Социальный пакет работника: его составляющие и подходы к формированию в разных компаниях

4205
Фото © Shutterstock
Фото © Shutterstock

В этой статье Вы узнаете

  • Социальный пакет работника и его состовляющие
  • Почему Генеральный Директор предприятия «Вюрт-Русь» не против использования сотрудниками служебного автомобиля в нерабочее время
  • Зачем в компании Eaton регулярно устраивают «фруктовые дни»
  • Как в фирме «Совтрансавто Логистика Рус» совмещают тимбилдинг и встречи с клиентами

Обидно, когда сотрудники не ценят предоставляемые им блага, – ведь компания в таком случае просто выбрасывает деньги на ветер. Ваши коллеги рассказывают, от каких составляющих социального пакета работника они отказались, а какие его компоненты, напротив, помогают повысить мотивацию персонала.

При формировании социального пакета нужно учесть возраст сотрудников и их место в карьерной иерархии

Сергей Макаренко, Генеральный Директор компании «Вюрт-Русь», Москва

За годы управленческой работы я заметил, что каждая из составляющих социального пакета работника привлекательна только для определенной категории сотрудников (см. таблицу).

У нас формирование социального пакета происходит на приведенных в таблице наблюдениях и ориентируясь на три основные группы сотрудников, определяющие конкурентоспособность нашей фирмы:

  • консультанты внешней службы продаж (200 человек в возрасте 25–30 лет);
  • специалисты по продуктам, маркетингу, IT, логистике (15 человек в возрасте 30–40 лет);
  • топ-менеджеры (3 человека в возрасте 35–40 лет).

Для мотивации сотрудников каждой группы, на мой взгляд, в соцпакет достаточно включить два-три компонента, упомянутых в таблице. Вот какие компоненты входят в нашу систему мотивации.

Социальный пакет и его составляющие

1. Добровольное медицинское страхование. Мы приняли решение страховать только людей, отработавших в компании не меньше пяти лет. Большинство из наших давних сотрудников как раз достигли возраста, когда уже стоит уделить внимание своему здоровью. Кроме того, так мы удерживаем самых опытных работников. А вот от страхования членов семей в кризис 2008 года нам пришлось отказаться по соображениям экономии.

2. Страхование от несчастных случаев. Такая страховка оформляется только топ-менеджерам. Что касается других сотрудников, эксплуатирующих служебные машины, то в их пакеты страхования автомобиля включается страховка от травм при ДТП.

3. Предоставление служебного автомобиля. Для работников низшего и среднего звена этот стимул очень эффективен. Сотрудникам, чья работа предполагает разъезды, наличие автомобиля позволяет подчеркнуть свою значимость. А возможность использования служебной машины в нерабочее время дополнительно стимулирует людей.

4. Оплата телефона. Для каждой категории сотрудников установлена своя предельная сумма, которую выплачивает фирма.

5. Возможность приобретать продукцию компании со скидкой. Скидки действуют в магазинах собственной розничной сети фирмы. При этом для предотвращения перепродажи мы ограничили объем товаров, которые можно купить со скидкой.

В заключение добавлю, что не следует переоценивать значение социального пакета работника в периоды роста экономики. Как показывает мой опыт, в таких условиях берет верх стремление к быстрому обогащению, и размер зарплаты становится для сотрудников важнее соцпакета.

Социальный пакет работника: его составляющие и подходы к формированию в разных компаниях

Основная функция нашего соцпакета для работников – поддержание здоровья

Игорь Ануфриев, Генеральный Директор компании Eaton в России, Москва

Одна из важнейших составляющих нашей корпоративной политики – забота о здоровье работников. Этим и обусловлена специфика соцпакета для работников корпорации. Перечислю основные основные составляющие нашего соцпакета.

Страхование. После нескольких месяцев работы в компании заболевший сотрудник вне зависимости от общего стажа получает 100-процентную компенсацию больничного листа. Также мы оплачиваем полисы страхования жизни.

Специальные акции, стимулирующие сотрудников серьезно относиться к своему здоровью. К примеру, во время одной из таких акций люди могли измерить артериальное давление, содержание сахара в крови и уровень холестерина.

Политика отказа от никотиновой зависимости. Для всех желающих у нас организуются бесплатные «антитабачные» семинары. К их проведению мы привлекаем компании, популяризующие здоровый образ жизни. Также сотрудники этих фирм оказывают психологическую помощь людям, отказавшимся от курения. В городах, где у нас собственные здания, мы объявляем всю территорию предприятия зоной для некурящих. При аренде недвижимости сделать это сложнее, но мы всегда стараемся договориться с арендодателем.

Здоровое питание. В частности, у нас регулярно проводятся «фруктовые дни» – сотрудники получают полдники из фруктов. В городах, где у корпорации есть собственные столовые, мы проводим акции, призванные стимулировать людей к покупке здоровой и полезной еды: если стандартные бизнес-ланчи предлагаются по обычной цене, то на полезные блюда мы предоставляем скидки.

Возможность передохнуть на работе. Наши офисы и производственные площадки оборудованы местами для отдыха. Офисные работники могут выбрать время начала рабочего дня – 8:00, 9:00 или 10:00. Также в офисах мы оборудуем небольшие спортзалы для снятия стресса во время работы.

Эти блага предусмотрены для всех категорий персонала. Различия касаются только системы начисления премиальных – мы учитываем, занимается сотрудник собственно продажами или работает во вспомогательных подразделениях (маркетинговом, логистическом и т. д.).

Именно такой набор благ экономически оправдан: компания сохраняет квалифицированные и опытные кадры и от этого выигрывает. Каждую осень мы выясняем настроения сотрудников – задаем людям ряд вопросов и таким образом определяем уровень их вовлеченности. К примеру, интересуемся, как часто человек задумывается о смене работы, гордится ли он своей компанией. Кроме того, мы прямо спрашиваем, доволен ли работник получаемой компенсацией. По результатам исследования система мотивации корректируется.

В итоге, несмотря даже на активное расширение штата в ушедшем году, средняя продолжительность работы сотрудников в компании составиляет 3,1 года.

Говорит Генеральный Директор

Юлия Никишина, Генеральный Директор компании «Совтрансавто Логистика Рус», Москва

В нашей компании долго обсуждались разные варианты социального пакета работника. Формируя его, мы ориентировались как на пожелания сотрудников, так и на накопленный нами опыт. Поделюсь этим опытом.

Медицинское обслуживание. У нас молодой коллектив, и добровольное медицинское страхование оказалось практически не востребованным: работники крайне редко обращаются к врачу. При этом мы обратили внимание на неприятную закономерность: особенно активно сотрудники принимались обследоваться и лечиться перед своим увольнением. Мы даже шутили, что ушедшие из нашей компании могут похвастаться неплохими зубами. В итоге медицинское страхование было исключено из соцпакета – тем паче что и обходилось оно недешево. Приличная страховка стоит не меньше 20 тыс. руб. в год – если умножить эту сумму на численность персонала, то даже для небольшой компании выйдут значительные деньги.

Занятия спортом. Мы не стали включать в соцпакет работников абонементы в спортклуб – в том числе из-за высоких затрат. Нашли альтернативное решение – арендовать спортивный зал для командной игры (например, в футбол или волейбол). Это обеспечило нам существенную экономию средств: стоимость зала для занятий раз в неделю вполне приемлема. К тому же спортивная игра, требующая от сотрудников проявить себя командой в неформальной обстановке, – отличное средство тимбилдинга. Наконец, мы провели несколько дружеских матчей с клиентами и партнерами, что позволило нам улучшить сложившиеся отношения, – ведь игра всегда оставляет позитивные впечатления, независимо от того, победили Вы или проиграли.

Изучение иностранного языка. Несколько лет назад мы заключили договор со специализированной школой, протестировали наших сотрудников на знание языка и в зависимости от их уровня разбили на группы. В офис приходили преподаватели, проводили занятия. Но результат оказался совсем не таким, какого ожидали. Примерно через два месяца обучения часть работников начала отлынивать от занятий. Учитывая, что курсы для сотрудников были бесплатными, нам было печально видеть, как на занятия приходит группа из двух-трех человек, а не из 10–12. В конце концов, проект пришлось свернуть: оплачивать довольно внушительные счета за коллективное обучение при низкой посещаемости нелогично. Мы пошли иным путем. Как только у нас образовалась инициативная группа из сотрудников, захотевших продолжить изучение иностранного языка, мы договорились, что компания станет оплачивать лишь 50% стоимости курсов. Благодаря этому сотрудники, которым учеба на деле была не нужна, сразу отсеялись.

Я считаю, что социальный пакет работника не обязательно должен быть дорогим. Значительно важнее, чтобы он был востребованным и эффективным. А какие именно составляющие включить в социальный пакет, Вы сможете определиться, если будете общаться с сотрудниками, выслушивать их идеи и выяснять их интересы.

Справка


«Вюрт-Русь»
Сфера деятельности: поставка инструментов и расходных материалов b2b-клиентам
Форма организации: ЗАО; дочернее предприятие производственно-торгового холдинга Adolf Wu3rth GmbH & Co. KG
Территория: головной офис – в Москве; филиалы – в 39 городах России
Численность персонала: 250
Собственная торговая сеть: 15 магазинов в 11 городах России
Годовой оборот: 1 млрд руб. 
Основные клиенты: компании «Автомир», «Рольф», Volkswagen Russia, группа компаний Liebherr
Стаж Генерального Директора в должности: с 1998 года
Участие Генерального Директора в бизнесе: наемный менеджер
Подписчик журнала «Генеральный Директор»: с 2006 года

Eaton
Сфера деятельности:производство электротехнической аппаратуры, гидравлических систем, автомобильных деталей, оборудования для гражданской и военной авиации
Форма организации: ООО («Итон»)
Территория: штаб-квартира – в Кливленде (США); головной офис российского подразделения – в Москве
Численность персонала: 60 (в российском подразделении)
Объем продаж: 16 млрд долл. США
Основные клиенты: в мире – компании Airbus, Boeing, Volkswagen; в России – Малый театр, корпорация «Иркут»
Стаж Генерального Директора в должности: с 2010 года
Участие Генерального Директора в бизнесе: наемный менеджер

«Совтрансавто Логистика Рус»
Сфера деятельности:транспортно-логистические и складские услуги
Форма организации: ООО; входит в группу компаний «Совтрансавто»
Месторасположение: Москва
Численность персонала: 45
Годовой оборот: 500 млн руб.
Основные клиенты: компании «Вымпелком», «Мордовцемент», Bosch Rexroth, Continental Tires Rus, Goodyear Russia
Стаж Генерального Директора в должности: с 2011 года
Участие Генерального Директора в бизнесе: наемный менеджер



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа руководителя

Школа руководителя

Проверьте свои знания и приобретите новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...



Доставка новостей@

Оформите подписку, чтобы не пропустить свежие новости

150 000 + ваших коллег следят за нашими новостями




© 2011–2016 ООО «Актион управление и финансы»

Журнал «Генеральный Директор» –
профессиональный журнал руководителя

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Генеральный Директор». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.


  • Мы в соцсетях
Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение! Это бесплатно и займет всего минуту!

Вы сможете бесплатно продолжить чтение этой статьи, а также получите доступ к сервисам на сайте для зарегистрированных пользователей:

  • методики, проверенные на практике
  • библиотека Генерального Директора
  • правовая база
  • полезные подборки статей
  • участие и просмотр вебинаров

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль