Актуальность и преимущества процессного подхода в управлении

912
Фото © Shutterstock
Фото © Shutterstock

Игорь Алёшин, бизнес-тренер и консультант, преподаватель курса «Процессный подход в управлении» на программе iMBA в ИБДА РАХНиГС, эксперт по управлению бизнес-процессами и проектами


Актуальность процессного подхода

Некоторые компании работают результативнее и эффективнее других. Они производят  продукты, востребованные рынком, делают это быстрее и дешевле конкурентов, постоянно улучшают  и расширяют клиентский сервис. Причем зачастую продукция таких компаний качественнее аналогов конкурентов, но стоит при этом дороже и клиенты с удовольствием покупают именно её. Данные компании имеют хорошую репутацию на рынке и в таких компаниях хотят работать люди. В чем их секрет? Что отличает их от других менее успешных конкурентов? Давайте посмотрим и сравним, чем отличаются компании с разными уровнями зрелости.

Сравнение двух организаций с разными уровнями зрелости (в разрезе областей управления)

Область управления

Группа в процессной классификации

Незрелая организации

Зрелая организации

1

Стратегическое планирование

Управления

Планирование спонтанное, не носящее регулярный характер и основанное на «хотелках» и абстрактных предположениях руководителей («с потолка»).

Регулярная процедура стратегического и тактического планирования, основанная на непрерывном анализе внешней среды (рынка) и внутренних факторов организации.

2

Бюджетирование

Управления

Неформализованная и вариативная деятельность, проходящая в условии напряженности и конфронтации участников, и заканчивающаяся мучительным утверждением годового бюджета после начала года.

Прозрачная, понятная и разделяемая всеми участниками процедура формирования годового бюджета, выполняемая своевременно (до начала года) и учитывающая стратегические цели и возможности организации.

3

Операционная деятельность (процессы продаж, закупок, производства, логистики и т.д.)

Основные

- не понятно, как в компании выполняется работа (нет регламентов или они не соблюдаются);

- сотрудники выполняют работу в силу своих знаний и умений; из-за этого большая вариативность результатов;

- имеются проблемы кросс-функционального взаимодействия, что приводит к увеличению сроков и стоимости работ;

- много ручных, плохо контролируемых операций;

- персонал не вовлечен и не замотивирован оптимизировать свою работу и деятельность организации.

- большинство процессов описано, стандартизовано и выполняется в соответствии с постоянно актуализируемыми регламентами, в которых разграничены зоны ответственности всех участников;

- отлажено кросс-функциональное взаимодействие;

- процессы автоматизированы и управляются по ключевым показателям в информационных системах;

- процессы регулярно аттестуются и непрерывно совершенствуются замотивированным на это персоналом.

4

Оргструктура и система мотивации

- консервативная оргструктура (обычно функциональная) доминирует над процессами;

- сотрудники отсиживаются на работе выполняя лишь требуемый рабочий минимум, так как оклад не мотивирует, а переменной части либо нет, либо она никак не связана с их непосредственной деятельностью (близость к руководству, хорошее настроение начальника и т.д.).

- адаптивная оргструктура подстраивается под изменяющиеся бизнес-процессы, поддерживая их;

- сотрудники макисмально вовлечены в работу, через увязку их переменной части оплаты с показателя их работы (процессами) в соответствии с «Положением о премировании».

5

Корпоративная культура и отношение к изменениям

- обычно это «закрытые» (часто авторитарные) организации с постоянным ручным управлением, где велика роль руководителя;

- уход любого ключевого менеджера со всеми технологиями работы в голове сильно подрывает деятельность компании;

- в компании обычно не приветствуется инициатива и самостоятельность сотрудников; у большинства сотрудников преимущественно не мотивирующий к оптимизации оклад (без переменной части) и, как следствие любые изменения (дополнительные работы по улучшению) вызывают ярое сопротивление.

- организацией управляет команда профессиональных управленцев и сформированная годами отлаженная система управления (правила и процедуры), не зависящая от конкретных персоналий;

- уход сотрудников не критичен для бизнеса;

- в компании обычно царит атмосфера открытости, доверия и возможности самореализации;

- сотрудники всех уровней не только открыты к инновациям и изменениям, но и сами являются их авторами и проводниками из-за высокого уровня зрелости (процессного самосознания) и продвинутой системы мотивации.

6

Проекты внутреннего развития

Развития

- неизвестно точное количество проектов в организации; каждое подразделение ведет свои проекты, проекты могут дублироваться и обычно не перекрывают потребности организации в оптимизации;

- нет полной информации по проектам (не понятны цели, результаты, исполнители, сроки, бюджет, состояние и т.д.);

- материалы проектов уходят из компании с их исполнителями (не происходит накопление ценных знаний о компании и работе).

- в компании внедрено проектное управление, все проекты ведутся в едином реестре проектов;

- выполняются только те проекты, которые поддерживают стратегические цели организации;

- по каждому проекту имеется актуальная исчерпывающая информация;

- материалы проектов архивируются и становятся знаниями организации (активом повторного использования).

7

Автоматизация деятельности (процессов) и  Информационное обеспечение

Основные и обеспечивающие

- много ручного труда;

- работу сложно контролировать;

- отчеты предоставляются в Excel с задержкой и порой с «нарисованными» данными;

- нет полной информации обо всем используемом компанией ПО (их назначении, лицензиях, пользователях, поддерживаемых процессов, мест установки, стоимости покупки и обслуживания, текущем состоянии и т.д.).

- бо́льшая часть операционных процессов автоматизирована, деятельность прозрачна и видна в системе (кто, когда и что сделал или не сделал);

- преднастроенные отчеты выгружаются оперативно в любой момент из систем минуя тех, кого они касаются («нарисовать» не получиться);

- собрана и актуализируется полная информация по всем используемым системам в компании.

8

Деятельность руководителя

Управления

- деятельность руководителя в незрелых компаниях можно охарактеризовать как «Ручное управление»;

- ввиду замыкания не себе большинства процессов он постоянно занимается тушением возникающих то там, то здесь «пожаров»;

- вместо концентрации своих усилий на стратегических (профильных для него) задач руководитель тонет в «оперативке» работая по 7 дней в неделю.

- руководитель же зрелой организации занимается развитием профессиональной команды своих управленцев и выстраиванием работоспособной системы управления, работающей без его присутствия;

- он минимизирует своё участие в операционных процессах, чтобы не быть их узким местом (как самый «дорогой» и ограниченный ресурс);

- концентрируется на стратегии и развитии компании;

- управление основывается на анализе показателей деятельности в информационных системах и может вестись удаленно из любой точки мира.

«Не товары, а процессы их создания определяют долгосрочный успех компании», - утверждают отцы реинжиниринга бизнес-процессов Майкл Хаммер и Джеймс Чампи. Приведенное сравнение наглядно демонстрирует то, что компании, целенаправленно совершенствующие свои  внутренние бизнес-процессы, существенно результативнее и эффективнее тех компаний, которые этим не занимаются. Именно оптимально выстроенные и непрерывно совершенствуемые бизнес-процессы анализа рынка, производства и логистики продукции, сервисного обслуживания, стратегического планирования, бюджетирования, развития и т.д. делают эти компании более успешными и отличными от других.

Преобладающая часть деятельности большинства организаций - это процессная деятельность (80-90%), остальное приходится на проектное управление. Чтобы быть конкурентными компаниям, так важно заниматься повышением зрелости и эффективности своих бизнес-процессов. Следовательно, процессный подход – это один из ключевых инструментов корпоративного управления и повышения уровня зрелости и эффективности организации!

Преимущества процессного подхода в управлении

процессный подход в управлении

Управление бизнес-процессами (Business Process Management, BPM) – это концепция управления, увязывающая стратегию и цели организации с ожиданиями и потребностями клиентов путем соответствующей организации сквозных процессов (Свод знаний по управлению бизнес-процессами BPM CBOK 3.0). BPM сводит воедино стратегию, цели, культуру и организационную структуру, роли, политики, нормативы, методологии и программные средства для:

  • анализа, проектирования, внедрения, управления и непрерывного улучшения сквозных процессов;
  • регулирования отношений в области процессного управления.

Собственники и топ-менеджмент получают прозрачный и управляемый бизнес, не зависящий от конкретных персоналий,  руководители среднего звена – инструмент стандартизации и регламентации,  повышающий эффективность работ и использования ресурсов, исполнители – четкое понимание того, что от них требуется и справедливое вознаграждение за добросовестную работу. Всё это в конечном итоге ведет к повышению удовлетворенности клиентов, росту бизнеса и увеличению доходов и прибыли компании! Процессный подход не только дает возможность компаниям развиваться быстрее в нормальных экономических условиях, он же в условиях кризиса (как в настоящее время) дает возможность найти скрытые резервы и оптимизировать свои внутренние процессы, сократив временные и материальные затраты на 15-20% от более грамотной организации  бизнес-процессов и использования имеющихся ресурсов.

Получить новые знания, систематизировать и переосмыслить имеющийся опыт по управлению бизнес-процессами (процессному подходу) вы сможете на программе Integrated MBA (30% онлайн) в ИБДА РАНХиГС. Основу дистанционной части составляют видео-курсы и интерактивные задания, разработанные лучшими преподавателями и бизнес-тренерами России. Данная программа хорошо подходит тем, кто хочет значительно сократить временные затраты и готов нести ответственность за свой успех. Выпускники программы получают престижный диплом МВА РАНХиГС.


процессный подход в управлении

Игорь Алёшин - бизнес-тренер и консультант.
Преподаватель курса «Процессный подход в управлении» на программе iMBA в ИБДА РАХНиГС.
Эксперт по управлению бизнес-процессами и проектами.
Член Ассоциации BPM-профессионалов (ABPMP Russian Chapter)



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа руководителя

Школа руководителя

Проверьте свои знания и приобретите новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Доставка новостей@

Оформите подписку, чтобы не пропустить свежие новости

150 000 + ваших коллег следят за нашими новостями



Выбор редактора

Дайджест самых нужных статей

Главный редактор журнала «Генеральный Директор» Ольга ШУРАВИНА

Главный редактор журнала «Генеральный Директор»
Ольга ШУРАВИНА.

Читать сейчас

© 2011–2016 ООО «Актион управление и финансы»

Журнал «Генеральный Директор» –
профессиональный журнал руководителя

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Генеральный Директор». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.


  • Мы в соцсетях
Зарегистрируйтесь на сайте и документ Ваш! Это бесплатно и займет всего минуту!

Вы сможете бесплатно скачать документ, а также получите доступ к сервисам на сайте для зарегистрированных пользователей:

  • методики, проверенные на практике
  • библиотека Генерального Директора
  • правовая база
  • полезные подборки статей
  • участие и просмотр вебинаров

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение! Это бесплатно и займет всего минуту!

Вы сможете бесплатно продолжить чтение этой статьи, а также получите доступ к сервисам на сайте для зарегистрированных пользователей:

  • методики, проверенные на практике
  • библиотека Генерального Директора
  • правовая база
  • полезные подборки статей
  • участие и просмотр вебинаров

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль