10 ответов на вопрос, как повысить производительность труда на предприятии

1780
Фото © Shutterstock
Фото © Shutterstock

Иван Кузнецов, Генеральный Директор завода «Второе дыхание», Санкт-Петербург


В этой статье вы обязательно узнаете

  • В чем выиграет компания, позволив сотрудникам экспериментировать
  • Зачем предприятию упоминания в прессе и как заинтересовать журналистов
  • 10 интересных идей, как повысить производительность труда на предприятии
  • Какие интересные результаты дают экскурсии в соседние цеха
  • Почему японская компания поощряет браки между сотрудниками, а китайский производитель разрешает рабочим спать в течение дня

Мотивировать рабочих завода денежными премиями и расширенным социальным пакетом не получается – этим уже никого не удивишь. И все же ответы на вопросы, как повысить производительность труда на предприятии есть. На нашем заводе реализовано немало интересных идей, которыми я готов поделиться.

Как повысить производительность труда на предприятии

Совет 1. Познакомьте сотрудников с работой коллег на соседних участках и даже на других производствах. 

Пример 1. Объяснение водителям их роли в цепочке производства. На нашем заводе важная категория сотрудников – водители-дальнобойщики, которые доставляют молоко с ферм, преодолевая за день до 600 километров. Нам важно, чтобы они ответственно относились к работе. Недавно мы выделили транспортное подразделение в отдельное логистическое предприятие. Первое, что сделал глава новой компании, – на общем собрании в гараже подробно описал всю цепочку создания молочных продуктов. Для наглядности на огромной доске нарисовал поля, совхозы, коров. Старался объяснять все до мелочей: как заготавливают корма для животных, кормят коров, получают молоко, которое водители и доставляют на завод, где его перерабатывают и развозят по магазинам. Важно было разъяснить, что натуральные продукты – скоропортящийся товар, поэтому надо вовремя привезти молоко на предприятие, а потом доставить конечному потребителю. Водители задавали вопросы. Такое общение трудно переоценить: Вы обозначаете место подразделения в общей цепочке производства, подчеркивая роль и значимость каждого и делая акцент на его вкладе в конечный успех. Сейчас в логистической компании у нас нет текучести кадров, водители работают подолгу, и особых проблем с их мотивацией не возникает.

Пример 2. Демонстрация продавцам технологии производства продукта. Многие руководители ломают голову над вопросом, как добиться от менеджеров увеличения объема продаж. Я убежден: чтобы лучше продавать товар, специалист должен знать, из чего и как он производится. Раз в неделю мы приглашаем в производственные цеха по пять продавцов. Они видят, из чего делается продукт, какая технология приготовления используется, при желании могут задать технологам вопросы. Продавцы, которые посетили производство и проследили за всем процессом, начинают реализовывать продукты с усиленной энергией. Они могут часами рассказывать покупателям о колбасах или йогуртах, что самым лучшим образом сказывается на продажах. Более того, сотрудники обмениваются номерами телефонов, и в случае неудобного и каверзного вопроса покупателя продавец может позвонить технологу, уточнить детали и оперативно дать ответ.

Пример 3. Экскурсии сотрудников в другие цеха. Периодически мы привозим работников колбасного цеха на экскурсию в молочный цех и наоборот. Экскурсии проходят в свободное от работы время, но нехватки в желающих увидеть, как все устроено на соседнем производстве, нет. Сотрудники активно делятся нюансами, перенимают опыт. Более того, укрепляются горизонтальные связи в коллективе: люди начинают чаще общаться, даже добавляют коллег в друзья в социальных сетях. Недавно один сотрудник колбасного цеха после экскурсии в хлебный цех договорился с технологом и в свой выходной вышел печь хлеб: ему очень захотелось попробовать силы в этом деле. Таким образом усиливается и командный дух: работники понимают, что все они – сотрудники небольших производств – сообща делают огромное дело.

Совет 2. Позволяйте сотрудникам экспериментировать

Возможность проявить себя – это, пожалуй, лучший стимул к работе. Если у сотрудника появилась какая-то идея, у него должна быть возможность ее реализовать.

Завершив смену, некоторые наши работники остаются в цехах и экспериментируют: делают небольшую (по два-три килограмма) партию нового продукта и предлагают его коллегам на пробу. Мы специально выделяем небольшое количество сырья для таких экспериментов. Кроме того, по пятницам с 11:30 до 13:00 работник любого цеха может прийти к руководству и рассказать о придуманной им новой рецептуре или принести на дегустацию уже готовый продукт. Энтузиазма и стремления проявить себя больше всего у работников колбасного цеха. Они каждую пятницу заставляют весь стол новыми видами колбас. Дегустирующие выставляют оценки по разным параметрам (вкус, цвет, запах, внешний вид и др.) и вносят их в специальный лист. По сумме баллов принимается решение и выносится вердикт. Например, если вкус предложенного продукта заинтересовал всех, а внешний вид не устроил, работнику дается задание его доработать; на этом этапе подключаются другие сотрудники цеха, которые помогают довести внешний вид до совершенства.

Возможность творить и экспериментировать хорошо окупается: компания разнообразит ассортимент, а сотрудник получает общее признание, почет и, естественно, премию. Я сам был свидетелем: один специалист с гордостью рассказывал, что придумал сосиски с ряженкой.

Совет 3. Давайте прессе повод говорить о вас

Время от времени мы стараемся приглашать на производство журналистов. В результате таких встреч в Интернете, на телевидении или в журналах и газетах появляются репортажи о наших работниках и их достижениях. Очень многим это приятно, люди рассуждают так: «Раз о компании написали в газетах, значит, это хорошая компания».

Однако, чтобы привлечь внимание журналистов, нужно создать информационный повод: например, интересно отметить профессиональный праздник, как это сделали мы. Раньше День работников автомобильного транспорта был для нас формальной датой, но однажды мы решили устроить в этот день соревнования водителей.

Первый этап – экзамен на знание правил дорожного движения (как в автошколе). Второй – практическое задание (оценивалась скорость его выполнения). Водитель должен был погрузить товар на складе, правильно оформить документы и доставить груз из одного пункта в другой, не нарушив правил. На все отводилось 15 минут. Чтобы усложнить задачу, мы перепутали на складе товар, и водителям нужно было отбирать его очень внимательно. Победители получили грамоты, призы (например, GPS-навигатор), а также премии. О празднике написали в нескольких газетах, потому что только наше предприятие так необычно его отметило.

Совет 4. Добейтесь, чтобы сотрудники сами контролировали качество

На каждом предприятии есть работники, которые не проявляют особой активности: отрабатывают строго с девяти до шести. Чтобы вовлечь их в жизнь предприятия, мы устраиваем коллективные обеды – объявляем в каком-нибудь цеху дополнительный выходной и отправляемся в ресторан. Там руководитель произносит несколько приветственных слов и уходит, чтобы не смущать людей. Для производственных сотрудников это интересный опыт: я, например, в ресторане даже не всех узнаю, настолько привык каждый день видеть сотрудников в халатах, фартуках и шапочках. Я замечаю, что подобные встречи сближают людей: они скорее готовы сдружиться и становятся отзывчивее. Если в такую команду попадает ленивый новичок, ему обязательно сделают замечание от лица всего коллектива.

Совет 5. Позволяйте членам семей сотрудников увидеть их за работой

В отведенные дни мы предоставляем сотрудникам возможность привести в цеха родных и близких, чтобы показать свою работу. Нередко после этого родственники приходят к нам устраиваться. Профильного образования мы требуем только от технологов, все остальные специальности можно освоить с нуля, благодаря тому что мы разделяем все процессы на отдельные функции. Например, к нам в кондитерский цех как-то устроился молодой человек, который до этого трудился на руководящей должности в петербургском метрополитене. Поначалу у него мало что получалось, но за полгода он освоил работу кондитера и на выставке за несколько часов на глазах у зрителей сделал изумительный торт и сорвал аплодисменты (см. также: Еще 5 нестандартных способов совершенствования производительности труда на предприятии).

Еще 5 нестандартных способов совершенствования производительности труда на предприятии

1. Японская компания Nihon Shoken (производство продуктов питания) поощряет браки между сотрудниками фирмы ежемесячными бонусами (в течение всего времени работы в компании). По мнению работодателя, семейные узы повышают ответственность работников, тем самым увеличивая производительность труда.

2. В торгово-производственной компании «Феликс» на рабочем месте разрешено слушать музыку. Руководство утверждает, что музыка поддерживает рабочих в тонусе и помогает сосредоточиться, так как сглаживает монотонный усыпляющий шум. Лучшим сотрудникам компания дарит аудиоплееры.

3. Для работников дилерских центров компании Ford Sollers учрежден конкурс «Лучший механик Ford». В 2013 году высший уровень квалификации – master – присвоен восьми финалистам, а троим победителям вручены туристические путевки. Руководство компании уверено, что конкурс поможет добиться лучшего уровня автосервиса.

4. Некоторые европейские организации, когда проводятся крупные спортивные мероприятия (такие как чемпионат мира по футболу), позволяют сотрудникам смотреть прямые трансляции матчей в рабочее время. Уровень лояльности этих сотрудников и производительность их труда значительно выше, чем у работников компаний, в которых такой возможности не предоставляется.

5. Китайская компания Huawei во время обеденного перерыва разрешает рабочим спать. Перерыв на обед тут составляет полтора часа, рабочие успевают перекусить за 5 минут. В остальное время они могут отдохнуть на раскладушках, которые держат под своими рабочими столами.

10 ответов на вопрос, как повысить производительность труда на предприятии


Иван Кузнецов окончил Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет и Санкт-Петербургский институт гостеприимства. Работал на разных должностях в нескольких проектных институтах. Принимал участие в строительстве завода «Второе дыхание», после чего получил предложение возглавить предприятие. Последние четыре года – в нынешней должности.

ООО «Второе дыхание» 
Сфера деятельности: производство натуральных продуктов питания – хлебобулочных, макаронных, колбасных изделий, молочных продуктов
Численность персонала: 70 
Объем производства: молока – 8 т, колбасы – 3 т (в сутки) 
Подписчик журнала «Генеральный Директор»: с 2012 года



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа руководителя

Школа руководителя

Проверьте свои знания и приобретите новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...



Доставка новостей@

Оформите подписку, чтобы не пропустить свежие новости

150 000 + ваших коллег следят за нашими новостями





© 2011–2016 ООО «Актион управление и финансы»

Журнал «Генеральный Директор» –
профессиональный журнал руководителя

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Генеральный Директор». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.


  • Мы в соцсетях