Как руководителю совместить работу, семью и повышение квалификации

2653
Фото © Flickr
Фото © Flickr

«Генеральный Директор» создан вами и для вас. Спасибо, что вы с нами


О чем вы узнаете в этой статье

  • Как руководителям удается совмещать работу и семью с учебой
  • Зачем совладелец компании «Магнолия» позвал с собой учиться четырех топ-менеджеров
  • Какое обучение выбрать 
  • Что поможет в начале карьеры решиться на делегирование полномочий

Если говорить не только о программах MBA, но и о других видах образования, то Генеральных Директоров, заинтересованных в той или иной форме дополнительного обучения, окажется много. Но конечно, мало кто из них готов оставить работу на время учебы; некоторые же и при всем желании не в состоянии себе этого позволить, поскольку ведут собственный бизнес. Вот почему большинство Ваших коллег – руководителей компаний – ищут возможность совместить работу и семью с учебой.

Что ж, это задача решаемая, если Вы выполняете как минимум три условия:

  • не боитесь делегировать полномочия заместителю и сотрудникам;
  • соблюдаете жесткий график не только на работе, но и в остальное время;
  • постоянно подпитываетесь энергией (например, за счет занятий спортом).

Конкретный же способ совместить работу и семью с учебой у каждого свой. Надеемся, что истории, рассказанные четырьмя главами компаний, помогут Вам выбрать собственное, оптимальное для Вас, решение этого вопроса.

Мелочи должны отойти на второй план

Леван Песвианидзе, Генеральный Директор компании «Эгри», Москва

Я основал свое предприятие в 1992 году – а уже лет через пять начал остро ощущать нехватку знаний в области управления. В 1997-м стал самостоятельно изучать бизнес-литературу, но понимал, что этого недостаточно; в 1998-м же, случайно узнав о существовании курсов MBA, сразу отправился учиться и за восемь лет прошел множество программ, получив два диплома MBA и один DBA. Расскажу, за счет чего мне удалось совместить работу и семью и найти время на учебу.

Отказ от оперативного управления. Как только начались занятия, я поручил ежедневные рутинные дела сотрудникам, а за собой оставил решение лишь стратегических вопросов. Это был очень полезный опыт. Сейчас я контролирую только ключевые вопросы – оперативным же управлением занимается моя жена (она мой компаньон и заместитель).

Был период, когда компания столкнулась с серьезными проблемами и начала терять обороты. Тогда мне пришлось на время вернуться к оперативному управлению. Все успевать не получалось, и я даже был вынужден взять академический отпуск. Когда же продолжил учебу, ничего не оставалось, кроме как совмещать ее с оперативным управлением бизнесом. Было очень тяжело: после плотно загруженного рабочего дня приходилось порой до двух часов ночи писать работу на получение степени DBA.

Занятия спортом. Я всегда был поклонником древнегреческого воспитания, предполагающего, что человек должен быть одинаково хорошо развит и умственно, и физически. Поэтому я с детства активно занимаюсь боевыми искусствами (бокс, дзюдо, айкидо, джиткундо). Работать помногу у Вас получится, только если Вы в хорошей физической форме. Мне скоро 50, и у меня немало ровесников, которые каждый день меряют давление и ходят к докторам проверять сердце. А я почти каждый день тренируюсь в спортзале: не меньше часа занимаюсь рукопашным боем, бегаю, плаваю. Благодаря этому я вынослив: если нужно, проработаю всю ночь, а наутро, поехав на деловую встречу, буду прекрасно себя чувствовать.

Хранение важной информации в электронном виде. В современном бизнесе информация – вещь ключевая; от скорости ее использования зависит очень многое. А потому не стоит записывать важные сведения (например, номер телефона партнера) на клочке бумаги: он обязательно где-нибудь затеряется, и Вы потом потратите массу времени, чтобы восстановить данные. Я взял за правило все сведения, которые имеют значение и могут потом понадобиться, сохранять в информационной системе и теперь всегда могу за считанные секунды найти то, что мне нужно. Такое же правило ввел и для подчиненных – даже запретил им иметь блокноты.

Мы еще несколько лет назад внедрили CRM-систему с возможностью удаленного доступа. Когда-то в компании было около 80 сотрудников, теперь же – 14, и они справляются почти с таким же объемом работы, какой раньше выполняли 80. Стоит отметить, что 12 из 14 специалистов работают из дома.

Быстрое выполнение рутинных действий. У меня есть такой девиз: «Простые вещи должны делаться просто». Каждому из нас ежедневно приходится совершать сотни рутинных действий – без них наша жизнь немыслима, – но если мы продумаем, как выполнять их эффективнее, это позволит нам экономить массу времени, необходимого для действительно важных вещей: принятия серьезных решений на работе, саморазвития, для семьи и детей, для друзей, для отдыха наконец. Ведь мы живем здесь и сейчас, и надо с толком использовать свое время, иначе потом будет обидно, что мы в погоне за второстепенным упустили главное – нашу жизнь.

Учиться проще не в одиночку

Сергей Майоров, Председатель совета директоров компании «Магнолия», Набережные Челны

Я получил диплом MBA в 2002 году. Живу я в Набережных Челнах, а учился в Москве, так что в течение двух лет каждые три с половиной месяца мне приходилось улетать на двухнедельные сессии. Компания от этого ущерба не понесла: ее работа к тому времени уже была отлажена, да и к моим частым командировкам все привыкли. Я смело могу оставлять предприятие на партнера (он совладелец и финансовый директор), и это очень важно. Сохранять бизнес под своим контролем и в то же время получать новые знания мне помогли две вещи.

Использование электронных инструментов управления. Во время учебы я узнал о программных средствах, повышающих интенсивность работы. В частности, освоил MS Outlook (планирование дня, синхронизацию данных между мобильным телефоном, ноутбуком и стационарным компьютером).

Тогда же я узнал о CRM-системах, и специалисты нашей компании самостоятельно написали удобную программу для работы с клиентами. В результате мне без большого труда удавалось контролировать большое количество задач и дистанционно управлять их решением.

Коллективное обучение. Я предложил всем своим топ-менеджерам учиться вместе со мной. Четверо согласились – и дальше мы всё делали вместе. Например, к экзамену по общему менеджменту нужно было выучить 80 вопросов. Мы разделили их на пятерых, после чего каждый подготовил свою часть ответов и передал их остальным. Раз в неделю в рабочее время (обычно вечером) я назначал оперативные совещания, на которых мы обсуждали домашние задания и решали, как будем их выполнять, – ведь каждый из нас брал дополнительные уроки у профессоров местных вузов или просто заказывал им написание работы (я, например, поступал так со всеми заданиями). Но даже заказывая кому-либо выполнение моего домашнего задания, я должен был вникнуть в него, чтобы оценить его сложность и правильность решения. Такой порядок учебы позволял мне все успевать и получать отличные отметки.

Нужно жестко разграничить время на работу, учебу и личные дела

Лариса Рудакова, Генеральный Директор издательства «Медиалайн», Москва

Семь лет назад, открывая с партнерами издательство, я имела за плечами только журфак Уральского госуниверситета и дополнительное образование в сфере PR (диплом факультета политологии РАГС при Президенте РФ). По мере того как бизнес рос, стало ясно, что мне очень не хватает знаний в области управления и маркетинга. Без этого было сложно общаться с коллегами, более подкованными в соответствующих вопросах, а главное – я не могла сосредоточиться на стратегических задачах, так что моя роль как Генерального Директора сводилась к контролю производственного процесса и латанию дыр.

Я пошла учиться – два-три раза в неделю по вечерам. На занятия часто опаздывала, потому что приходилось задерживаться в офисе из-за неотложных дел, да и вечерние пробки съедали много времени. Домой возвращалась не раньше 11 вечера, а ночами делала домашние задания. Словом, времени на сон и на семью у меня почти не оставалось. Основываясь на своем опыте, дам два совета, как совместить работу и семью и организовать время так, чтобы его хватало на все.

Разграничьте рабочее и личное время. Постепенно я научилась со всеми делами (как по работе, так и по учебе) управляться в будни, чтобы выходные полностью посвящать себе, семье и дому. Четко развести рабочее и личное время мне кажется очень важным: без этого не будешь успевать ни там, ни здесь. Как-то в первые недели учебы я взяла с собой за город целую кипу книг, чтобы почитать их в выходные, однако до вечера воскресенья ни к одной даже не притронулась. А в результате мало того что не выспалась, так еще и всю последующую неделю работала с трудом. С тех пор я перестала намечать на выходные какие бы то ни было дела; в субботу и воскресенье – только отдыхать. Кстати, обязательно надо заниматься спортом (я, например, не представляю себе, как жить без плавания): это помогает снять усталость после трудовой недели и отключиться от мыслей о работе и учебе.

Выберите модульный график обучения. Я советую рассмотреть разные варианты обучения. Скажем, мой опыт показывает, что удобнее всего модульные программы, когда каждый квартал Вы на одну-три недели полностью выпадаете из работы. В этом случае разграничить время на учебу и на все остальное гораздо проще.

Надо выбрать десять задач, которые съедают время, и перепоручить их

Сергей Ватутин, Генеральный Директор сети туристических агентств «1001 тур», Москва

Я открыл свой бизнес будучи студентом четвертого курса. Работал в основном по ночам и в выходные; первое время все задачи выполнял сам – от модерации и технической поддержки сайта до продажи рекламы, продвижения ресурса в Интернете и ведения бухгалтерии. Постепенно проект развивался, я нанял сотрудников – и в какой-то момент почувствовал, что мне недостает навыков управления коллективом. Тогда я начал учиться – прошел целую серию управленческих курсов.

Поначалу выбирал курсы, обучение на которых велось в выходные дни или по вечерам в будни. Но даже при таком графике каждое занятие оборачивалось для меня большим стрессом: ежеминутные звонки, эсэмэски, вопросы, требовавшие безотлагательного решения. Тогда я понял, что мне нужен заместитель, который сможет, например, проверять без меня все платежки (их нам приходит больше 120 в день).

Психологически этот шаг дался мне тяжело: неопытный владелец бизнеса опасается делегировать полномочия, потому что все кажется важным, любая задача представляется не решаемой без личного вмешательства. Преодолеть опасения помог один из тренингов, где я овладел рядом несложных, но, как показало время, очень полезных навыков. Например, таким: выбрать десять задач, которые съедают львиную долю времени, и поручить их подчиненным. Сделав это, я заметил, что у меня появилась масса времени для решения стратегических вопросов, куда более важных для развития бизнеса. Сегодня, когда процесс делегирования полномочий отлажен и взаимодействие выстроено так, что мне не нужно постоянно быть в офисе, я могу себе позволить учиться даже в рабочее время.

Что касается домочадцев, то они с пониманием относятся к моему отсутствию, когда я в очередной раз отправляюсь на обучение. Супруга участвует в моем бизнесе, и ей не нужно объяснять, зачем постоянно повышать квалификацию. Кстати, в туристической индустрии семейные фирмы очень распространены. При таком раскладе проблему цейтнота решить проще: мы с женой обсуждаем рабочие вопросы за ужином или гуляя с детьми. Недостаток внимания к детям во время учебы я стараюсь компенсировать в выходные. Но если приходится выбирать между утренником в детском саду и важной встречей с корпоративным клиентом, я начну с того, что сделаю все возможное для переноса встречи. Семья и бизнес – вещи несравнимые, и для меня важнее именно семья.

Как руководителю совместить работу, семью и повышение квалификации



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа руководителя

Школа руководителя

Проверьте свои знания и приобретите новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...



Доставка новостей@

Оформите подписку, чтобы не пропустить свежие новости

150 000 + ваших коллег следят за нашими новостями




© 2011–2016 ООО «Актион управление и финансы»

Журнал «Генеральный Директор» –
профессиональный журнал руководителя

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Генеральный Директор». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.


  • Мы в соцсетях
Зарегистрируйтесь на сайте и документ Ваш! Это бесплатно и займет всего минуту!

Вы сможете бесплатно скачать документ, а также получите доступ к сервисам на сайте для зарегистрированных пользователей:

  • методики, проверенные на практике
  • библиотека Генерального Директора
  • правовая база
  • полезные подборки статей
  • участие и просмотр вебинаров

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль