Выбор биллинга для оператора связи: на что обратить внимание

2453
Фото © Shutterstock
Фото © Shutterstock

Андрей Ермишин, Руководитель департамента управления сети компании «Эзервей»


В этой статье я расскажу, как выбрать биллинг и дам несколько советов руководителям, на что обращать внимание при выборе таких систем. 

Определенное время мы проработали на биллинге Netup UTM5 — весьма популярном на то время (2010 год) решении. Однако этот инструмент не удовлетворял гас некоторым критичным для нашего бизнеса требованиям в части стабильности работы, масштабируемости, гибкости инфраструктуры и контроля рисков.

В результате риск получить ущерб от проблем в работе с не совсем подходящим нам биллингом стал слишком существенным. В этот момент мы приняли решение перейти на другую систему.

«Нет» самописному софту

Ранее у нас уже был опыт разработки специализированного ПО для нужд операторов связи, поэтому мы представляли себе все сложности самостоятельного создания биллинговой системы.

Это долгий и ресурсоемкий процесс, который сопряжен с серьезными рисками. Проблемы могут возникнуть и при очередной смене широко применяемых технологий (переход с PPP на IPoE, внедрение BRAS), и при необходимости обновления системы, которая при самостоятельной разработке неизбежно будет содержать те или иные «костыли», помогающие «заточить» ее под выполнение конкретных нужд.

В случае ошибки в работе биллинга, виноваты его разработчики, которые и будут решать проблему, но если разрабатывал систему ты сам, то вся ответственность ложится на тебя.

Требования к системе

Прежде чем приступать к изучению биллинговых систем, представленных на рынке, мы сформулировали требования, которым должен соответствовать выбранный продукт.

Прежде всего важна надежность (биллинг не должен «падать» даже при возникновении пиковых нагрузок, теряя информацию о платежах или оказанных услугах), производительность и прогнозируемая масштабируемость, наличие открытого API, а также гибкость настроек тарифных планов и прочих сервисов.

Задача биллинга понятна — система «переводит» активность абонентов в деньги. Также биллинг помогает решать и маркетинговые задачи — надежность работы и гибкая тарифная политика являются конкурентным преимуществом, на которое можно делать ставку при привлечении клиентов.

Также нам важно было обойтись без лишних потрясений в процессе переезда — переходить на новый биллинг, чтобы затем сталкиваться со сбоями, недовольством и оттоком абонентов, совершенно не хотелось.

Как искать

Проблема выбора биллинга встала перед нами несколько лет назад. Чтобы выбрать подходящее нам решение, мы изучили большой объём доступной в Сети информации. Данных было много, однако все они находились в разных местах — статьи, форумы, блоги.

Чтобы оценить адекватность разработчиков того или иного решения мы вступали с ними в переписку на форумах, задавали вопросы, анализировали качество ответов и их оперативность.

Кроме того, мы опрашивали коллег-операторов, интересуясь их отзывами о различных системах биллинга, с которыми им довелось поработать.

Итоговый выбор и впечатления

По результатам анализа информации мы выбрали биллинг «Гидра». Помимо этой системы мы рассматривали также продукты «Старт IP», Lanbilling и Onyma Billing.

Конечный выбор мы остановили на другой системе по нескольким причинам — Lanbilling показался нам аналогичным уже использующемуся Netup UTM5, разработчики из «Старт IP» не слишком охотно шли на контакт и запросили за свой продукт слишком большую сумму, а представители Onyma не слишком развернуто отвечали на технические вопросы — это заставило нас опасаться, что при возникновении проблем в будущем «достучаться» до технических специалистов будет сложно. Кроме того, не все из опрошенных нами коллег положительно отзывались о некоторых из представленных систем.

На момент выбора «Гидра» была новинкой на рынке, однако нам понравилась адекватность и скорость ответов разработчиков по электронной почте. Еще одним преимуществом стала возможность получения помощи при миграции на новую систему, а также готовность разработчиков идти навстречу клиентам в вопросах оплаты.

Также большую роль в принятии решения о внедрении «Гидры» стала хорошая архитектура системы, наличие промышленной системы хранения данных (СУБД Oracle), наличие круглосуточной поддержки и регламента по срокам реагирования.

Плюсом стало и наличие возможность создания гибких тарифов — после внедрения новой системы мы смогли предложить клиентам большое количество индивидуальных тарифов, а наши менеджеры по продажам не запутались в них.

В работе любого сложного программного обеспечения бывают проблемы, это неизбежно. Главное, чтобы эти проблемы оперативно и качественно решались — примерно в 97% случаев неполадок разработчики биллинга справлялись быстро, особенно это относится к проблемам, критичным для бизнеса.

Еще 3 совета по выбору биллинга

В заключение несколько советов, которые помогут сэкономить время и сделать более продуманный выбор биллинга.

1. НЕ смотрите на цену, поскольку биллинг — это инструмент, с помощью которого компания зарабатывает. Существует поговорка о том, что «стоимость часов успешного мужчины должна быть не меньше его месячного дохода», так же и с биллингом — это не та вещь, на которой стоит экономить.

2. Важно доверять своим специалистам — именно им и предстоит эксплуатировать выбранную систему, так что крайне важно, чтобы у представителей ИТ-службы сложилось взаимопонимание с разработчиками биллинга. Если этого удастся достичь, это позволит значительно повысить эффективность работы и скорость решения проблем.

3. Опыт других пользователей может быть полезен — не стоит стесняться спросить коллег, которые уже работали с конкретной системой, об их впечатлениях. Отзывы действующих пользователей биллинга — это возможность получить реальное представление о качестве работы. Однако важно не забывать о том, что специфика бизнеса разных компаний может отличаться.

И самое главное, помните, что биллинг — финансовый инструмент, которые решает конкретные задачи, а не система «все в одном». Многие ошибочно считают, что биллинг должен уметь считать деньги, мониторить состояние оборудования и заменять собой бухгалтерию. Предъявление таких завышенных требований чревато долгими и безуспешными поисками системы для внедрения, в результате чего бизнес может недополучить прибыль из-за проблем с текущим решением.

Выбор биллинга для оператора связи: на что обратить внимание



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа руководителя

Школа руководителя

Проверьте свои знания и приобретите новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...



Доставка новостей@

Оформите подписку, чтобы не пропустить свежие новости

150 000 + ваших коллег следят за нашими новостями



Вас заинтересует


© 2011–2016 ООО «Актион управление и финансы»

Журнал «Генеральный Директор» –
профессиональный журнал руководителя

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Генеральный Директор». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.


  • Мы в соцсетях
Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение! Это бесплатно и займет всего минуту!

Вы сможете бесплатно продолжить чтение этой статьи, а также получите доступ к сервисам на сайте для зарегистрированных пользователей:

  • методики, проверенные на практике
  • библиотека Генерального Директора
  • правовая база
  • полезные подборки статей
  • участие и просмотр вебинаров

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль