Методы повышения квалификации и мотивации механиков, которые помогут в работе

778
Фото © Shutterstock
Фото © Shutterstock

Александр Пахомов, Генеральный Директор компании «Дилижанс», Санкт-Петербург



  • 3 способа мотивации механиков трудиться на совесть и постоянно повышать квалификацию
  • Как снижение ответственности механиков помогает повышать квалификацию 
  • Почему оценка механиков может длиться целый месяц 
  • Зачем рабочим нужно уметь держать эмоции под контролем и учить английский язык

Повышение квалификации и мотивации механиков – вопрос, который нужно решать, как только позволяет производственная обстановка. В нашей отрасли 90% специалистов – самоучки. Поэтому надо не только обучать людей конкретным производственным навыкам, но и давать им базовые знания, которые обычно приобретаются в средних и высших профессиональных учебных заведениях.

Вот какие методы мотивации механиков мы применяем

Перекладывать ответственность за рискованные решения на Генерального Директора

Современный автомобиль – очень сложное устройство, управляемое множеством электронных и цифровых систем. Диагностика нетипичных неисправностей сейчас сродни изыскательской работе, причем положительный результат не гарантирован. К примеру, механик разобрал мотор, осмотрел его, но не понимает причину проблемы, на которую жалуется клиент. Однако ее надо решать. Ремонт двигателя – работа дорогостоящая, цена ошибки может достигать одного, а то и нескольких месячных заработков механика. Если принятое в итоге решение не принесет результата, мы не сможем взять с клиента деньги. Получается, что сотрудник должен остаться без зарплаты, чего я допустить не могу. Поэтому все сложные технические случаи, все злые или обиженные клиенты – это моя зона ответственности.

Иногда, когда механики не уверены, получится ли устранить поломку, они зовут меня для консультаций, и я принимаю окончательное решение.

Во-первых, у меня достаточная квалификация, чтобы разобраться в проблеме и предложить технические пути ее решения.

А во-вторых, если окажется, что мое решение, реализованное механиком, было ошибочным, финансовая ответственность ляжет уже на мои плечи. Такой подход позволяет сотрудникам смелее идти на рискованные шаги, не бояться сложных случаев и не отказываться от них. Это, несомненно, способствует и повышению их квалификации. Ведь если бы у них не было возможности пробовать разные варианты ремонта, они бы никогда не выросли как профессионалы.

Делегировать сотрудникам оценку работы друг друга

В компании действует система аттестации персонала. Раз в год собирается комиссия, в которую входит 11 наиболее авторитетных сотрудников, чтобы обсудить результаты специалистов по 14 критериям и определить уровень каждого работника. Эта оценка влияет на зарплату– как на базовую ставку оклада, так и на размер премий.

Всего уровней – шесть, я назвал их квалитетами. Квалитет – это комплекс качеств и навыков сотрудника, определяющих его ценность для компании.

Методы повышения квалификации и мотивации механиков, которые помогут в работе

У каждого из 14 критериев разный вес, отражающий их влияние на итоговую оценку. Так, качество работы имеет максимальный вес – 5, а внешний вид и рабочее место – 1. Каждый критерий мы оцениваем по пятибалльной шкале, затем умножаем оценку на вес критерия, суммируем результаты по всем 14 критериям. Границы, в которых начинается и заканчивается каждый квалитет, определены опытным путем.

Критерии оценки квалификации механиков

1. Качество работы.

2. Объем работ или производительность.

3. Профессиональные знания.

4. Умение планировать, организовывать работу.

5. Умение анализировать, оценивать факты (логика).

6. Лояльность к организации.

7. Дисциплина, надежность.

8. Внешний вид и рабочее место.

9. Инициативность.

10. Умение принимать решения и брать на себя ответственность.

11. Коммуникации устные и письменные.

12. Умение контролировать эмоции.

13. Работа в команде.

14. Отношения с клиентами.

Методы повышения квалификации и мотивации механиков, которые помогут в работе

Дискуссии комиссии обычно затягиваются, еще никогда не удавалось оценить всех механиков за один раз. Как правило, оценочная сессия длится около месяца. Сотрудники выделяют относительно свободное время в течение рабочего дня и собираются на час-два пару раз в неделю. Обсуждение каждого критерия для каждого сотрудника длится до тех пор, пока не будет выработано общее мнение. Я нахожусь вместе с механиками, но не вмешиваюсь, а лишь поясняю критерии оценки, если необходимо. Признаюсь, для меня было удивительно, что мои сотрудники оценивают друг друга строже, чем это делаю я. Причина в том, что в работе они зависят друг от друга. По результатам оценки с каждым сотрудником проводится собеседование: мы разъясняем его сильные и слабые стороны, намечаем пути роста, формируем программы обучения.

Описанная система оценки существует в компании около 15 лет. Я придумал и внедрил ее с целью предоставить каждому возможность профессионального роста и исключить уравниловку, когда за одинаковую работу, выполненную с разным уровнем мастерства, механики получали одинаковую зарплату. Пришло время модифицировать систему. Вот что я собираюсь сделать.

Расширить сетку квалитетов, поскольку многие сотрудники уже уперлись в потолок – пятый квалитет.

Изменить критерии, так как они уже приелись: во время дискуссий я наблюдаю все меньше азарта и вовлеченности в процесс оценки. Я уменьшу их количество, чтобы сократить время обсуждения. Постараюсь более четко формализовать оценки. Так, мы внедрили систему получения обратной связи от клиентов, и теперь у нас есть количественная оценка и качества работы, и отношений с клиентами – это число претензий и благодарностей за год для каждого сотрудника.

Сделать оценку более формальной, например, ввести технические экзамены, учитывать оценки тестов после обучающих курсов.

Предоставлять возможность механикам повышать квалификацию

1. Базовые автомобильные дисциплины. В январе и феврале у нас сезонный спад, поэтому в это время мы открываем учебные курсы по базовым автомобильным дисциплинам, практическим методам работы, вспомогательным дисциплинам, а также проводим различные тренинги. Во время очень важного обучения мы даже на одну-две недели закрываем сервис. Например, так мы поступаем, когда к нам приезжает специалист по диагностике двигателей.

Когда с нами работают местные преподаватели, например из Политехнического института или Института повышения квалификации, мы обычно проводим занятия в первой половине дня, а на вторую планируем обычную работу. Если потребность в обучении есть лишь у одного-двух сотрудников, мы не нанимаем преподавателя, а ищем сторонние курсы. Например, так было, когда двум механикам нужно было научиться работать с компьютером.

2. Курсы английского языка. Уже 10 лет у нас действуют регулярные курсы английского языка. Последние несколько лет их ведет преподаватель, которого я очень долго искал. До него многие кандидаты (около 30 человек) отказывались работать согласно моим требованиям. Мне нужно, чтобы мои сотрудники могли прочитать и понять один-единственный текст на английском языке – инструкцию «Эльза» по ремонту автомобилей Volkswagen. Правда, это очень объемная инструкция – электронный файл занимает 14 Гбайт. Однако с точки зрения языка она очень простая: в ней всего 300 разных слов и два десятка терминов. Мне не нужно, чтобы мои сотрудники заговорили на английском; я просил учителей, чтобы изучение языка шло только на материале инструкции, чтобы механики, видя текст, могли точно сказать, что в нем написано, а не строить разные предположения. Это требование и вызвало трудности в поиске преподавателя. Почти каждый год мы повторяем нужные слова и словосочетания, а после окончания курса сотрудники сдают экзамен (это касается всех курсов, а не только курсов английского). Несмотря на то что данная информация нужна им каждый день для работы, механики умудряются многое забыть (кроме англоязычной есть еще краткая инструкция на русском, и некоторые пытаются пользоваться только ей).

3. Психологические тренинги. Подобные тренинги мы проводим, чтобы повысить стрессоустойчивость механиков, а также наладить командный стиль работы. Для этого, кроме аудиторных занятий, ежегодно устраиваем двухдневные выезды на природу, которые проходят по заранее подготовленному сценарию и одновременно являются коллективным отдыхом. У наших специалистов очень тяжелая работа: они постоянно сталкиваются с клиентами, расстроенными необходимостью терять деньги и время на ремонт автомобиля и выплескивающими свое раздражение на сотрудников сервиса. В таких ситуациях крайне важно уметь держать свои эмоции под контролем.


Александр Пахомов окончил МИФИ по специальности «прикладная кибернетика». Более 10 лет работал в физико-энергетическом институте в Обнинске, окончил научную карьеру в должности начальника вычислительного центра. В начале 1990-х годов основал компанию «Дилижанс».

ООО «Дилижанс» 
Сфера деятельности: диагностика, ремонт и обслуживание автомобилей иностранных марок Audi, Volkswagen, Skoda, Seat
Численность персонала: 50

Методы повышения квалификации и мотивации механиков, которые помогут в работе

Копирование материала без согласования допустимо при наличии dofollow-ссылки на эту страницу



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Статьи по теме в журнале «Генеральный Директор»

Школа руководителя

Школа руководителя

Проверьте свои знания и приобретите новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...



Выбор редактора

Дайджест самых нужных статей

Главный редактор журнала «Генеральный Директор» Андрей ШКОЛИН

Главный редактор журнала «Генеральный Директор»
Андрей ШКОЛИН.

Читать сейчас

Доставка новостей@

Оформите подписку, чтобы не пропустить свежие новости

150 000 + ваших коллег следят за нашими новостями




© 2011–2016 ООО «Актион управление и финансы»

Журнал «Генеральный Директор» –
профессиональный журнал руководителя

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Генеральный Директор». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.


Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение! Это бесплатно и займет всего минуту!

Вы сможете бесплатно продолжить чтение этой статьи, а также получите доступ к сервисам на сайте для зарегистрированных пользователей:

  • методики, проверенные на практике
  • библиотека Генерального Директора
  • правовая база
  • полезные подборки статей
  • участие и просмотр вебинаров

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль