Простой способ сделать свою речь убедительнее

2138
Фото © Shutterstock
Фото © Shutterstock

Леонид Смехов, преподаватель в ИБДА РАНХиГC, автор курса «Коммуникации бизнес-лидера» на очно-дистанционной программе Integrated MBA (iMBA), телеведущий, руководитель тренинг-центра «Коммуникатор»


Если бы мы могли собрать и проанализировать все наши диалоги за день, то в результате призовые места разделили бы между собой речи мотивирующие, информирующие и развлекательные. Помимо приятных сердцу или же просто веселых бытовых бесед мы часто кому-то что-то сообщаем, а также стремимся убедить или переубедить своих собеседников, сподвигнув их на различные действия.

Желая убедить, мы обычно прибегаем к аргументации и манипулированию, реже к софистике. Несмотря на то что сам термин «манипулирование» обычно в умах людей связан с чем-то нехорошим и порицаемым, это обыкновенный инструмент взаимодействия, который люди начинают использовать еще до того, как научатся говорить. Он воздействует на наши слабости, убеждения, стереотипы и чувства, при этом манипулятор сознательно скрывает то, на чем он основывает свои высказывания. К примеру, если в диалоге вам что-то говорят, а вы интересуетесь, откуда такая информация, то в случае аргументированного высказывания вам ответят, мол, прочесть об этом можно там-то и там-то. Вовсе не обязательно, чтобы указание было на конкретный источник.

Может быть и так, например:

— С чего вы взяли, что людям следует делать прививки от гриппа?

— Существует множество публикаций иммунологов на эту тему. Все они в открытом доступе в Интернете, можете найти.

На тот же самый вопрос, откуда эта информация, манипулятор ответит с удивлением: «Так это же все знают! Каждый образованный современный человек знает это! Неужели ты один не в курсе?!» И добавит, приглушив голос: «Я никому не скажу, честное слово. Этого, конечно, стыдно было не знать, но твой позор останется нашим секретом, обещаю».

Аргументируя ту или иную мысль, мы строим логическую цепочку. Аргумент всегда логичен, его структура открыта. Чтобы владеть грамотной аргументацией, необходимо иметь широкий кругозор, эрудицию, жизненный опыт и, безусловно, быстрый ум, чтобы в нужный момент выхватить из багажа знаний нужный факт.

Тем не менее в диалоге может наступить момент, когда доводы уже закончились, а полемика — еще нет. В таких ситуациях многие люди начинают апеллировать к себе, своему опыту и своим суждениям. Фразы, которые получаются в ситуации, звучат следующим образом:

  • «Я думаю, что…»;
  • «По моему мнению, это…»;
  • «Я призываю вас / я хочу, чтобы вы…».

Вы удивитесь, но на моих тренингах по техникам эффективного общения почти каждый третий выступающий грешит этими формулировками. «Так что же в них плохого?» — спросите вы. Давайте разбираться.

как сделать свою речь убедительной

В риторике одним из самых эффективных и убедительных считается аргумент к авторитету. Действительно, возражать отсылке к авторитету непросто. Тем более если в роли авторитета не человек, а, скажем, священная книга. Кто из верующих будет спорить с тем, что написано в священной книге? Разумеется, в здравом уме никто. Но общаясь в миру - в быту и на работе, - религиозные темы, как правило, мы стараемся деликатно обходить, поэтому в роли авторитета (-ов) выступают люди:

  • ученые, политики, философы, на чьи высказывания мы можем ссылаться, чьи мысли — цитировать;
  • начальники наших собеседников, с которыми те не станут спорить.

Авторитет может быть и обобщенный, например народ. Апеллируя к народной мудрости, поговорке, мы  словно говорим своему оппоненту: «Ну, ты же не считаешь себя умнее всего народа, чтобы спорить с ним?» Высказывания типа «я считаю, что много пить кофе вредно» или «по моему мнению, немецкие машины менее надежные, чем японские» представляют собой как бы псевдоаргумент к авторитету. Произнося их, мы апеллируем к себе, своему опыту. Но, по сути, наши собеседники воспринимают это как оценочное суждение, как изложение собственного мнения, но не как высказывание, которое должно убеждать.

Получается нечто вроде спора детей в песочнице:

— Мой папа говорит, что «Мерседес» лучше БМВ!

— А мой говорит, что БМВ лучше!

— А мой папа – полицейский, он придет и твоего арестует!

То есть всякое высказанное личное суждение встречает у аудитории фильтр в виде собственного мнения, которое по понятным причинам лучше, умнее и убедительнее. Иными словами, если нам говорят: «Я считаю, что летать на самолетах небезопасно», — мы сразу думаем: «А я считаю, что это ерунда». Такая псевдоаргументация несостоятельна и неубедительна. Однажды мне встретилась ее крайняя форма: мой собеседник высказывал мысль, после чего для убедительности добавлял: «Уж поверь мне!» Разумеется, я ему совсем не верил, хоть и искренне симпатизировал.

Но есть ли способ сделать подобные высказывания более убедительными?

Есть.

С непосредственным собеседником и его мыслями спорить легко. Особенно если он хорошо знаком. Здесь действует ментальная ловушка, сформулированная в двух известных фразах:

  1. Пророков нет в отечестве своем.
  2. Эксперт – это любой человек не из нашего города.

Значит, нам нужно свою мысль обезличить. Как это сделать? Очень просто.

Раньше, в советское время, было речевое клише, которым маскировали собственную позицию. Вместо «у меня есть мнение» говорили просто «есть мнение» или что-то такого же рода. Например, мы помним фразу Горбатого из кинофильма «Место встречи изменить нельзя»: «Есть сомнение, что ты, мил человек, стукачок». Таким образом, будучи обезличенным, высказывание приобретало дополнительный вес за счет присоединения к нему некоего виртуального сообщества, которое поддерживает сказанное. Получалась имитация озвучивания некой общей позиции.

В наше время авторская позиция также маскируется, но более современными, актуальными средствами обобщения и подмены. Например:

  • «Британские ученые доказали, что частое употребление кофе вредит здоровью» — без дальнейшего указания на имена и источники;
  • «Многие люди считают, что немецкие машины менее надежные, чем японские»;
  • «Любой человек скажет, что гулять ночью в парке опасно»;
  • «Мне неоднократно говорили, что в день нужно проходить не менее десяти тысяч шагов»;
  • «Врачи советуют не пить за три часа до сна» и т.д.

Использование обезличенных форм в мотивирующей речи придаст больше убедительности вашим словам, чем если вы будете говорить «я считаю» и «мне кажется важным, что». Но было бы странным говорить только о необходимости маскировки личной позиции, упустив из виду моменты, когда ее маскировать вовсе не следует. Вы не только можете, но и должны говорить «я считаю, что», «я думаю, что», когда:

  1. Вы признанный эксперт в области, о которой говорите.
  2. Вас специально пригласили, чтобы вы высказали свою позицию по теме.

В обоих случаях было бы странным скрывать свою позицию, обезличивая ее. Тем не менее в остальных ситуациях фразы-маски работают на убедительность ваших слов.

Но мы ничего не сказали о третьей нашей «запрещенной» фразе «я призываю». Когда вы мотивируете кого-то на определенные действия и произносите это словосочетание, то ваш призыв слышится как «я хочу, чтобы вы сделали…». То есть вы декларируете свою позицию и говорите людям, чтобы они делали нечто именно так, как хотите вы. Здесь ситуация абсолютно идентичная той, что и в рассмотренных нами выше примерах — вы стремитесь стать для собеседника авторитетом и навязать ему свою волю, которая непременно столкнется с его собственной волей и желаниями.

Ситуации-исключения, когда «я призываю» использовать можно:

  1. Вы авторитет для аудитории.
  2. Вы военком.

Во всех остальных случаях призыв лучше заменять более или менее явным императивом, например:

  • «Задумайтесь об этом!»;
  • «Давайте все же наберемся смелости и дадим по заслугам негодяям»;
  • «Я прошу каждого из вас на секунду задуматься». Нейтральная форма «я прошу» гораздо деликатнее, чем «я призываю»;
  • «Пусть каждый решит, что ему ближе, и сделает свой выбор. Давайте голосовать».

Умение использовать инструмент обезличивания дает широкие возможности для формирования необходимого впечатления от вас как от оратора и от предмета речи, а возможность обезличить призыв в ряде ситуаций поможет сделать его более острым и действенным.

Получить новые знания, систематизировать и переосмыслить имеющийся опыт вы сможете на программе Integrated MBA (30% онлайн) в ИБДА РАНХиГС. Основу дистанционной части составляют видеокурсы и интерактивные задания, разработанные лучшими преподавателями и бизнес-тренерами России. Данная программа хорошо подходит тем, кто хочет значительно сократить временные затраты и готов нести ответственность за свой успех. Выпускники программы получают престижный диплом МВА РАНХиГС.

Подробнее о программе iMBA можно узнать на презентации, ближайшая из которых состоится 17 марта в 19:00. В рамках презентации пройдет мастер-класс «Повышение процессной зрелости компании — технология успешного бизнеса» от эксперта по управлению бизнес-процессами Игоря Алешина.

Принять участие в презентации программы iMBA можно очно или онлайн. Регистрируйтесь сейчас.


как сделать свою речь убедительнойЛеонид Смехов — автор и ведущий тренингов по ораторскому искусству, публичной речи и бизнес-коммуникации, автор книги «Популярная риторика», а также ряда научных и публицистических статей по различным аспектам коммуникации.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа руководителя

Школа руководителя

Проверьте свои знания и приобретите новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Доставка новостей@

Оформите подписку, чтобы не пропустить свежие новости

150 000 + ваших коллег следят за нашими новостями



Выбор редактора

Дайджест самых нужных статей

Главный редактор журнала «Генеральный Директор» Ольга ШУРАВИНА

Главный редактор журнала «Генеральный Директор»
Ольга ШУРАВИНА.

Читать сейчас

© 2011–2016 ООО «Актион управление и финансы»

Журнал «Генеральный Директор» –
профессиональный журнал руководителя

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Генеральный Директор». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.


  • Мы в соцсетях
Зарегистрируйтесь на сайте и документ Ваш! Это бесплатно и займет всего минуту!

Вы сможете бесплатно скачать документ, а также получите доступ к сервисам на сайте для зарегистрированных пользователей:

  • методики, проверенные на практике
  • библиотека Генерального Директора
  • правовая база
  • полезные подборки статей
  • участие и просмотр вебинаров

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль