Изучение статистики как навигатор развития бизнеса

3108
Фото © Flickr
Фото © Flickr

Жанна Мартынова, Генеральный Директор Информационно-аналитическая компания «ВладВнешСервис», Владимир


Как сегодня бизнесу ориентироваться в рыночном пространстве? Доступный способ – изучение статистики, собираемой Росстатом и Федеральной таможенной службой. Уверена, что, прочитав названия этих ведомств, читатели отрицательно покачают головой: информация из этих источников не вызывает доверия. Почему? Потому, что бизнес, который отчитывается перед этими инстанциями, понимает, какую липу подчас сдает. Возьмем такой показатель, как объем произведенной продукции, и рассмотрим причины искажений:

  • предприятия неправильно выбирают отчетную позицию (так, фирма, производящая и бутылки, и банки, не задумываясь, относит всю стеклотару к позиции «бутылка»);
  • некорректность формулировок классификаторов (например, часть производителей листового стекла отчитывается по позиции «оконное стекло», часть – по позиции «строительное стекло»);
  • приписки по просьбе местной администрации: завышенные объемы нужны, чтобы создать благополучный имидж региону; ± сокрытие реальных объемов в целях создания «неучтенки»;
  • отсутствие названия товара в классификаторе.

Если говорить о статистике ФТС, то здесь чудес не меньше. Главная причина – стремление минимизировать ввозные пошлины. Вот и становятся на бумаге компьютеры – мышками, обувь – шнурками, а кузова новых грузовых автомобилей – деталями. Получается: не доверяем, потому что сами искажаем.

Некоторые скажут, что готовы положиться на данные маркетинговых исследований на основе опросных методов. Но цена таких исследований резко увеличивает затраты на бизнес, а вот утверждать, что достоверность цифр при этом значительно возрастает, сложно.

Предпринимаются попытки создания альтернативных статистических ресурсов. В качестве примера можно упомянуть деятельность Ассоциации европейского бизнеса (англ. Association of European Business – AEB) – организации, объединяющей иностранные бизнесы в России. Один из комитетов ассоциации проводит мониторинг продаж автомобилей в России. Все участники рынка отчитываются перед ним о продажах без искажений, потому что понимают: итоговые сведения дадут точное представление о тенденциях автомобильного рынка и сэкономят драгоценное время для принятия решений.

Вместе с тем во многих случаях идея объединения конкурентов для создания «продуктов навигации» заканчивается ничем.

В общем, трудностей и так было немало, но в этом году бизнесу стало еще сложнее следить за ситуацией на рынке. Росстат в мае закрыл возможность пользования статистикой производства продукции отдельными предприятиями. Причина – заявление одной компании, что объемы производства ее продукции – это большая тайна.

Рискну оспорить это решение. Практика многих стран показывает, что балансы предприятий – вещь открытая. Да и мы уже начали привыкать к тому, что выручка и прибыль – предмет не только гласности, но и гордости компании. Так почему же кто-то настаивает на сокрытии данных? На ум приходит только один ответ: потому что у кого-то не все чисто. В итоге пострадало все бизнес-сообщество, поэтому решение Росстата я считаю как минимум недальновидным, особенно с учетом такого непростого для бизнеса времени.

Мы предлагаем создать быстро обновляемые, достоверные и доступные всем статистические ресурсы. Зарубежные аналоги есть, и как же они облегчают жизнь бизнесу и, конечно же, делают его производительность выше! Чтобы создать подобные ресурсы, требуются старания и чиновников, и бизнесменов. Причем первым лицам компаний только и нужно, что подавать статистическую отчетность как она есть. Иначе – жизнь по закону бумеранга. Сегодня – липа в своих цифрах, завтра – недоверие и осуждение всего, что из них получилось, послезавтра – поиск своей стратегии и заказ маркетинговых исследований стоимостью в цифру с пятью нулями и пятимесячное ожидание (или работа вслепую).

Что же касается представителей государства, то мы предлагаем следующее:

1. Открыть бизнесменам доступ к данным о производстве продукции предприятиями России.
2. Скорректировать действующие классификаторы продукции с учетом пожеланий отраслевых союзов и ассоциаций.
3. Усилить ответственность первых лиц предприятий за недостоверное декларирование объемов производства (сегодняшние 500 рублей штрафа за искажение данных никак не вяжутся с последствиями такой отчетности, ведь на ее основе разрабатываются правительственные планы).
4. К созданию федеральных статистических ресурсов привлекать отечественные статистические агентства.

Нам очень важно качество не только передачи информации, но и самой информации. Во многих случаях как раз оно и позволит повысить позорно низкую производительность труда.

Справка


Жанна Мартынова – основатель и Генеральной Директор информационно-аналитической компании «Владвнешсервис» (с 1997 года), эксперт в сфере использования и адаптации федеральных статистических ресурсов для анализа товарных рынков. Является автором десятков публикаций о состоянии стекольной, пищевой и автомобильной промышленности, автором информационного ресурса «Внешнеторговые растущие рынки» и инициатором проекта «Растущие рынки России», в рамках которого компания «Владвнешсервис» осуществляет информационную поддержку промышленных объединений и союзов по возникающим «точкам роста».

«Владвнешсервис»
Сфера деятельности: сбор и обработка статистических данных, анализ товарных рынков.
Форма организации: ООО.
Территория: головной офис – во Владимире, представительства – в Москве, Тольятти, Тюмени, Ульяновске.
Численность персонала: 17.
Основные клиенты: Борский стекольный завод, Минский автомобильный завод, ОАО «Саратовстройстекло», Сбербанк России, компании Iveco, Knauf, Lafarge, PricewaterhouseCoopers, Renault, Siemens, Toshiba, Volvo.
Стаж Генерального Директора в должности: c 1997 года.
Участие Генерального Директора в бизнесе: владелец.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа руководителя

Школа руководителя

Проверьте свои знания и приобретите новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...



Доставка новостей@

Оформите подписку, чтобы не пропустить свежие новости

150 000 + ваших коллег следят за нашими новостями




© 2011–2016 ООО «Актион управление и финансы»

Журнал «Генеральный Директор» –
профессиональный журнал руководителя

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Генеральный Директор». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.


  • Мы в соцсетях
Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение! Это бесплатно и займет всего минуту!

Вы сможете бесплатно продолжить чтение этой статьи, а также получите доступ к сервисам на сайте для зарегистрированных пользователей:

  • методики, проверенные на практике
  • библиотека Генерального Директора
  • правовая база
  • полезные подборки статей
  • участие и просмотр вебинаров

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль