3 примера антикризисной стратегии предприятий, которые смогли быстро сориентироваться и выиграли

2416
Фото © Shutterstock
Фото © Shutterstock

В этой статье вы узнаете

  • Зачем компания «Световые технологии», несмотря на кризис, расширила штат инженеров в четыре раза
  • Как предприятие Topol Group снизило издержки и значительно повысило производительность
  • Кто в компании «Модульные котельные системы» придумал продукт, ни в чем не уступающий западным аналогам

Последний квартал 2014 года бросил вызов многим компаниям: резко обесценился рубль, возникла паника, многие бизнесмены пребывали в растерянности, не понимая, как дальше развиваться. Потребительская активность снизилась, а предпочтения покупателей начали меняться. В этом материале трое руководителей предприятий поделились с нами своими антикризисными стратегиями. Они смогли не только быстро сориентироваться в кризис, но и нашли возможности для роста.

Мы в четыре раза увеличили штат инженеров, чтобы запустить собственное производство

Виталий Богданов, Вице-президент по стратегии и развитию компании «Световые технологии», Москва

В течение 2014–2015 годов падение на нашем рынке составило 10–15% в денежном выражении (хотя планировался рост на 7–8%), стабилизация пока не началась. Серьезным вызовом для нас стал поворот рынка к низкобюджетным решениям и более простым продуктам, отказ от продвинутых функций. Мы привыкли, что российские и особенно европейские потребители светотехнической продукции, предъявляя высокие требования к качеству, не сильно задумываются о цене. Нам пришлось перестраивать производственную систему, рассчитанную на создание продвинутых и дорогих продуктов.

Запуск нового направления производства

Теперь мы не только выпускаем металлические короба, но и разрабатываем начинку – электронику, которая подходит под наши размеры и не уступает по качеству европейским аналогам. В первую очередь это драйверы (источники питания) и оптика (линзы) для светодиодов, которые освещают торговые площади, офисы и дороги. Драйверы и оптика составляют 30–40% от себестоимости светильника. Для реализации антикризисной стратегии мы в четыре раза расширили штат инженеров.

Драйвер запустили в производство в декабре 2014 года, что принесло компании 25–30% экономии относительно европейских аналогов. В марте изготовили опытно-промышленную партию, а с июля начали серийное производство. Мы рассчитываем за полгода перевести весь модельный ряд на собственный драйвер.

Что касается оптики, то раньше ее проектировали наши инженеры, а изготавливалась она в Финляндии или на Тайване. Сейчас мы выделили специальный участок на заводе для собственного производства линз. Это позволит снизить себестоимость продукции в 2–2,5 раза. Осенью планируем получить первые образцы.

Изменение характеристик светильников для снижения их стоимости

Наша продукция сконструирована со значительным запасом надежности. Кризис заставил задуматься о ее удешевлении. Например, офисные светильники размером 600 на 600 см с опаловым рассеивателем дают равномерную засветку – это снижает утомляемость глаз, но повышает цену продукта на 20%. Мы разработали более простой и дешевый светильник с призматическим рассеивателем и видимыми светодиодными линейками.

Сокращение накладных расходов

Мы реализуем программу по анализу выполняемого функционала фронт- и бэк-офиса. Обнаружили немало интересного: что-то оказалось избыточным, что-то эффективнее передать на сторону, какие-то функции давно пора объединить. Уже за первый год мы планируем сэкономить около 15% бюджета накладных расходов.

Поддержка инноваций

Светодиодные светильники в России производят около сотни компаний, конкуренция высокая. Чтобы не сдавать позиций, мы поддержали инновационный стартап – компанию «Деус» и совместно с ней разрабатываем систему управления освещением – беспроводную, облачную, основанную на принципе самоорганизующихся беспроводных сетей. Это система для «умного дома».

Кроме того, мы развиваем инновационные решения, учитывающие влияние освещения на психоэмоциональное самочувствие и работоспособность человека (биологически и эмоционально эффективное освещение). Подобная система подстраивает под биоритмы человека интенсивность и цвет освещения (от теплых до холодных оттенков).

Удорожание импорта дает шанс создать качественный продукт по существенно более низкой цене

Никита Семенов, Вице-президент группы компаний Topol Group, Москва

В 2013 году мы выиграли конкурс инвестиционных проектов, организуемый Минпромторгом России при поддержке отраслевой Ассоциации индустрии детских товаров. Построили мебельную фабрику в Электрогорске (Московская область) и с июля 2014 года начали серийное производство детской мебели.

С начала 2015 года мебельный рынок упал почти в два раза, однако нам удалось достичь в первом полугодии двукратного роста продаж товаров в сегменте мебели для новорожденных. Я убежден, что наше мебельное производство спасла антикризисная стратегия и удачно выбранная ниша – детская мебель. Вот что еще позволило сохранить стратегические преимущества в кризис.

Собственное сырье

Комбинаты, перерабатывающие древесину, стараются работать по полному циклу – они продают готовые заготовки или готовые изделия. Купить простую необрезную доску крайне тяжело (в ней нет добавленной стоимости). Поэтому мебельные компании, которые работают с маленькими объемами и не могут заранее спланировать потребность в сырье, часто сталкиваются с нехваткой материалов в сезон. Избежать этой проблемы нам помогает собственный деревообрабатывающий комбинат в Удмуртии. Мы закупаем в лесу березовый пиловочник и далее сами доводим его до стадии готового продукта. Собственная переработка снижает себестоимость заготовки в 1,5–2 раза. Это позволяет экономить до 10–15% на готовом изделии.

ЛДСП и другие плиты, которые мы используем, закупаем у комбината Kronospan (наша фабрика расположена на его территории). Таким образом, на перевозках и логистике экономится до 15% от стоимости материалов (или до 5% от стоимости готовой продукции).

Автоматизация труда

Когда проект мебельной фабрики в Электрогорске готовился к запуску, мы выполнили расчеты по двум сценариям. Первый предполагал минимальные инвестиции и значительную долю ручного труда. Второй – существенно бóльшие вложения и минимизацию ручного труда. Расчеты показали, что выработка на одного сотрудника во втором сценарии увеличивается с двух до четырех раз, а доля ручного труда в себестоимости продукции снижается до 6–8%, позволяя сэкономить в среднем до 10–12% от стоимости. Естественно, мы предпочли второй вариант, вложив около 1,5 млн евро, в том числе в автоматическое оборудование; инвестиции планируем окупить в течение пяти лет. Кроме того, мы сразу установили показатель выработки на одного сотрудника – 500 тыс. руб. в месяц.

Аудит производственных процессов

В 2014 году на фабрике в Воткинске мы изменили процесс порошкового окрашивания металла, что значительно увеличило пропускную способность камер на тех же площадях. Полностью поменялась логистика заготовки, ее движение внутри цехов, это позволило сократить межоперационное время и сделало цикл короче и удобнее. Изменился подход к упаковке продукции, что сократило время на финальных стадиях и устранило старые проблемы при транспортировке. Мы постоянно ищем возможности для новых улучшений.

Универсальные базовые конструкции для разных товаров

В прошлом году мы поставили перед технологами задачу универсализировать производственный поток, определить оптимальные партии продукции. Например, разные модели в группе кроватей-трансформеров похожи по базовым характеристикам, поэтому можно разработать универсальную базовую конструкцию. Такое решение существенно повышает производительность на единицу продукции и снижает себестоимость. Большинство наших конкурентов исходят только из внешних характеристик и не учитывают тот факт, что размеры ящиков комодов и нижних ящиков кроватей в разных моделях отличаются. Универсальные же конструкции позволяют экономить около 1% от себестоимости продукции.

Выход на новые рынки

До начала прошлогоднего кризиса мы работали в среднем ценовом сегменте, но теперь импорт значительно подорожал, и у нас появился шанс создать в России продукт западного уровня, но по существенно более низкой цене. В августе мы представили партнерам первую линейку детской мебели, разработанную с европейскими коллегами и произведенную на наших фабриках. Это мебель высочайшего качества по ценам как минимум в 1,5–2 раза ниже европейских аналогов. Далее мы планируем расширять ассортимент и будем выпускать как минимум одну новую коллекцию мебели в квартал.

После начала серийного выпуска и продаж в России мы планируем представить разработанную коллекцию мебели нашим европейским партнерам.

В сентябре наше предприятие приняло участие в ежегодной выставке Kind und Jugend в Кёльне (Германия). Это самая крупная профильная выставка детских товаров в мире.

Наш сотрудник разработал продукт, не уступающий импортным аналогам

Александр Горшков, Генеральный Директор компании «Модульные котельные системы», пос. Лесной городок (Московская область)

Мы производим котельные, основное оборудование которых – котел. Нашими поставщиками котлов всегда были зарубежные производители, преимущественно из Германии. В конце прошлого года мы, как и многие компании в нашей стране, столкнулись с серьезными проблемами из-за резко изменившегося курса иностранной валюты. Стоимость закупаемого оборудования выросла в разы, что отразилось и на цене нашей продукции. Тогда мы приняли непростое решение – выпускать котлы собственного производства (некоторое оборудование для котельных, в основном горелки, мы продолжаем, как и раньше, закупать за рубежом).

Конечно, мы могли найти изготовителя котлов и в России. Но располагая штатом высококвалифицированных специалистов и имея за плечами большой опыт работы с иностранными котлами, мы решили наладить их выпуск своими силами. Цель – продажа котлов собственного производства по той же цене и того же качества, что и импортные.

Внутренний конкурс на разработку котла

Мы объявили внутренний конкурс на разработку котла среди сотрудников проектно-конструкторского подразделения. Он проходил в два этапа. На первом нужно было представить концепцию и краткое описание будущего котла. Во второй тур вышло четыре участника из семи. На данном этапе нужно было представить проект котла. Результаты оценивало жюри под председательством главного инженера-конструктора, при этом учитывались как технические характеристики представленных проектов, так и уровень презентации.

Победитель конкурса возглавил проект – собрал команду и немедленно приступил к работе. Кроме назначения, он получил премию в размере нескольких месячных окладов и специально изготовленный значок с логотипом компании как знак благодарности за приверженность, лояльность и труд.

Результат

На реализацию антикризисной стратегии с момента идеи до ее воплощения понадобился год. Весной 2015 года на собственной площадке во Владимирской области мы выпустили первый котел, изготовленный целиком из российского сырья. Котлы делаются по прототипу западных, но со значительным числом модификаций. Например, мы изменили габариты, характеристики жаровых трубок и др. Затраты на проект (включая стоимость производственного оборудования, оплату труда специалистов, дополнительно привлеченных в команду, и призовой фонд конкурса) составили около 7 млн руб.

Справка


ООО «Световые технологии»
Сфера деятельности: производство энергоэффективных светотехнических приборов
Территория: головной офис – в Москве, производственные мощности – в России, Индии, Испании, Казахстане и на Украине
Численность персонала: 1225
Годовой оборот: 124 млн евро (в 2014 году)

ГК Topol Group (в состав входит «Воткинская промышленная компания») 
Сфера деятельности: производcтво товаров для детей и детской мебели под собственными торговыми марками («Фея», Fairy, Selby и т. д.) и европейскими брендами; выпуск бытовой техники, нефтегазового и промышленного оборудования; деревообработка
Территория: головной офис – в Москве, фабрики по производству детской мебели – в Воткинске и Электрогорске
Численность персонала: 2000 (по группе компаний)
Оборот: 3,5 млрд руб. (в 2014 году по группе компаний)

ООО «Модульные котельные системы»
Сфера деятельности: производство и поставка готовых теплоэнергетических решений на рынке блочно-модульных котельных и мини-ТЭС
Территория: головной офис – в пос. Лесной городок (Московская область), производство – в пос. Ставрово (Владимирская область), представительства – в Тюмени и Алма-Ате (Казахстан), филиалы – в семи городах России
Численность персонала: свыше 300
Количество реализованных проектов за 10 лет работы: более 250

«Генеральный Директор» сделан вами и для вас. Спасибо, что вы с нами



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа руководителя

Школа руководителя

Проверьте свои знания и приобретите новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...



Выбор редактора

Дайджест самых нужных статей

Главный редактор журнала «Генеральный Директор» Ольга ШУРАВИНА

Главный редактор журнала «Генеральный Директор»
Ольга ШУРАВИНА.

Читать сейчас

Доставка новостей@

Оформите подписку, чтобы не пропустить свежие новости

150 000 + ваших коллег следят за нашими новостями




© 2011–2016 ООО «Актион управление и финансы»

Журнал «Генеральный Директор» –
профессиональный журнал руководителя

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Генеральный Директор». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.


  • Мы в соцсетях
Зарегистрируйтесь на сайте и документ Ваш! Это бесплатно и займет всего минуту!

Вы сможете бесплатно скачать документ, а также получите доступ к сервисам на сайте для зарегистрированных пользователей:

  • методики, проверенные на практике
  • библиотека Генерального Директора
  • правовая база
  • полезные подборки статей
  • участие и просмотр вебинаров

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение! Это бесплатно и займет всего минуту!

Вы сможете бесплатно продолжить чтение этой статьи, а также получите доступ к сервисам на сайте для зарегистрированных пользователей:

  • методики, проверенные на практике
  • библиотека Генерального Директора
  • правовая база
  • полезные подборки статей
  • участие и просмотр вебинаров

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль