12 изменений в законодательстве, которые особенно коснутся малого бизнеса и производств

3345
Фото © Shutterstock
Фото © Shutterstock

Принят «закон о забвении», который усложнит поиск информации через Интернет

Федеральный закон от 13.07.2015 №264-ФЗ

Когда документ вступает в силу: 1 января 2016 года

Для кого актуально: отдел маркетинга, юристы.

Поисковики будут обязаны по требованию физических лиц удалять недостоверную информацию, распространяемую о них в Интернете. Документу, внесшему эту поправку, дали условное название «закон о забвении», исходя из термина «право на забвение», то есть право человека, позволяющее ему при определенных условиях требовать удаления своих персональных данных.

Экспертное мнение

Вероника Казакевич, Директор гражданско-правового департамента компании «Клифф», Москва

Суть нового закона в том, что операторы поисковых систем обязаны прекратить выдачу недостоверных сведений о физических лицах. Обязательным условием для этого является письменное требование человека. Срок рассмотрения требования – 10 рабочих дней, при этом физическое лицо обязано указать url-адрес страницы-нарушителя. По нашему мнению, закон может снизить уровень доступности информации в Интернете, так как позволяет удалять не только недостоверные сведения (что логично), но и данные, которые считаются «утратившими значение для заявителя в силу последующих событий или действий заявителя». Чем еще закон может обернуться для бизнеса?

Во-первых, будет сложно найти информацию о руководителях недобросовестных фирм и мошенниках. Сегодня каждый может оставить в Сети отзыв о нарушениях, с которыми столкнулся, о том, кто обманул доверие, оказал некачественную услугу. Это помогает другим не наступить на те же грабли. Теперь же недобросовестные участники рынка смогут удалять негативную информацию о себе.

Во-вторых, данным правом не преминут воспользоваться и нечистые на руку чиновники. Будет сложнее размещать и находить информацию о подозрениях в коррупции и даже о фактах коррупции, имевших место несколько лет назад в отношении конкретных лиц.

И наконец, расцветет потребительский экстремизм, возможности которого пока ограничены в том числе и открытостью информации.

Два важных документа для производственных предприятий

Постановление Правительства РФ от 31.07.2015 №779, Федеральный закон от 29.06.2015 №203-ФЗ

Когда документы вступили в силу: 13 августа 2015 года (постановление правительства), 30 июня 2015 года (Федеральный закон)

Для кого актуально: Генеральный Директор, бухгалтерия.

Первый документ устанавливает требования к промышленным кластерам и к правилам работы в них. Второй вносит изменения в закон «Об отходах производства и потребления».

Экспертное мнение

Сергей Гуськов, Президент группы компаний «Энергия», Москва

1. Промышленные кластеры. Чтобы кластер имел право на существование и на льготы, он должен отвечать ряду требований. Во-первых, не менее 50% продукции, выпущенной всеми участниками кластера, последние должны использовать в своей деятельности (исключение – участники, изготавливающие продукцию для продажи клиентам). Во-вторых, производительность труда тут должна быть выше, чем в среднем по региону (в сфере промышленности), где находится кластер. В-третьих, 50% рабочих мест должны иметь статус высокопроизводительных. В-четвертых, на территории кластера должны быть:

  • вуз (техникум), который бы обучал персонал участников кластера;
  • не менее 10 компаний, выпускающих промышленную продукцию;
  • хотя бы одно предприятие, изготавливающее конечный товар с использованием полуфабрикатов других участников кластера;
  • не менее одной некоммерческой компании – для мониторинга и организационной поддержки кластера;
  • хотя бы одна финансовая организация.

Чтобы попасть в кластер, нужно заключить соглашение со специализированной организацией. Обязанности коммерческой фирмы: участие в производстве продукции и в разработке программы развития кластера, регулярное представление в Минпромторг России сведений о показателях своей работы. Как правило, компании, которые работают в разного рода кластерах, получают налоговые льготы. Так, мы являемся участниками авиакластера в Комсомольске-на-Амуре. Наши льготы: ставка налога на прибыль в федеральный бюджет – 0% в течение пяти лет с момента получения первой прибыли; ставка налога на имущество – 0,5% первые пять лет; страховые взносы – 7,6%.

2. Отходы производства. Законодатели уточнили порядок лицензирования деятельности по сбору, обработке, утилизации отходов I–IV классов опасности. Установлено, что компания не сможет получить лицензию для утилизации отходов на территории объекта, если там уже действует другая подобная фирма или предприниматель. Второй важный момент: лица, допущенные к утилизации отходов, должны будут пройти профессиональную подготовку. И наконец, определено, в каком размере производитель будет платить экологический сбор, если не выполнит норматив по утилизации (в случае если предприятие обязалось само избавляться от отходов). Платеж будут считать путем умножения ставки экологического сбора на разницу между установленным и достигнутым количеством утилизированных отходов.

Трудовые инспекторы вправе проверять малую фирму в два раза дольше

Постановление Правительства РФ от 13.07.2015 №701

Когда документ вступил в силу: 30 июля 2015 года

Для кого актуально: отдел кадров, Генеральный Директор.

Внесены поправки в правила контроля за соблюдением трудового законодательства. В частности, увеличен срок плановой проверки.

Экспертное мнение

Мария Калинина, Руководитель отдела юридического консалтинга компании «Приоритет», Москва

1. Трудовые инспекторы могут продлевать срок плановой проверки малой фирмы на 50 часов (раньше на 20). То есть максимальный период, в течение которого контролеры вправе изучать документы, составит 100 часов. Для микропредприятий изменений нет: срок плановой проверки составляет 15 часов, продлить его могут на столько же.

2. Ранее запрашивать дополнительные документы, необходимые для проверки компании, можно было только у органов исполнительной власти и органов местного самоуправления. Теперь трудовые инспекторы вправе обратиться за документами в любую иную организацию.

3. Если инспекторы обнаружат серьезные нарушения, то они смогут сразу обратиться в суд с требованием о ликвидации компании. Ранее для этого необходимо было получить заключение государственной экспертизы условий труда. Вряд ли стоит серьезно опасаться риска ликвидации компании. Такая угроза и раньше была почти нулевой. Скорее продолжится практика привлечения к административной ответственности за нарушения, выявленные в ходе внеплановых проверок. На плановые проверки малого бизнеса в 2016–2018 годах введен мораторий (см. также стр. 76 –78).

Еще 9 важных изменений

  1. Если Ваша компания принимает сотрудников из Белоруссии, Казахстана и Армении, то бухгалтерия должна перечислять взносы с выплат таким работникам в Фонд обязательного медицинского страхования (письмо ПФР от 28.05.2015 №БГ-30-26/6868).
  2. Сотрудникам компании, у которых есть дети-инвалиды, работодатель обязан предоставлять очередной отпуск в удобное для них время. Поправка, внесенная в статью 262.1 Трудового кодекса РФ, вступила в силу 24 июля 2015 года (Федеральный закон от 13.07.2015 №242-ФЗ).
  3. Контрольные закупки, совершенные налоговиками, признали законными. Если такому покупателю не выдадут чек, то этого будет достаточно для привлечения компании к ответственности (обзор судебной практики от 26.06.2015 №2 (2015), утвержденный Президиумом Верховного суда РФ).
  4. Компания может списать в расходы, уменьшающие прибыль, вознаграждение Генеральному Директору, только если с ним заключен трудовой договор. Если бизнесом руководит единственный учредитель, то он должен заключить такой договор сам с собой (письмо Минфина России от 22.06.2015 №03-03-06/1/35978).
  5. Узнать о том, платит ли Ваш контрагент налоги (чтобы проверить его), в ФНС не получится. Контролеры заявили, что это является налоговой тайной (письмо ФНС России от 24.07.2015 №ЕД-4-2/13005@).
  6. Если условия труда в компании признаны допустимыми, то тратиться на медосмотры персонала не нужно. Эти мероприятия необходимы только для работников производств с вредными условиями труда (письмо Роспотребнадзора от 19.06.2015 №01/7015-15-31).
  7. Если имущество выбыло в результате аварии, то Ваша бухгалтерия не должна восстанавливать с его стоимости НДС. Такой благоприятный для бизнеса вывод налоговики сделали на основании позиции ВАС РФ (письмо ФНС России от 17.06.2015 №ГД-4-3/10451@).
  8. Торговые фирмы пока не должны вести журнал учета розничной продажи алкоголя. Делать это нужно будет с 1 января 2016 года (приказы Росалкогольрегулирования от 19.06.2015 №164, от 29.06.2015 №177).
  9. Банк России снизил ключевую ставку с 11,5 до 11% годовых (информация ЦБ РФ от 31.06.2015).



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа руководителя

Школа руководителя

Проверьте свои знания и приобретите новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...



Доставка новостей@

Оформите подписку, чтобы не пропустить свежие новости

150 000 + ваших коллег следят за нашими новостями




© 2011–2016 ООО «Актион управление и финансы»

Журнал «Генеральный Директор» –
профессиональный журнал руководителя

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Генеральный Директор». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.


  • Мы в соцсетях
Зарегистрируйтесь на сайте и документ Ваш! Это бесплатно и займет всего минуту!

Вы сможете бесплатно скачать документ, а также получите доступ к сервисам на сайте для зарегистрированных пользователей:

  • методики, проверенные на практике
  • библиотека Генерального Директора
  • правовая база
  • полезные подборки статей
  • участие и просмотр вебинаров

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль