Как привлечь и удержать сезонный персонал

414
Фото © Flickr
Фото © Flickr

Александр Дебелый, Генеральный Директор и основатель компании «Зеленый дом», Новокуйбышевск (Самарская область)


До создания собственной компании я руководил НИИ садоводства «Жигулевские сады». С июля по октябрь нам требовались 120–150 рабочих для уборки яблок. Я нашел способ привлечь и удержать сезонный персонал. Сейчас использую этот метод в своем садовом центре – привлекаю 12–15 человек в сезон.

Первые попытки найти сезонный персонал

Я искал сезонных рабочих в своем городе и соседних регионах. Приглашал разные категории.

Жители Самарской области. Так как мы предоставляли общежитие, к нам приходили бомжи, которые, разумеется, вовсе не собирались работать.

Солдаты срочной службы из ближайших воинских частей. Они работали некачественно.

Студенты сельхозакадемии. Они сами предложили заплатить мне, лишь бы я освободил их от работы в саду.

Рабочие из Самары. Мы предлагали общежитие, питание и бесплатный транспорт (40 км от места работы до города). Однако интерес проявили только три человека.

Рабочие из Чувашии. Они трудятся отлично. Однако при первой же возможности начинают пить.

Рабочие из Таджикистана. В 2006 году мы привезли в сады НИИ 30 человек. В день приезда они сбежали на стройки. Они не верили, что можно заработать на сборе яблок, а про работу на стройках знали от друзей и родственников.

Вторая попытка найти сезонных рабочих

У нас работал бригадиром узбек из Таджикистана. Он знал о проблемах с сезонным персоналом, в том числе о сбежавших соотечественниках.

Бригадир посоветовал мне съездить в Таджикистан, чтобы познакомиться с местными узбеками, разобраться, какие условия работы их привлекают, и разъяснить возможным кандидатам все до мелочей. Узбеки – этноязыковое меньшинство Таджикистана, составляющее, по различным оценкам, 15–25% населения республики. Позже я убедился, как важно при общении с узбеками разъяснять все до мелочей.

В 2006 году я провел неделю в Таджикистане. Жил в доме у бригадира. Каждый день ходил из дома в дом, знакомился с людьми, спрашивал, что для них важно при трудоустройстве в России. Затем съездил в местное ПТУ, обсудил с директором, как организовать практику студентов в наших садах.

Выяснил несколько важных фактов, касающихся потенциальных работников-узбеков из Таджикистана:

  • они привыкли трудиться 8–10 месяцев в году весь световой день, оставшиеся месяцы отдыхают;
  • чтят национальные обычаи;
  • на билет до России берут деньги в долг;
  • жить в России им негде;
  • по прибытии в Россию (в аэропорту или на автовокзале) у них сразу начинаются проблемы с полицией.

Мы бесплатно оформляли разрешение на работу, покупали билет в Россию, предоставляли общежитие и питание за 60–90 руб. в день. Я детализировал эти условия и добавил к ним новые:

  • встреча работников в аэропорту и доставка до места работы за наш счет;
  • выход на работу в день приезда;
  • работа десять часов в день без выходных;
  • сдельная оплата труда;
  • выходные в мусульманские праздники;
  • отсутствие свинины в меню;
  • теплое общежитие с двухъярусными кроватями и туалетом на улице.

Затем я составил листовки на узбекском языке и раздавал их в городе и ПТУ.

Перед началом сезона 2007 года я снова поехал в Таджикистан, чтобы лично организовать доставку рабочих. Среди новых работников были студенты училища. Они приехали по договору о прохождении практики. Их сопровождали преподаватели, которых я поставил на должности бригадиров. Оплата труда сдельная, бригадиры получают на 15% больше средней зарплаты по бригаде.

В дальнейшем выработали процедуру доставки: я на связи с четырьмя доверенными людьми в Таджикистане. Они составляют списки рабочих на следующий сезон, организуют группы, покупают билеты за наш счет. Мы встречаем рабочих и привозим в общежитие. В НИИ общежитие было в двух километрах от места работы (сада), в моем нынешнем садовом центре – полкилометра. К моменту приезда в Россию оформляем документы: страховку, прописку, разрешение на работу.

Стоимость обратного билета вычитаем из зарплаты. Если работник уезжает до окончания сезона, вычитаем также цену билета в Россию, стоимость оформления документов и общежития.

С 2007 года у нас нет проблем с наймом сезонного персонала. Первые работники получили хорошие деньги, и дальше «включилось» сарафанное радио. Теперь 60% сезонных работников приезжают каждый год. Причем зачастую это те же самые люди, которые начали трудиться на меня еще в 2006 году в НИИ. Если не могут приехать сами, присылают родственников.

Как повысить интенсивность труда сезонных рабочих

У меня есть специальная методика, которая повышает производительность труда сезонных работников в 2,8 раза.

Я придумал игру – каждый день за лучшие показатели вручаю вкусный приз. Это может быть ящик лимонада, дыня, арбуз, торт, копченая колбаса. Иногда дарю блок хороших сигарет. Перед ужином бригады собираются вместе. В НИИ – 120–150 человек, в садовом центре – 12–15. Главный агроном или я объявляем, какая из бригад собрала самый большой урожай за день, и я вручаю приз победителям под аплодисменты. Потом бригада съедает заслуженный приз за ужином (или выкуривает сигареты после).

Другой метод поощрения – выходной день. Рабочие отдыхают в воскресенье и в мусульманские праздники. Дополнительно устраиваю внеплановый выходной и организую праздник, если по итогам месяца показатели выросли в два раза по сравнению с предыдущим. Мы накрываем стол, повар готовит праздничные блюда, я разрешаю выпить (в другие дни алкоголь запрещен).

 После введения призов в НИИ производительность сбора яблок выросла в три раза – до 400–500 кг на человека в день. Рекорд – 1400 кг на человека. Рабочие активно включились в соревнование и даже возмущались, если им давали участок, где было мало работы. Выросло качество сбора урожая. Яблоки были небитые, без плодожорки (бабочки-вредителя) и пыли, поэтому они хорошо хранились. Зимой 2008 года мы продали их сети «Ашан» по 32 руб. за 1 кг, тогда как средняя оптовая цена составляла 22–25 руб. За два года выручка НИИ выросла в восемь раз. В садовом центре выручка с 2009 по 2015 год увеличилась в 15 раз.


ООО «Зеленый дом»
Сфера деятельности: услуги по уходу за садом, ландшафтный дизайн, услуги агронома, ремонт, авторский надзор, проектирование
Численность персонала: 25
Годовой оборот: 30 млн руб.

Копирование материала без согласования допустимо при наличии dofollow-ссылки на эту страницу



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа руководителя

Школа руководителя

Проверьте свои знания и приобретите новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Доставка новостей@

Оформите подписку, чтобы не пропустить свежие новости

150 000 + ваших коллег следят за нашими новостями



Выбор редактора

Дайджест самых нужных статей

Главный редактор журнала «Генеральный Директор» Ольга ШУРАВИНА

Главный редактор журнала «Генеральный Директор»
Ольга ШУРАВИНА.

Читать сейчас

© 2011–2016 ООО «Актион управление и финансы»

Журнал «Генеральный Директор» –
профессиональный журнал руководителя

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Генеральный Директор». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.


  • Мы в соцсетях
Зарегистрируйтесь на сайте и документ Ваш! Это бесплатно и займет всего минуту!

Вы сможете бесплатно скачать документ, а также получите доступ к сервисам на сайте для зарегистрированных пользователей:

  • методики, проверенные на практике
  • библиотека Генерального Директора
  • правовая база
  • полезные подборки статей
  • участие и просмотр вебинаров

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение! Это бесплатно и займет всего минуту!

Вы сможете бесплатно продолжить чтение этой статьи, а также получите доступ к сервисам на сайте для зарегистрированных пользователей:

  • методики, проверенные на практике
  • библиотека Генерального Директора
  • правовая база
  • полезные подборки статей
  • участие и просмотр вебинаров

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль