю перевозку в стране экспортера, получение разрешительных документов в стране экспорта, таможенное оформление экспорта, страхование, основную перевозку, перевозку до границы с РФ и все последующие затраты. А это значит, что при таможенном оформлении импорта Вам, скорее всего, потребуется представить всю документацию, подтверждающую данные расходы в составе задекларированной таможенной стоимости. При этом Вы будете нести все риски порчи, повреждения и пропажи товаров с момента их погрузки на складе поставщика.

Выбор поставки на условиях DAT (англ., delivery at terminal – доставка до терминала) означает, что цена товара, указанная в коммерческом инвойсе, включает в себя все затраты на доставку до таможенного терминала страны покупателя, то есть по сути является таможенной стоимостью. При этом риск утери, порчи или повреждения товаров до момента поставки (в рассматриваемом случае это таможенный терминал страны импортера) несет продавец. То есть чем ближе к Вашему складу осуществляется поставка (переход обязательств по оплате и рисков), тем меньше будет пакет документов, подтверждающих таможенную стоимость. Например, на условиях «DAT таможенный пост» одного инвойса может оказаться достаточно. Такой базис поставки предполагает, что все затраты до таможенного терминала страны покупателя (где будет осуществляться таможенное оформление импорта) несет продавец, то есть они включены в стоимость самого товара. Это затраты на упаковку, маркировку, стоимость международной перевозки, страхование, погрузку-выгрузку в порту и т. д., в зависимости от условий сделки.

3. Оптимальный маршрут и способы доставки

Целесообразно сравнить затраты по нескольким возможным маршрутам доставки. Например, доставить груз из КНР в Екатеринбург можно несколькими способами:

  • в вагоне по железной дороге;
  • в контейнере в сцепленном составе поезда по железной дороге;
  • мультимодальной перевозкой через порты Дальнего Востока (то есть морская и железнодорожная перевозка);
  • мультимодальной перевозкой через прибалтийские или российские порты в Северо-Западном регионе (то есть морская, железнодорожная или автомобильная перевозка).

Оптимальным вариантом будет тот, при котором затраты и время перевозки минимальные.

4. Таможенные терминалы для оформления импорта

В таможенную стоимость товара входит в том числе стоимость перевозки до границы с Россией. Таможенная стоимость одних и тех же товаров на разных таможенных терминалах может отличаться из-за того, что они пересекли границу в разных местах. Существуют также различия в работе терминалов, расположенных в портовой зоне и внутри страны.

Заблаговременно изучите скорость таможенного оформления в конкретном терминале, требования к документам, подтверждающим таможенную стоимость товаров. Для такой работы потребуется сотрудник, обладающий опытом взаимодействия с таможенными органами в части оформления импорта.

Если груз прибывает в порт, нужно учитывать и особенности работы портовой зоны. К ним относятся скорость и возможности обработки грузов, наличие контейнерных терминалов, размер площадки для досмотров, организация зоны хранения, наличие железнодорожных путей и скорость подачи подвижного состава и пр.

5. Способ декларирования импорта

Предварительное или окончательное декларирование, подача бумажной декларации или электронное декларирование – все это возможные варианты задекларировать импорт. Электронное декларирование, на мой взгляд, наиболее удобный и оперативный способ, так как позволяет подать декларацию непосредственно с рабочего места декларанта.

6. Пакет документов и их достоверность

Хочу обратить Ваше внимание на то, что пакет документов должен быть получен, проверен и сохранен в системе учета до подачи декларации о товарах. Это позволит своевременно устранить возможные ошибки в документах. Проверку документов лучше организовать на нескольких уровнях, начиная с ответственного за их получение. Например, менеджер по закупке проверяет товаросопроводительные документы, менеджер по транспорту – транспортные, менеджер по таможенному оформлению или руководитель отдела проверяет весь комплект документов для данной грузовой партии. Это позволит выявить несоответствие информации в разных документах, относящихся к одной таможенной партии, например, когда дата инвойса выставлена позже даты платежа по нему.

7. Внешний и внутренний документооборот

Заранее выясните, от кого и в какое время какие документы должны быть получены, кому и в какое время они должны быть переданы. Стоит обратить внимание на форму передачи документов, их содержание, достоверность информации, корректность оформления и подлинность. Например, предоплата поставщику товара часто производится на основании и по факту выставления счета, окончательный расчет – после получения документа, подтверждающего факт поставки. К моменту таможенного оформления импорта должны быть собраны и проверены все документы (копии и оригиналы), подтверждающие таможенную стоимость декларируемой партии, страну происхождения товара, выполнение условий контракта.

8. Структура и кадровый состав будущей компании

Спланировав цепь поставки, составьте представление об участниках процесса. Распределите объем работ, чтобы определить структуру компании: количество работников и подразделений, наименование должностей. Особенно важно заранее определить профессиональный уровень будущих сотрудников и ключевые показатели их продуктивности. Это позволит рассчитать размер фонда оплаты труда.

Вот пример разделения ответственности сотрудников за определенные участки цепи поставки:

  • менеджер по закупке отвечает за взаимоотношения с поставщиком товара с момента размещения заказа до момента получения всех товаросопроводительных документов;
  • менеджер по транспорту отвечает за взаимоотношения с поставщиком с момента организации отгрузки до момента прибытия груза на склад;
  • менеджер по таможенному оформлению отвечает за обеспечение скорейшего выпуска импортируемого груза без корректировки таможенной стоимости (контролирует наличие всех необходимых документов и проводит их финальную проверку).

9. Корпоративная информационная система учета

С точки зрения логистики корпоративная система учета должна отвечать требованиям создания, управления и контроля цепи поставок на уровне единицы хранения товара (англ., Stock keeping unit, SKU). Такой единицей учета может быть штучный товар, набор товаров, партия товара (лот), грузовая партия товара (контейнер) и т. д. Важно, чтобы система позволяла однозначно идентифицировать как таковую единицу учета в пространстве (где сейчас находится партия), времени (планируемые и фактические даты движения в цепи поставки) и стоимости (какие затраты относятся к данной единице учета при ее движении в цепи поставок).

Хотелось бы подчеркнуть, что большинство рисков, с которыми сталкивается вновь созданная компания-импортер, равно как и возникновение дополнительных затрат, – следствие недостаточного планирования на ранних этапах.


Антон Рощупкин окончил Российский университет дружбы народов. Опыт работы в сфере логистики – более 15 лет.

ООО «Премиум»
Сфера деятельности: импорт товаров на территорию Таможенного союза
Численность персонала: 50
Годовой оборот: более 3 млрд руб. 

Организация импорта: 9 острых моментов, о которых надо подумать заранее

Копирование материала без согласования допустимо при наличии dofollow-ссылки на эту страницу



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа руководителя

Школа руководителя

Проверьте свои знания и приобретите новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...



Доставка новостей@

Оформите подписку, чтобы не пропустить свежие новости

150 000 + ваших коллег следят за нашими новостями




© 2011–2016 ООО «Актион управление и финансы»

Журнал «Генеральный Директор» –
профессиональный журнал руководителя

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Генеральный Директор». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.


  • Мы в соцсетях
Зарегистрируйтесь на сайте и документ Ваш! Это бесплатно и займет всего минуту!

Вы сможете бесплатно скачать документ, а также получите доступ к сервисам на сайте для зарегистрированных пользователей:

  • методики, проверенные на практике
  • библиотека Генерального Директора
  • правовая база
  • полезные подборки статей
  • участие и просмотр вебинаров

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль