Контроль над бизнесом: универсальные советы по защите бизнеса и собственности

2354
Фото © Shutterstock
Фото © Shutterstock
Васина Светлана
Генеральный Директор

Светлана Васина, президент группы компаний «Фоэникс»


В этой статье вы прочитаете

  • В каких основных направлениях следует работать собственникам, чтобы сохранить контроль над бизнесом
  • Какие собственники сегодня могут потерять бизнес
  • Какие факторы делают ваше предприятие уязвимым

Чтобы не потерять контроль над бизнесом, вам надо работать в нескольких плоскостях.

Основываясь на нашем опыте, собственников предприятий можно условно разделить на следующие категории:

1. Пассивные – не хотят видеть проблем, не хотят их решать, болезненно реагируют на изменение внешней среды, выслушивают миллионы предложений, но не принимают никаких решений ввиду отсутствия четкой собственной позиции и недоверия к внешним предложениям. Несмотря на их подозрительность, таких собственников очень легко обмануть и заставить принять «единственное верное» решение, выгодное очередному заинтересованному в их бизнесе лицу.

2. Донкихоты – очень активные собственники, но их деятельность обычно сводится к поискам защиты и правды у царя-батюшки. Такие собственники много общаются с представителями государственных органов, носят им большие папки с документами о своем предприятии, таким образом добровольно передавая внутреннюю информацию о ситуации в компании неопределенному кругу лиц, что может иметь непредсказуемые последствия. В результате различные заинтересованные лица начинают вплетать полученную информацию о компании, лояльности собственника к тем или иным чиновникам в сетевой график по недружественному поглощению компании, вытеснению собственника на невыгодных условиях.

3. Активные – эти собственники четко знают, чего хотят, адекватно оценивают проблемы и ситуацию, имеют багаж проверенных временем партнерских отношений с юристами, банками, консультантами, оценщиками, регистраторами, депозитариями. Никогда не полагаются на мнение одного эксперта. Ключевые решения принимают всегда только сами.

В регионах соотношение пассивных собственников, донкихотов и активных собственников разное. Однако статистика показывает, что у владельцев первых двух категорий собственность постепенно отбирают или они ее теряют. Например, в Москве пассивных собственников почти не осталось, их уже всех обобрали.

Факторы, усугубляющие положение собственника

Владельцы бизнеса должны знать, что есть ряд факторов, которые делают их предприятия еще более уязвимыми. Среди них:

  1. Неспособность собственника быстро реагировать на изменения в законодательстве (порой он просто не знает, что начали действовать новые нормы). Из-за этого предприятия начинают работать вне закона, нести убытки.
  2. Старение собственника при отсутствии адекватного преемника или нежелание развивать свой бизнес. Это неизбежно ведет к воровству со стороны наемных менеджеров, к растаскиванию активов, плетению интриг и прочим негативным явлениям.
  3. Зависимость компании по инфраструктуре от соседа – крупного собственника; например, такой сосед может отключать электроэнергию, создавать препятствия в проезде, проходе и иными способами выдавливать меньшего соседа, принуждать его продать компанию по нерыночной, заниженной цене.
  4. Применение черных финансовых схем.
  5. Включение предприятия в список под перебазирование. Например, в соответствии с постановлением правительства г. Москвы, до 2020 года за пределы столицы должны быть выведены все промпредприятия.
  6. Включение предприятия в зону крупного инвестиционного проекта.

В каких основных направлениях следует работать собственникам, чтобы сохранить контроль над бизнесом

1. Займите активную позицию. Собственники с активной позицией менее подвергнуты рискам. Поэтому Вам следует составить план развития бизнеса на среднесрочную и долгосрочную перспективу. Кроме того, лично анализируйте все поступающие предложения, не отдавайте на откуп консультантам принятие ключевых решений. И, конечно, обязательно реализуйте задуманное.

2. Тщательно отбирайте деловых партнеров, всех их проверяйте. К ключевым партнерам, от которых зависит безопасность бизнеса, относятся банки, регистратор, депозитарий, частное охранное предприятие, аудиторские и юридические фирмы.

3. Осознанно взаимодействуйте с государством. Вам также надо грамотно работать с госорганами. Для этого надо четко понимать, какой госорган, в каком случае и чем может помочь Вашему бизнесу.

4. Работайте с рисками. И, наконец, собственнику надо работать с рисками. Они могут быть связаны, во-первых, с ошибками управления собственностью, во-вторых, с личными рисками самого собственника (на него могут оказывать физическое давление и принуждать к сделке). Работать с рисками Вам необходимо на трех стадиях:

  • при покупке собственности;
  • при текущем управлении собственностью;
  • при продаже собственности.

Помните, что если Вы не будете работать с рисками, то любые заинтересованные лица могут поставить под сомнение Ваше владение активами, а также получить контроль над ними. Используя информацию о том, что Вы, Ваше предприятие или наемные менеджеры нарушили законодательство, они смогут оказывать на Вас давление, подавать различные иски, способствовать аресту активов или счетов, инициировать остановку деятельности Вашего предприятия, искусственно занижать стоимость активов и т. д. Большинство из перечисленных схем подробно будут рассмотрены ниже.

Универсальные советы по защите бизнеса и собственности

Правила для собственников

В заключение хотелось бы перечислить ряд универсальных правил. Соблюдая их, Вы сможете сохранить контроль над собственностью:

1. Приведите в порядок документы. На все активы необходимо иметь полный комплект правоустанавливающих документов (оригиналов). Никогда не храните оригиналы дома или в офисе, самое оптимальное место для этого – банковская ячейка, арендованная не на Ваше имя.

2. Регулярно проверяйте идентифицирующую информацию о Вашей компании (акциях и активах)в регистрирующих органах и у независимого регистратора. Заказывайте выписки из ЕГРЮЛ о составе учредителей и органах управления по своей компании в ИФНС, берите выписки из ЕГРП о подтверждении права собственности на активы.

3. Проверяйте Ваших партнеров: их деловую репутацию, собственников, реализованные проекты, возможные конфликты интересов.

4. Регулярно делайте мониторинг существующих и возможных судебных дел, в которых Вы, Ваша компания, иные Ваши аффилированные лица являются стороной или третьим лицом, а Ваши активы – предметом спора. Контролируйте исполнительное производство.

5. Грамотно оформляйте все действия, касающиеся одобрения сделок, избрания органов управления и иных вопросов деятельности компании.

6. Проведите реструктуризацию активов и бизнеса. Например, чтобы обезопасить себя, можно создать холдинг с четким разделением на компании – хранители активов и компании, осуществляющие предпринимательскую деятельность.

7. Постоянно проверяйте Ваши кредиты. Необходимо не допустить, чтобы третьи лица перекупали Ваши долги у кредиторов.

8. Проверяйте входящую и исходящую корреспонденцию. В компании необходимо вести журнал почтовой корреспонденции и сохранять все копии входящих и исходящих документов.

9. Контролируйте и учитывайте все выдаваемые Вашей компанией доверенности. В журнале выдачи доверенностей нужно регистрировать поверенного, срок действия доверенности, возможность передоверия третьим лицам. Сюда же следует прикладывать копию выдаваемой доверенности.

Контроль над бизнесом: универсальные советы по защите бизнеса и собственности

Что требуется от владельцев и Генеральных Директоров уже сегодня

1. Займите активную позицию собственника. Собственность переходит от номинальных владельцев к тем, кто способен эффективно ею управлять. В целях экономии средств лучше обратиться к специалистам, способным помочь в комплексном видении ситуации, построить стратегию развития предприятия, учитывающую внутренние и внешние риски, реализовать ее и предложить варианты развития на перспективу.

2. Разработайте среднесрочную и долгосрочную стратегии. В бизнесе, как и в жизни, чем дольше мы тянем с самоопределением, тем меньше становится возможностей и тем вероятнее, что Вас кто-то опередит. Поэтому Вам надо определиться, по какому пути идти: развивать предприятие дальше или продавать его. Если очевидно, что у компании есть проблемы, необходимо взглянуть правде в лицо и предпринять меры, не ожидая, что сложности уйдут сами собой или Ваши проблемы кто-то решит без Вашего участия.

3. Обращайтесь за советами к специалистам. Многие предприятия вынуждены перепрофилироваться каждые 5–10 лет. Для того чтобы оставаться на рынке или завоевывать новые пространства, необходимо быть в курсе тенденций и трезво оценивать свои возможности. Занимаясь оперативным управлением, Вы сужаете кругозор, поэтому самое лучшее в данной ситуации – обратиться к специалистам, имеющим опыт в области реструктуризации и управления бизнесом. Однако, реализуя задуманное, не стоит отдавать на откуп консультантам принятие ключевых операционных решений. Вам надо лично вникать во все предложения.

4. Лоббируйте свои интересы на государственном и региональном уровне. Делать это можно как собственными силами, так и при помощи общественных организаций. Будучи игроком рынка, Вы являетесь носителем информации о том, чего не хватает в диалоге бизнеса и государства. Сотрудничая с общественными организациями, принимая участие в работе круглых столов, Вы будете способствовать развитию отношений между государством и бизнесом.

5. Учитывайте тенденции государственной политики. Определять возможные риски нужно заранее, а не в момент их возникновения. Поэтому при управлении предприятием необходимо учитывать политику государства в целом и в отношении сектора экономики, в котором функционирует Ваше предприятие. Анализируйте тенденции и в соответствии с ними корректируйте направления развития Вашей компании. 

Справка


Светлана Васина окончила ГУ–ВШЭ по специальности «юриспруденция». В период обучения проходила стажировку в инвестиционной компании «Минфин» в должности юриста (проекты по защите прав миноритарных акционеров). С 2001 по 2002 год руководила юридическим отделом РОСИЗО при Министерстве культуры РФ (международные выставки). В 2002-м поступила на работу в Агентство антикризисных технологий и инвестиций (АНТИ) на должность юриста. В 2003 году возглавила юридический департамент компании, с 2005 года – защитное направление деятельности компании «АНТИ». В 2007 году назначена на должность президента ГК «Фоэникс», образованной на базе АНТИ. За плодотворное сотрудничество и выступления на конференциях получила благодарность от журналов Building и «Генеральный Директор». В 2007 году за профессиональные достижения номинирована факультетом права ГУ–ВШЭ на премию «Золотая Вышка-2007».



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа руководителя

Школа руководителя

Проверьте свои знания и приобретите новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...



Доставка новостей@

Оформите подписку, чтобы не пропустить свежие новости

150 000 + ваших коллег следят за нашими новостями





© 2011–2016 ООО «Актион управление и финансы»

Журнал «Генеральный Директор» –
профессиональный журнал руководителя

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Генеральный Директор». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.


  • Мы в соцсетях