Кризис – время проакции

5254
Фото © Shutterstock
Фото © Shutterstock

Арсен Рябуха, ведущий бизнес-тренер Business Relations


Реакция – это антоним слову проакция, одна из самый распространенных привычек человека или бизнес-команды взаимодействия с действительностью. Эта привычка проявляется каждый день, а особенно в момент изменений – таких, как кризис. Как только на накатанной колее, проложенной в сознании каждого участника команды, появляются непредвиденные изменения или кризис - возникает реакция. В этот момент человек концентрируется на препятствии, расстраивается из-за него и направляет всю энергию на него, а не на цель. Появляется страх, негативные эмоции, человек начинает действовать так, как привык поступать в прошлом. Он сравнивает эти события с тем, «как все должно быть». находит несовпадения с прошлым и ожидаемым, сопротивляется – и вот он готовый кризис, основанный на реакции. Когда случается кризис - прошлый опыт перестает работать, в новых условиях нужны новые ходы и действия.

Кризис – время проакцииЧто делать в сложившейся ситуации? Единственный выход – стать проактивным. Проакция –это принятие того, что есть, таким, какое оно есть. Это несопротивление внешним обстоятельствам и среде, принятие условий как совершенно нормальных.

Как только возникает мысль о кризисе, первое, что нужно сделать - обнулить все те ожидания от окружающего мира, которые есть на данную минуту, и начать действовать с нуля. При этом важно конценрироваться на своих сильных областях: настрое персонала, клиентском сервисе, новых рынках, программах лояльности. Чем быстрее мы (как руководитель или компания) действуем проактивно и заново ставим цели исходя из ситуации, тем большее конкурентное преимущество мы получим.

Второе – задать себе вопросы: какова моя цель, цель моей команды, на что мы можем влиять в новых сложившихся кризисных условиях, что мы можем добавить, перестроить, изменить? Когда проясняются эти цели, у людей появляется выбор, что делать для достижения этих целей. Если действия не приводят к цели, это нужно

принять, скорректировать эти цели и начать действовать по-новому.

Чаще всего во время кризиса люди ставят под сомнение несколько вещей. Во-первых, высокую зарплату: «Я больше не уверен, что получу хорошие бонусы». Во-вторых, гарантию занятости: «Наверно, в кризис меня сократят». В-третьих, человек не уверен, что работа все еще будет интересной: «Закрутят гайки – работа станет беготней, а на творчество времени не останется». Наконец, дальнейшие перспективы становятся туманными.

Как поддержать людей в такие моменты?

1) Вовлечь в цели, в которые они верят.

2) Отказаться от авторитарного стиля управления и наладить партнерскую работу в команде, где сотрудники участвуют в мозговых штурмах и влияют на принятие решений.

3) Благодарить за любую идею и инициативу, а не наказывать за ошибки.

4) Вкладываться в коллектив. Во время кризиса компании снижают издержки на корпоративы и праздники, что еще больше усугубляет и без того невдохновленного сотрудника. Имеет смысл экономить, находя другие способы, давать ощущение, что люди не винтики в большом механизме, а члены одной семьи.

Кризис – идеальное время проактивности. Представьте себе хоккей. Если российский опытный игрок вдруг попадает в другую команду и становится хоккеистом другой страны, он оказывается в непривычной для себя ситуации, где прежние приемы не работают. Все, что ему остается – начать действовать с нуля: ему нужно подучить язык, изучить приемы партнеров по команде, овладеть новой техникой. В бизнесе в кризис - тоже самое.

Если мы говорим о бизнесе в целом, какие проактивные цели нужно ставить во время кризиса? 99% собственников скажут, что это получение прибыли. Но если заглянуть в классический учебник по менеджменту, там написано: цель бизнеса – создание своего

потребителя. Деньги, которые получает бизнес, лишь показывают, насколько бизнес нужен людям. Если предприниматель получает получается небольшую прибыль, это говорит о том, что его бизнес потребителю не нужен. Любой кризис с точки зрения системы имеет очень правильную функцию. Кризис выметает из рынка бизнесы, которые в данных условиях не нужны обществу, от которых имеет смысл отказаться. Именно поэтому в это время важно концентрировать внимание не на том, как продавить или обхитрить конкурентов, а на том, что отдать потребителю. Но самые ценные вопросы, которые руководитель может себе задать в кризис, – это: «Как я, как руководитель, могу вдохновить своих сотрудников? Что сейчас наиболее ценно для моих клиентов и как из поддержать?» Ответы на эти вопросы, по окончании кризиса помогут создать неоспоримое конкурентное преимущество, сделать услуги более качественными, а атмосферу в команде - более дружественной. Это и есть проактивность в кризис и создание задела на будущее.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа руководителя

Школа руководителя

Проверьте свои знания и приобретите новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...



Доставка новостей@

Оформите подписку, чтобы не пропустить свежие новости

150 000 + ваших коллег следят за нашими новостями





© 2011–2016 ООО «Актион управление и финансы»

Журнал «Генеральный Директор» –
профессиональный журнал руководителя

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Генеральный Директор». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.


  • Мы в соцсетях
Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение! Это бесплатно и займет всего минуту!

Вы сможете бесплатно продолжить чтение этой статьи, а также получите доступ к сервисам на сайте для зарегистрированных пользователей:

  • методики, проверенные на практике
  • библиотека Генерального Директора
  • правовая база
  • полезные подборки статей
  • участие и просмотр вебинаров

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль