Временный персонал в 2016: предоставление персонала или аутсорсинг?

648
Иллюстрации предоставлены автором
Иллюстрации предоставлены автором

Олег Калинин, старший менеджер по маркетингу компании Coleman Services


Все течёт, все меняется. Именно этими словами Гераклита можно охарактеризовать бизнес-среду сегодня. С 1 января 2016 года российский бизнес должен играть по новым правилам: согласно Федеральному закону №116-ФЗ от 05.05.2014 заемный труд запрещен, предоставление временного персонала стало строже регулироваться, а к провайдерам данной услуги предъявляются жесткие требования.

В этой ситуации компании, которые периодически или регулярно привлекали временный персонал (временные проекты, сезонные «всплески» производства и т.д.) или пользовались лизингом персонала и аутстаффингом сталкиваются с необходимостью принять решение – работать ли в рамках нового закона или полностью отдавать какую-либо функцию на аутсорсинг провайдеру. У каждого способа есть свои преимущества и недостатки, и в этом стоит разобраться.

Деятельность по предоставлению труда работников (персонала)

Как правило, временный персонал применяется при необходимости привлечения дополнительного персонала во время сезонных пиков/для проведения мероприятий или для быстрой замены отсутствующих штатных сотрудников.

Стоит отметить, что некоторое время назад под фразой «аутсорсинг персонала» очень часто имелись ввиду аутстаффинг (выведение персонала за штат) или лизинг персонала («персонал в аренду»), однако закон №116-ФЗ запретил применение подобных схем в России как нарушающих права работников.

У этой услуги несколько преимуществ:

  • сохранение контроля сотрудников, структуры их вознаграждения и бизнес-процесса на всех этапах;
  • минимальные затраты на проект (все вопросы оформления и увольнения временных сотрудников, расчеты заработной платы ложатся на провайдера; прозрачная система формирования стоимости проекта);
  • сохранение персоналий сотрудников;
  • отсутствие рисков признания фактическим работодателем.

Тем не менее, есть определённые риски, о которых нужно помнить (ограничений больше, но мы укажем только основные):

  • заработная плата временных сотрудников не может быть ниже аналогичной штатной позиции (сэкономить на этом не получится);
  • субсидиарная ответственность с провайдером по выплатам сотрудникам;
  • краткосрочность проекта;
  • нельзя прибегнуть к этой услуге, если доля временного персонала более 10% от среднесписочной (придется получать согласие профсоюза);
  • запрещено применять временный персонал на опасных производственных объектах I и II классов опасности, либо на местах, отнесенных к вредным условиям труда 3 или 4 степени либо опасным условиям труда.

В случае с предоставление труда работников (персонала) закон №116-ФЗ четко определил, что этой деятельностью могут заниматься только аккредитованные ЧАЗ (частные агентства занятости), реестр которых можно найти на сайте Роструда.

Для получения такой аккредитации организация должна соответствовать нескольким требованиям:

  • уставной капитал от 1 млн руб.;
  • руководитель с опытом работы в HR не менее 2-х лет за последние 3 года и отсутствие у него судимости за преступления против личности и в сфере экономики;
  • отсутствие у компании задолженности по налогам;
  • работа в рамках общей системы налогообложения.

Вывод: услуга идеальна для компаний, которые пользуется краткосрочными заменами персонала.

Аутсорсинг функций

Аутсорсинг бизнес-процессов (BPO) не является чем-то принципиально новым на российском рынке. Например, к, уже ставшим классическими, ИТ и аутсорсингу учетных функций (кадровое делопроизводство и расчет заработной платы) и добавились аутсорсинг административных функций (зоны ресепшн, почтовой комнаты (mail-room)) и даже рекрутмент (Recruitment Process Outsourcing). Конечно же, спектр передаваемых провайдеру операций может быть значительно шире, но мы упомянули лишь наиболее популярные из них.

Плюсы аутсорсинга очевидны:

  • за весь процесс несет ответственность провайдер;
  • провайдер, как правило, специализируется на той или иной операции, поэтому обладает передовыми технологиями (софт, оборудование) и имеет хорошо отлаженные бизнес-процессы;
  • компания-заказчик может высвободить ресурсы на решение своих ключевых задач
  • зачастую в таких проектах применяется фиксированная стоимость услуг, что позволит четко планировать расходы.

Главная сложность, связанная с аутсорсингом, это как раз выбор надежного провайдера, и здесь стоит ориентироваться на репутацию компании, опыт проведения подобных проектов, а также отзывы.

Какие же особенности есть у этого решения? Стоит отметить, что аутсорсинг функций имеет другие (более высокие) расценки, по сравнению с предоставлением персонала по 116-ФЗ. Такая цена обусловлена тем, что провайдер берет на себя управление рисками, затратами, персоналом, поставщиками и несет ответственность за качество и сроки реализации проекта.

Также при внедрении BPO подготовительный этап может занять длительное время (в зависимости от предполагаемых объемов, сложности передаваемой функции, наличия специального ПО, ограничений по безопасности и прочее).

В качестве иллюстрации пример из нашей практики. Отдел закупок компании-клиента работает на базе BPM-системы, вследствие чего обязательная процедура согласования договоров носит сложный характер. Несмотря на то, что в процедуре прописаны четкие сроки согласования договора каждым департаментом, сотрудники отдела часто жаловались на их постоянные нарушения со стороны смежных подразделений. Ситуация усугублялась тем, что у каждого менеджера по закупкам в работе находится одновременно несколько договоров, поэтому риск несвоевременного продления/подписания документов крайне велик, что может повлечь за собой негативные последствия, особенно если говорить о поставках сырья на производство.

На момент контакта с провайдером клиент продумал перечень задач, которые он хочет передать на аутсорсинг, рассчитал планируемое количество рабочих часов на обработку всех имеющихся в отделе закупок документов и, тем самым, обозначил первоначальный количественный состав проекта.

Провайдер, исходя из полученных данных и имеющейся задачи, организовал поиск и подбор сотрудников, которые отвечали требованиям клиента, и обеспечил успешное прохождение организованного клиентом обучения работе в BPM системе. Для управления командой был выделен менеджер проекта со стороны провайдера (он же и единое контактное лицо для клиента).

В результате аутсорсинговая команда отвечает за согласование всех необходимых документов в программе клиента в срок и в утвержденном порядке, а при возникновении трудностей и проволочек со стороны других департаментов и поставщиков информирует ответственного менеджера отдела закупок клиента.

Более того, с течением времени команда проекта выросла (за счет расширения объема работ), и к ней уже проявляют интерес другие структурные подразделения клиента, которые также готовы передать часть своей работы на аутсорсинг.

Таким образом, бизнес может выбрать любое из решений. Срочная необходимость, быстрый запуск, краткосрочный проект – это предоставление временного персонала по закону №116-ФЗ. Или спланированное изменение бизнес-процесса, перераспределение ресурсов, длительный проект – это аутсорсинг функций.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа руководителя

Школа руководителя

Проверьте свои знания и приобретите новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Доставка новостей@

Оформите подписку, чтобы не пропустить свежие новости

150 000 + ваших коллег следят за нашими новостями



Выбор редактора

Дайджест самых нужных статей

Главный редактор журнала «Генеральный Директор» Ольга ШУРАВИНА

Главный редактор журнала «Генеральный Директор»
Ольга ШУРАВИНА.

Читать сейчас

© 2011–2016 ООО «Актион управление и финансы»

Журнал «Генеральный Директор» –
профессиональный журнал руководителя

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Генеральный Директор». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.


  • Мы в соцсетях
Зарегистрируйтесь на сайте и документ Ваш! Это бесплатно и займет всего минуту!

Вы сможете бесплатно скачать документ, а также получите доступ к сервисам на сайте для зарегистрированных пользователей:

  • методики, проверенные на практике
  • библиотека Генерального Директора
  • правовая база
  • полезные подборки статей
  • участие и просмотр вебинаров

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение! Это бесплатно и займет всего минуту!

Вы сможете бесплатно продолжить чтение этой статьи, а также получите доступ к сервисам на сайте для зарегистрированных пользователей:

  • методики, проверенные на практике
  • библиотека Генерального Директора
  • правовая база
  • полезные подборки статей
  • участие и просмотр вебинаров

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль