Как бороться с мошенничеством персонала

802
Фото © jag9889 | Flickr
Фото © jag9889 | Flickr

Фатима Чапхаева, Член совета директоров компании «ПЕРФОРМИЯ», Москва


Мошенничество персонала – очень деликатная тема для любого руководителя. Непросто признать, что вас обманывает человек, которого вы сами приняли на работу. По данным Европейского союза 58% раскрытых случаев мошенничества совершаются служащими, 30% из них приходится на долю менеджеров, 12% – на топ-менеджеров и собственников. В России показатели несколько иные: топ-менеджеры причастны к злоупотреблениям в 50% всех случаев.

Некоторые бизнесмены из-за боязни быть обманутыми нанимают на ключевые должности своих родственников. Но здесь их ожидает ловушка. По статистике именно на долю родственников приходится самый большой процент мошеннических действий с самым высоким ущербом – 72% (на основе данных Европейского союза).

Мы выяснили, каким образом решают проблему мошенничества персонала российские компании.

Если никому нельзя доверять, что же тогда делать?

Необходимо совершенствовать систему контроля. Именно по такому пути пошли в компании «Северсталь». На предприятии стояла задача изменить саму культуру, поскольку мошенничество глубоко укоренилось в сознании сотрудников как вполне нормальное явление. Существующие в 2000-х годах инструменты позволяли лишь точечно «отлавливать» и наказывать недобросовестных сотрудников. Но с тех пор технологии шагнули вперед, и именно на развитии технологий основываются методы борьбы со злоупотреблениями.

Одной из мер, принятых для снижения убытков от мошенничества сотрудников, стало введение системы интеллектуальной поддержки контрольных функций «Скиф». Это электронная система, в которую заложены все требования регламентов и инструкций, принятых на предприятии. Туда же стекаются потоки по всем информационным системам. Потом по особым алгоритмам, заложенным в программный продукт, эти данные анализируются и выявляются несоответствия фактического положения вещей с принятыми нормативными актами.

В случае несовпадения реальной ситуации с регламентом или инструкцией в автоматическом режиме подается сигнал тревоги. Сигнал приходит исполнителю, тот производит разбор и принимает меры по устранению несоответствия. Все шаги фиксируются в системе. Если изменений не произошло, то сигнал формируется уже для руководителя этого сотрудника. Также эти данные попадают к директору по безопасности. Эти меры побуждают сотрудника самостоятельно исправлять свои ошибки, что повышает эффективность работы.

На Западе крупные компании теряют в среднем 5–6% выручки из-за недобросовестных действий сотрудников (по данным исследований Association of Certified Fraud Examiners). В России этот процент, к сожалению, еще выше. За пять лет активного внедрения системы «Северстали» удалось его уменьшить до 0,9%.

Существенный минус данного инструмента – его высокая стоимость, а ведь мошенничество персонала – это бич не только для крупных корпораций. Более того, согласно исследованиям Ассоциации сертифицированных ревизоров по борьбе с мошенничеством (ACFE), сферы среднего и малого предпринимательства более уязвимы для недобросовестных действий сотрудников. Причин несколько: это и более низкий уровень внутреннего контроля, и совмещение работниками сразу нескольких должностей.

Как могут обезопасить себя представители среднего бизнеса?

Согласно опросам, проведенным PricewaterhouseCoopers, 62% руководителей ответили, что самый большой ущерб наносят сотрудники, которые вступают в сговор с поставщиками, получая так называемые откаты или взятки. Взятка, данная работнику, позволяет поставщику завышать цены или же поставлять некачественные товары.

Чтобы избежать взяток, отдел закупок в компании Management Development Group Inc., занимающейся розничной торговлей, структурно разбит на три элемента:

  • отдел формирования заказа;
  • отдел закупок;
  • финансовый департамент.

Таким образом, поставщику необходимо пройти три инстанции, чтобы его товар был принят к продаже. Разбиение принятия решения на несколько этапов – эффективный способ, который помог компании снизить риски мошенничества персонала в три раза.

Наряду со схемой «закупщик-поставщик» одной из самых слабо контролируемых работодателями сфер является организация бизнес-поездок и корпоративных мероприятий. Например, в США 50% мошеннических действий сотрудников связаны с деловыми поездками и мероприятиями.

Существует множество способов извлечь из командировочной поездки собственную выгоду в ущерб работодателю. Например, сотрудник заселился в номер-люкс вместо обычного номера. Расплатившись за отель корпоративной картой, работник предоставил отчет о своих расходах в бухгалтерию. Там произвели оплату счета, поскольку думали, что раз командировка авторизована начальством, то авторизованы и расходы. Способ борьбы с таким мошенничеством прост – предоплата отеля. Сотрудник не должен расплачиваться за проживание корпоративной картой.

Для эффективного противодействия мошенничеству персонала необходимо установить разумные точки контроля. Как минимум в компании должен быть человек, имеющий среди своих обязанностей контролирующие функции. Но контроль – это еще не всё.

В каком случае сотрудник вовсе не захочет что-то воровать у работодателя? Если он будет полностью вовлечен в деятельность компании. Когда человек относится к компании, в которой он работает, как своей, желание что-то украсть у него попросту отсутствует. Поэтому повышение вовлеченности – еще один эффективный способ борьбы с мошенничеством сотрудников компании. 


ООО «ПЕРФОРМИЯ»
Сфера деятельности:консалтинговые услуги в области подбора, найма и оценки персонала
Территория: головной офис – в Сёдертелье (Швеция), представительства – в 25 странах; головной офис по странам СНГ – в Москве, представительства в России – в 11 городах
Численность персонала: 100 (по России)

Как бороться с мошенничеством персонала

Копирование материала без согласования допустимо при наличии dofollow-ссылки на эту страницу



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа руководителя

Школа руководителя

Проверьте свои знания и приобретите новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...



Выбор редактора

Дайджест самых нужных статей

Главный редактор журнала «Генеральный Директор» Андрей ШКОЛИН

Главный редактор журнала «Генеральный Директор»
Андрей ШКОЛИН.

Читать сейчас

Доставка новостей@

Оформите подписку, чтобы не пропустить свежие новости

150 000 + ваших коллег следят за нашими новостями




© 2011–2016 ООО «Актион управление и финансы»

Журнал «Генеральный Директор» –
профессиональный журнал руководителя

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Генеральный Директор». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.


Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение! Это бесплатно и займет всего минуту!

Вы сможете бесплатно продолжить чтение этой статьи, а также получите доступ к сервисам на сайте для зарегистрированных пользователей:

  • методики, проверенные на практике
  • библиотека Генерального Директора
  • правовая база
  • полезные подборки статей
  • участие и просмотр вебинаров

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль