Обучение руководителя: истинная причина, почему тренинги не работают

2156
Фото © Flickr
Фото © Flickr

Ирина Киреева, Основатель и руководитель тренинговой компании «Ораторика»


Руководители, занимающие высшие посты в компаниях, не перестают учиться. Растет число тренингов и курсов повышения квалификации для людей старше 30 лет, в том числе для топ-менеджеров.

По нашим данным, в 2015 году количество запросов от топ-менеджеров на проведение тренинга или индивидуального курса выросло на 10-15% в сравнении с прошлым годом. Сложная ситуация в экономике подталкивает «топов» развивать тонкие управленческие навыки: ведение переговоров, публичные выступления, деловые коммуникации, методы повышения стрессоустойчивости и так далее. Как раньше, удачей, трудоспособностью или просто напором брать и удерживать вершины бизнеса не получается. Значит, пришло время учиться продвинутым навыкам.

Однако прохождение тренинга или курса еще не гарантирует, что топ-менеджер получит отдачу и увидит результат в своей работе. Причина не в том, что на рынке образования для «топов» много предложений, а выбрать достойные непросто. Как раз наоборот. Сложно выбрать тренинги и курсы для начинающих и менеджеров среднего звена. Зато компании, которые работают с боссами, известны: они давно на рынке, у них солидное портфолио клиентов из Forbes-500, «звездные» имена тренеров и другие приметы качества.

Почему же тогда тренинги не работают и руководитель не получает результата от обучения? Как показывает мой опыт руководства компанией и личного общения с боссами крупных компаний, главная причина скрыта внутри человека. Я выделила четыре фактора, которые превращают обучение руководителя в бесполезную трату сил и времени:

  1. Психология собственника, а не управленца.
  2. Позиция начальника, а не лидера.
  3. Поиск комфорта, а не вызова.
  4. Хаос, а не система.

Я опишу каждый из факторов подробно и расскажу, как именно он мешает руководителю в обучении и профессиональном развитии. А в конце дам несколько советов, как правильно настроиться на прохождение курсов или тренингов.

Психология собственника, а не управленца

Есть две категории топ-менеджеров: собственники и управленцы (наемные руководители).

Как правило, управленцы изначально подходят к своей карьере стратегически. Они хорошо представляют себе, где и кем хотят быть через пять или десять лет. У них есть программа получения образования и конкретных навыков. Управленцев отличает стратегический подход к образованию. Для них выбор курса или тренинга - не прихоть, а запланированный шаг в карьерном росте. Конечно, это описание относится не ко всем наемным менеджерам, но я лично вижу, что стратегическое мышление становится все более распространенным. Молодые карьеристы уже в 20-25-30 лет просчитывают свой маршрут на годы вперед.

Собственник – человек другого склада. Среди них не так много хороших управленцев. Еще меньше тех, кто подходит к своему профессиональному развитию стратегически. Собственники обычно харизматики, сильные люди, которые привыкли действовать по ситуации и доверять только себе. Когда они чему-то учатся, то самостоятельно или время от времени, действуя по наитию. Собственники больше всего доверяют своему опыту и опыту коллег, таких же, как они.

Не обязательно быть реальным собственником компании, чтобы обладать его психологией. Есть немало наемных менеджеров, которые поднялись наверх благодаря таланту и удаче. Таким людям иногда кажется, что они «взяли бога за бороду» и все всегда знают лучше других. Интересно, что в кризис именно у подобных бизнес-Наполеонов чаще всего бывают проблемы.  

Главные причины, которые мешают человеку с психологией собственника получать результат от обучения – это:

  • отсутствие системного подхода к своему развитию и, как следствие…
  • отсутствие плана получения навыков и знаний и, соответственно…
  • случайное и бессистемное посещение каких-то курсов и тренингов, что приводит к…
  • неглубокой проработке новых знаний и навыков, а это приводит…
  • к еще большему недоверию к тренерам и тренингам и излишне высокому доверию к своей интуиции, знаниям и счастливой звезде.

Позиция начальника, а не лидера

Лидер подает пример и вдохновляет сотрудников. Начальник приказывает и подавляет. Топ-менеджер должен сочетать в себе оба качества.

Я не согласна с теми, кто слишком много говорит о важности лидерских качеств, но забывает, что в реальном бизнесе иногда требуется просто приказать.

Но в жизни чаще встречаются начальники, чем лидеры. «Я начальник – ты дурак»: так решают вопросы не только в России, но и в Китае, Японии, Бразилии и многих других странах. Обычно эта позиция работает в оперативном управлении бизнесом, но никогда не работает в обучении руководителя.

Для иллюстрации приведу пример из своей практики. Мы готовили к выступлению на конференции нескольких менеджеров одной российской авиакомпании. Руководитель компании известен как человек очень сильной воли и яркой харизмы. А если выразить одним словом – как тиран. Все сотрудники перед ним трепетали. На репетициях, где менеджеры зачитывали свои речи, он без конца их грубо обрывал, кричал, заставлял что-то изменить. Я с самого начала заметила, что менеджеры глухо сопротивляются обучению, а прогресс был очень медленный. Стали выяснять, в чем причины. Менеджеры объясняют: «Да зачем нам все это?! Зачем мы репетируем, пишем план речи, подбираем формулировки? Это бесполезно. Все равно ОН в любое время, в самый последний момент может изменить ход выступления по своему желанию». Сам босс авиакомпании, разумеется, был уверен, что ему обучение не требуется. У него и так все отлично. Типичная психология собственника, наложенная на позицию начальника. Мне, как консультанту проекта, пришлось вмешаться. Я уговорила босса придержать коней и не вмешиваться в процесс репетиции. Пусть сотрудники вздохнут свободнее и продолжат свое выступление. Так как мы записывали все репетиции на видео, легко было отследить прогресс. Посмотрев записи, руководитель сам признал, что отойдя в сторону, он дал дорогу для лучших результатов. Заодно понял, что и ему есть что улучшать в своих навыках публичных выступлений.

Подведу итог, почему позиция начальника мешает топ-менеджеру учиться новому:

  • отношение к сотрудникам, тренерам и специалистам как к людям низшей касты…
  • пренебрежение чужим опытом и знаниями и, как следствие…
  • закрытость для новой информации…
  • подавление инициативы сотрудников…
  • торможение своих и чужих результатов, и в итоге…
  • перерасход времени и средств для достижения целей.

Поиск комфорта, а не вызова

Признать, что ты знаешь и умеешь меньше, чем нужно – всегда неприятно. Еще хуже признать нехватку навыков при других. В таких случаях топ-менеджер защищается двумя способами: самовозвеличивание и избегание.

Пример самовозвеличивания – это позиция начальника («я знаю все лучше всех»).

Избегание еще проще: не посещать курсы и тренинги – и все тут. Проблема «решена».

За 13 лет руководства Ораторикой я пришла к выводу, что самое неприятное для руководителя – это принимать участие в тренингах вместе со своими подчиненными. Начинаются внутренние отговорки: нет времени, мне это не нужно, я пока не решил и так далее. А на самом деле интересно, хочется – но неприятно оказаться в слабой позиции.

Как быть топ-менеджеру в таких случаях, я расскажу чуть позже. А пока перечислю причины, почему выбор комфорта мешает в обучении:

  • не хочется показаться слабым и менее компетентным, а поэтому лучше встать в позицию «Мне это не нужно и у меня нет времени», как следствие…
  • закрытость к любой информации, которая ставит под угрозу комфортный статус-кво, а в итоге…
  • закрытость к новым знаниям и навыкам, которые приносят с тренингов подчиненные, что приводит к…
  • торможению развития компании, а значит…
  • бесполезной трате времени и средств на обучение сотрудников.

Хаос, а не система

Обычное дело, когда курс или тренинг выбираются спонтанно, на потребу дня. Например, руководитель планирует выступить через месяц на важной конференции. Срочно заказывает тренинг по ораторскому искусству у Анны Каракаевой или Сергея Кузина. Почему именно этот тренинг?  Название вроде бы в тему. Да и времени есть только на один тренинг. Значит, берем его.

Конференция прошла – забыли про ораторское искусство. Оно больше нигде не требуется. Вскоре всплывает очередная проблема, например растет дебиторская задолженность. Значит - на тренинг к Сергею Логачеву учиться закрывать долги.

И так в большинстве случаев. Хаотичный подход к получению бизнес-навыков типичен для многих «топов».

Представьте, что вы сидите в темном сарае и смотрите на мир сквозь дырку в деревянной стене. Если ваша задача – увидеть, что происходит непосредственно в поле зрения дырки, нет проблем. Если задача – видеть в принципе, что происходит вокруг, то требуется обзор на 360 градусов. Один тренинг – это случайная дырка в стене. Комплексный подход к освоению навыка – это упавшие стены и свободный круговой обзор.

Возьмем, к примеру, ораторское искусство. Топ-менеджеру требуется не ораторское искусство. Ему требуется убеждать людей, влиять на них и склонять к выполнению нужных для него действий. А это неотъемлемая часть его работы и целый комплекс навыков:

  1. Сила, убедительность яркость речи.
  2. Красота и весомость голоса.
  3. Актерские навыки для выступления, то есть способность влиять на слушателей на уровне эмоций.
  4. Умение преподносить свои идеи доступно, четко и коротко.

Менеджеру нужно не ораторское искусство для разового выступления на конференции. Ему требуется навык добиваться своих целей более эффективно с помощью речи и голоса: на конференции, на совещаниях, на переговорах, неформальных встречах, при знакомстве с важными лицами, например, чиновниками и так далее.

Когда смотришь на вещи таким образом, то вместо хаоса начинает выстраиваться система. Ага, здесь мне нужно «отредактировать» голос, сделав его более солидным и мощным. А тут стоит поработать над умением аргументировать и подбирать слова. А еще надо бы научиться управлять вниманием и эмоциями аудитории.

Отсутствие комплексного подхода к образованию приводит к:

  • решению локальных (конференция), а не глобальных (влияние и управление) задач;
  • потере усвоенных отрывочных навыков;
  • потере времени (дебиторка закрывается, когда все горит; подготовка к выступлению за день; организация конференции за две недели).

Базовая стратегия для топ-менеджера

Как преодолеть факторы, которые мешают топ-менеджерам получать результаты от тренингов и курсов? Я предлагаю несколько шагов, которые лягут в основу будущих успехов.

  1. Начните со стратегии. Мысль «Надо бы научиться ораторскому искусству» еще никого не вдохновляла. Присмотритесь, где вы теряете или недополучаете деньги. Вы слабо выступили на конференции, значит - недополучили прибыль в виде внимания, статуса, новых партнеров и так далее. Вы «скомкали» совещание, значит - потеряли в управлении компанией, влиянии на сотрудников, финансовых показателях фирмы.  Не сумели продавить оппонента на встрече – не вернули долг, не получили контракт, не показали, «кто тут главный» и так далее. Поставьте перед собой привлекательную цель и оцените, какие навыки вам требуются для ее достижения. Если это умение говорить и влиять на людей, то поймите, какие именно аспекты умения требуются лично вам.
  2. Наймите коуча, советника по вашему развитию. Это должен быть человек со стороны. Не ваш сотрудник, не тот, кто от вас зависит и – соответственно – будет вам поддакивать и бояться вашего неудовольствия. Определенно не стоит рассчитывать на свою HR-службу. У нее другие задачи и способности.
  3. На тренинге всегда решайте конкретную задачу. Общие и размытые цели не работают. Поэтому выберите пункты, которые является наиболее актуальными здесь и сейчас. Если у вас проблемы с дебиторской задолженностью, то поставьте задачу получить навыки, нужные для закрытия именно этих долгов в такой-то обозримый срок. Максимум конкретики настраивают вас на деловой конструктивный лад, а тренер сможет разработать алгоритм действий в вашей ситуации.
    Воспринимайте тренера, как эксперта, который помогает решить задачу и направляет по нужному пути. Тренер не жилетка для жалоб, а тренинг не место, где можно отвести душу и поплакаться на мир.
    С другой стороны, не воспринимайте тренера или коуча, как «волшебника на голубом вертолете». За топ-менеджера всю работу никто не сделает.
  4. Расширяйте кругозор. Узнавайте разнообразную информацию и делайте то, к чему вы не привыкли. Расшатывайте статус-кво и кокон самоуверенной безопасности.

Пройдя эти шаги, топ-менеджер перестает быть боссом, который все знает, но боится показаться некомпетентным. Вместо этого он ведет себя как целеустремленный и практичный человек, у которого перед глазами четкие цели и который умеет находить людей, способных ему помочь.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа руководителя

Школа руководителя

Проверьте свои знания и приобретите новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Доставка новостей@

Оформите подписку, чтобы не пропустить свежие новости

150 000 + ваших коллег следят за нашими новостями



Выбор редактора

Дайджест самых нужных статей

Главный редактор журнала «Генеральный Директор» Ольга ШУРАВИНА

Главный редактор журнала «Генеральный Директор»
Ольга ШУРАВИНА.

Читать сейчас

© 2011–2016 ООО «Актион управление и финансы»

Журнал «Генеральный Директор» –
профессиональный журнал руководителя

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Генеральный Директор». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.


  • Мы в соцсетях
Зарегистрируйтесь на сайте и документ Ваш! Это бесплатно и займет всего минуту!

Вы сможете бесплатно скачать документ, а также получите доступ к сервисам на сайте для зарегистрированных пользователей:

  • методики, проверенные на практике
  • библиотека Генерального Директора
  • правовая база
  • полезные подборки статей
  • участие и просмотр вебинаров

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение! Это бесплатно и займет всего минуту!

Вы сможете бесплатно продолжить чтение этой статьи, а также получите доступ к сервисам на сайте для зарегистрированных пользователей:

  • методики, проверенные на практике
  • библиотека Генерального Директора
  • правовая база
  • полезные подборки статей
  • участие и просмотр вебинаров

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль