Как сохранить активы бизнеса, который находится на грани банкротства

2089
Фото © Shutterstock
Фото © Shutterstock

Сергей Штеюк, Заместитель Генерального Директора компании «ВИГ-БК», Москва


В этой статье вы прочитаете

  • Как выиграть время, когда бизнесу грозит банкротсво
  • Как спасти активы бизнеса, который находится на грани разорения

С ростом неплатежей и кредиторской задолженности возникает вопрос, как выиграть время в ситуации, когда бизнесу грозит банкротство или арест имущества. Рассмотрим на примере, как сохранить активы и решить данную проблему.

В компании одного из наших клиентов было три имущественных центра:

  • городская гостиница с рестораном, кафе и баром (60% активов);
  • автохозяйство с транспортом, отдельной автобазой, АЗС и складом ГСМ (30% активов);
  • загородное гостиничное хозяйство (10% активов).

Каждое из этих направлений приносило доход в размере 30, 50 и 20% соответственно. Иными словами, главный имущественный центр (городская гостиница) генерировал лишь 30% выручки. Основную прибыль давало автохозяйство, которое занималось перевозками грузов, техническим обслуживанием транспорта, предоставляло услуги гаража, хранения и продажи ГСМ.

В кризис собственник оказался в сложной ситуации: выручка сильно упала, ее размер не позволял гасить долги и поддерживать текущую деятельность. Вследствие этого образовалась существенная кредиторская задолженность (часть долгов была подтверждена судебными решениями).

Как сохранить активы бизнеса, который находится на грани банкротства

Чтобы спасти активы бизнеса, владельцу было предложено два варианта действий (в обоих случаях компания-должник продолжала существовать):

  • реорганизовать бизнес, выделив из первоначального юридического лица несколько новых фирм и разделив между ними активы старой;
  • создать новые компании, чей уставный капитал будет полностью или частично сформирован за счет имущества проблемного предприятия; при этом оно будет копить долги перед новыми фирмами, которые впоследствии обратятся в суд с заявлением о признании должника банкротом и выкупят на торгах оставшееся у него имущество.

При реализации обоих вариантов предполагалось разделить бизнес по функционалу. Новые компании выступают исключительно держателями активов – они сдают их в аренду независимой фирме, которую владельцы создают параллельно с новыми компаниями. Данный бизнес выполняет функции оператора, отвечающего за коммерческое использование имущества.

Необходимо отметить, что ни один вариант не был безупречным. Процедура реорганизации строго регламентирована: совет директоров должен принять соответствующее решение, затем нужно внести изменения в ЕГРЮЛ, а также опубликовать объявление о реорганизации, чтобы дать возможность кредиторам в течение двух месяцев заявить свои требования к реорганизуемой фирме. При открытии новых бизнесов (второй вариант) может случиться так, что судебные приставы начнут процедуру обращения взыскания на имущество раньше, чем будут зарегистрированы компании.

Владельцы гостиничного комплекса предпочли второй вариант – они учредили новые юридические лица, сохранив старое на базе городской гостиницы. Новые бизнесы не стали создавать как 100-процентные дочки проблемного общества (оно выступило лишь соучредителем). Последовательность действий была следующей.

Была открыта компания на базе автохозяйства. Почти сразу же с одним из крупных клиентов удалось заключить долгосрочный договор хранения ГСМ, по нему был получен существенный аванс, часть которого потратили на выкуп долей, принадлежавших старому обществу. Чтобы избежать оспаривания таких сделок, доли выкупались по стоимости внесенного имущества, определенной независимым оценщиком. При этом допускалась возможность снижения цены выкупа.

Одновременно была создана независимая фирма (оператор, посредник), которая стала оказывать услуги в сфере общественного питания. Со старой фирмой у нее был заключен договор аренды помещений и имущества ресторана, кафе и бара в городской гостинице.

Затем было основано юрлицо на базе загородного гостиничного хозяйства.

Все это время компания-должник вела переговоры с кредиторами, заключала мировые соглашения, частично гасила долги. Для этого использовались деньги, полученные от продажи долей в уставном капитале новых обществ. В итоге размер кредиторской задолженности уменьшился и, как следствие, снизилась вероятность банкротства. При этом старое юридическое лицо сотрудничало с новыми компаниями, накапливая перед ними долги. Но работа велась не напрямую, а через оператора (посредника), который арендовал имущество у новых компаний. Спустя полгода этот оператор от своего имени подал заявление в арбитражный суд о признании должника банкротом, поскольку он был не способен исполнять свои обязательства. Указанное заявление суд принял, но к моменту его рассмотрения на проблемную компанию (напомним, она была создана на базе городской гостиницы) вышла международная организация, занимающаяся гостиничным делом, с предложением приобрести бизнес. В результате владельцы продали городскую гостиницу, а также одно из новых юридических лиц, созданное на базе загородного гостиничного хозяйства. Бывшим владельцам осталось общество, открытое на базе автохозяйства, которое продолжило сотрудничество с гостиницами.

Вывод. Обеспечить безопасность активов можно, если разделить бизнес на две части. Одна будет вести исключительно производственную или торговую деятельность, а вторая осуществлять только функцию собственника – держателя активов. Для нашего клиента все в итоге закончилось благополучно. Сейчас он ведет бизнес на базе двух юрлиц: автохозяйства, в собственности которого находятся активы, и компании, осуществляющей коммерческое использование этого имущества. Таким образом, в случае возникновения финансовых проблем у компании-оператора, само имущество не подвергается угрозе ареста, поскольку принадлежит другой фирме. Но если бы работа компании изначально была построена на разделении функций, угрозы утраты бизнеса и активов удалось бы и вовсе избежать.

Справка


ООО «ВИГ-БК»
Сфера деятельности: юридический консалтинг
Численность персонала: 28
Количество выигранных судебных дел: около 19 тыс. (за 17 лет)
Основные клиенты: Демиховский машиностроительный завод, «Концерн Росэнергоатом», «Крост», «Мосэнерго», «МОЭК», «РусГидро», Тамбовский пороховой завод

«Генеральный Директор» сделан вами и для вас. Спасибо, что вы с нами


Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа руководителя

Школа руководителя

Проверьте свои знания и приобретите новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...



Доставка новостей@

Оформите подписку, чтобы не пропустить свежие новости

150 000 + ваших коллег следят за нашими новостями





© 2011–2016 ООО «Актион управление и финансы»

Журнал «Генеральный Директор» –
профессиональный журнал руководителя

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Генеральный Директор». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.


  • Мы в соцсетях
Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение! Это бесплатно и займет всего минуту!

Вы сможете бесплатно продолжить чтение этой статьи, а также получите доступ к сервисам на сайте для зарегистрированных пользователей:

  • методики, проверенные на практике
  • библиотека Генерального Директора
  • правовая база
  • полезные подборки статей
  • участие и просмотр вебинаров

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль