Как избежать конфликта между директором и собственником бизнеса

2586
Фото © Shutterstock
Фото © Shutterstock

Игорь Кривулин, Тренер-консультант Центр обучения персонала «Класс», Москва

Леонид Кроль, Директор Центр обучения персонала «Класс», Москва


Сегодня все чаще владельцы бизнеса доверяют управление своими компаниями наемным Генеральным Директорам. Но многие собственники продолжают вмешиваться в текущее управление предприятием и в процессы принятия решений. Одно дело, если это обоснованное внимание, вызванное тем, что компания под Вашим руководством не достигает поставленных владельцем и принятых Вами целей. Это вопрос Вашей эффективности как Генерального Директора, и его рассмотрение выходит за рамки данной статьи. Другое дело, если претензии владельца, на Ваш взгляд, совершенно необоснованны.

Начать надо с выявления причин возникшей ситуации. Общение с собственником — одна из служебных обязанностей Генерального Директора, это важно, но выполнение этой обязанности не должно занимать львиную долю рабочего времени руководителя.

Профессиональная задача Генерального Директора заключается прежде всего в том, чтобыпостараться понять позицию владельца бизнеса. Представьте себя на его месте, вообразите, что эта компания — Ваша. Спросите себя: что бы Вы хотели получить от этого бизнеса, как бы хотели его развивать, к чему в итоге прийти — и что происходит на самом деле. Возможно, это позволит Вам понять, почему настоящий владелец бизнеса постоянно вторгается в сферу Вашей компетенции.

Можно выделить несколько наиболее типичных причин тех проблем, которые возникают во взаимоотношениях Генерального Директора и вмешивающегося в его деятельность владельца бизнеса.

Причина 1. Собственнику скучно

Это одна из наиболее распространенных ситуаций. Владельцу бизнеса, особенно тому, кто еще вчера посвящал своему предприятию день и ночь, оказывается порой трудно войти в роль рантье, живущего на доходы от бизнеса, но уже не участвующего в активном управлении. Принимая решение отойти от дел, нанимая Генерального Директора, собственник передает ему управление — и неожиданно для самого себя обнаруживает «дыру» в своей жизни. И через какое-то время он эту дыру начинает заполнять, вмешиваясь в руководство компанией.

Лучшим решением для Генерального Директора в такой ситуации является создание в компании важного и статусного руководящего органа во главе с собственником. В компетенцию этого органа может быть передано максимальное число стратегических вопросов развития бизнеса. А «рутину» и «текучку», то есть непосредственно оперативное управление компанией, Генеральный Директор может оставить в своей компетенции.

Говорит Генеральный Директор

Руководитель московской компании, занимающейся поставками компьютерной техники

Я согласен, что один из эффективных механизмов перенаправления энергии собственников — создание специальных комитетов. Особенно это актуально, если владельцев компании много и войти в совет директоров могут не все.

В нашей организации были специально созданы два комитета — по связям с общественностью и по работе с органами власти. Чтобы не было особых проблем, их возглавили члены совета директоров, но участниками комитетов стали представители собственников, не вошедших в совет директоров.

Плюсы этого способа решения проблемы:

  • больше собственников вовлечено в работу;
  • они чувствуют свою востребованность в бизнесе;
  • они занимаются именно тем, что им интересно;
  • у меня и у них появилась возможность услышать другую точку зрения;
  • немного ослабла нагрузка на совет директоров, которому ранее приходилось решать все вопросы, связанные с формированием имиджа и выстраиванием отношений с госорганами;
  • появилась здоровая конкуренция между направлениями деятельности.

Минусы:

  • выросла численность структур, чью работу необходимо координировать, заседания которых готовить (к тому же потом Генеральному Директору надо воплощать в жизнь то, что они придумывают);
  • хотя члены совета директоров стали во главе комитетов, не удается преодолеть некоторую несогласованность между планами самого совета и новых комитетов;
  • остаются «пассивные» представители собственников, не вошедшие ни в один комитет, но считающие, что ими манипулируют и что ряд людей (членов совета, возглавивших и комитеты) узурпируют руководство организацией.

Признаки конфликта

Следует предполагать, что не все в порядке во взаимоотношениях Генерального Директора и собственника, если владелец:

  • требует от Генерального Директора личной лояльности и преданности, ожидает отношения к себе как к выдающейся личности и талантливому профессиональному управленцу;
  • стремится видеть у наемных менеджеров большую преданность бизнесу, чем демонстрирует сам (например, собственник может чередовать активное вмешательство в дела фирмы с длительным отдыхом, но при этом воспринимает желание Генерального Директора уйти в краткосрочный отпуск как проявление невнимания к делам предприятия);
  • стремится проявлять власть над людьми в компании (вплоть до грубости, криков на подчиненных, оскорблений в их адрес);
  • пытается избежать всех возможных рисков, но одновременно требует от наемного директора получения дохода по норме самых рискованных инвестиций, в том числе за счет ведения бизнеса на грани нарушения законов.

Причина 2. Цели собственника непонятны

Очень часто истинные цели собственника — это не только получение прибыли, зарабатывание денег, но и стремление к славе, к достижению определенного статуса или удовлетворение каких-то профессиональных или личных амбиций. О многом могут сказать детали, например, желание владельца разместить на сайте компании свою биографию с портретом или поступление в бизнес-школу при формальном отходе от управления бизнесом.

Чтобы разобраться в истинных целях владельца, поговорите с ним. Если Ваши отношения позволяют — напрямую. Может возникнуть ряд трудностей:

  1. Не всегда отношения Генерального Директора и владельца компании достаточно доверительны для такого разговора.
  2. Сам собственник порой не отдает себе отчета в истинных мотивах своего поведения. Он может искренне полагать, что действительно заинтересован только в увеличении дохода, но требовать при этом от директора действий, направленных исключительно на повышение статуса бизнеса либо статуса владельца.
  3. Собственник и сам может задавать себе вопрос: зачем мне это? И не находить ответа на него.
  4. Собственников может быть несколько, и у каждого — свое видение развития бизнеса.

Если Ваша ситуация похожа на описанные в пунктах 2-4, очень важно помочь владельцу (или владельцам) определиться с их истинными целями в бизнесе. При этом задача директора — не определить самому, а организовать процесс поиска «миссии» компании, целей бизнеса с участием владельцев. А после того как цели будут сформулированы — удержать баланс между реализацией намеченных планов и оптимальной доходностью бизнеса.

Причина 3. Владелец боится доверить управление собственностью

Часто владельцы не хотят отходить от дел именно потому, что боятся доверить человеку со стороны руководство своим бизнесом, выстроенным многолетним трудом. А когда решаются на передачу управления наемному директору, в первое время неизбежно переживают за ситуацию в компании и не до конца доверяют нанятому топ-менеджеру.

Оказавшись в таких обстоятельствах, Вы можете принять единственное решение: убедить собственника в том, что Вы радеете за его компанию, как за свою, подтвердить собственный профессионализм и ответственность.

Договоры и договоренности

Основой для взаимоотношений наемного директора и собственника управляемого им бизнеса является контракт — формальный и, главное, неформальный. Генеральный Директор должен отчетливо понимать: специфика российского законодательства и — особенно — практика его применения не позволяют собственнику воспринимать формальный контракт как необходимое и достаточное условие сохранения контроля над собственностью. Именно поэтому ясный неформальный контракт может служить механизмом, позволяющим владельцам контролировать компанию. Такой неформальный контракт часто выступает в виде договоренностей («За два года открыть 20 филиалов и вывести их на безубыточный уровень»). Это словесное выражение согласованных целей двух сторон, на наш взгляд, приобретает решающее значение для успешного взаимодействия в паре «собственник — директор».

Как избежать конфликта между директором и собственником бизнеса


Игорь Кривулин — тренер-консультант, ведет курс «Эффективный менеджмент» в Международном институте менеджмента Link.

Леонид Кроль — директор Института групповой и семейной психологии, президент издательства «Класс», имеет более чем 20-летний опыт тренингов.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа руководителя

Школа руководителя

Проверьте свои знания и приобретите новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...



Доставка новостей@

Оформите подписку, чтобы не пропустить свежие новости

150 000 + ваших коллег следят за нашими новостями




© 2011–2016 ООО «Актион управление и финансы»

Журнал «Генеральный Директор» –
профессиональный журнал руководителя

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Генеральный Директор». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.


  • Мы в соцсетях
Зарегистрируйтесь на сайте и документ Ваш! Это бесплатно и займет всего минуту!

Вы сможете бесплатно скачать документ, а также получите доступ к сервисам на сайте для зарегистрированных пользователей:

  • методики, проверенные на практике
  • библиотека Генерального Директора
  • правовая база
  • полезные подборки статей
  • участие и просмотр вебинаров

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль